Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:13, курсовая работа
Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
Аннотация……………………………………………………………………
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии……………………………………………………………………..
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты……………………………………………………………………
1.2 Показатели качества жизни ……………………………………………
1.3 Критерии качества жизни …………………………………………………
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны ……………………………………………………………………….
2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения России………………………………………………………………………..
2.1 Прожиточный минимум и уровень бедности…………………………
2.2 Денежные доходы…………………………………………………………
2.3 Заработная плата……………………………………………………………
2.4 Безработица…………………………………………………………………..
2.5 Пенсионное обеспечение……………………………………………………
2.6 Медицинское обеспечение………………………………………………….
2.7 Система образования………………………………………………………
3 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..
Вместе с тем, минимальная заработная плата оказывает большое влияние на уровень жизни малообеспеченных слоев населения. Более того, опыт ряда бывших социалистических стран показывает, что доведение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума сопровождается постоянным снижением масштабов бедности и, вопреки опасениям некоторых экономистов, не вызывает ни инфляции, ни роста безработицы.
По-прежнему сохраняются существенные различия в уровнях заработной платы в отраслях экономики. Так, в соответствии с данными государственной статистики, в 2005 году уровень среднемесячной начисленной заработной платы в организациях, работающих в финансовой, кредитной сферах и в сфере страхования, был в 2,9 раза выше по сравнению со средним уровнем по Российской Федерации.
Значительно выше среднего уровня по стране уровень оплаты труда работников в организациях отдельных отраслей добывающей промышленности, в организациях транспорта, связи, энергетики. Наиболее низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве (40%), лесном хозяйстве (64%), в отраслях образования, здравоохранения, культуры (66 - 74%).
Следует отметить, что, несмотря на повышение размера заработной платы в здравоохранении, здесь (как и в образовании) покупательная способность средней заработной платы позволяет приобрести всего 1,6 - 1,8 набора прожиточного минимума и требует более существенного увеличения. С учетом наличия в семьях нетрудоспособных членов семьи для обеспечения простого воспроизводства населения необходим такой средний уровень заработной платы, на которую можно приобретать, по крайней мере, 2,5 - 3,0 набора прожиточного минимума.
Сохранение хронически
низкого уровня оплаты труда работников
здравоохранения и образования
Анализ различий размеров
среднемесячной начисленной заработной
платы по регионам Российской Федерации
свидетельствует о ее наиболее высоком
уровне в Уральском и Дальневосточном
По данными государственной статистики, в 2005 году уровень среднемесячной начисленной заработной платы был более чем в 3 раза выше среднероссийского уровня в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, в 2 - 2,9 раза выше - в Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах, в Тюменской и Камчатской областях.
Размеры среднемесячной начисленной заработной платы не превышали 60% ее среднего уровня в стране: в республиках Мордовия, Марий Эл, Чувашия; в республиках Северного Кавказа (кроме Республики Ингушетия); в Коми-Пермяцком, Усть-Ордынском Бурятском автономных округах; в Алтайском крае; в Брянской, Воронежской, Ивановской, Тамбовской и Пензенской областях.
Острой проблемой в сфере оплаты труда остается несвоевременная выплата заработной платы.
На 1 января 2005 года суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых органами государственной статистики отраслей (без субъектов малого предпринимательства) составила 30,8 млрд. рублей.
Основная масса такой
задолженности (90%) связана с отсутствием
у предприятий и организаций
средств, достаточных для полной
и своевременной выплаты
Основной причиной невыдачи заработной платы является плохое финансовое состояние предприятий. Во многих случаях неплатежеспособность предприятий, в том числе по заработной плате, связана, помимо других причин, с крайне неудовлетворительным и неумелым руководством производственной и финансово-хозяйственной деятельностью со стороны администрации этих предприятий. Наконец, нередки случаи злоупотреблений с целью улучшения собственного благополучия за счет работников предприятий, не способных эффективно защитить себя в рамках действующей судебной системы.
Указанные негативные явления, несмотря на все заверения Правительства переломить ситуацию, сохраняются и в 2006 году.
На 1 января 2006 года, по сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате составила 21056 млн. рублей. Основная сумма сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств - 18402 млн. рублей (87%). Задолженность по причине недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 2654 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 354 млн. рублей (увеличение на 35 млн. рублей, или на 10,9%).
В общей численности работников сельского хозяйства, не получающих своевременно заработную плату, 48% имели просроченную задолженность в размере 2 и более месячных фондов заработной платы (из них свыше половины - в размере 5 и более месячных фондов).
Прогноз социально-экономического развития предусматривает, что в структуре использования ВВП положительная динамика конечного потребления в среднесрочном периоде будет определяться в первую очередь ростом конечного потребления домашних хозяйств, что связано с ростом реальных располагаемых доходов населения. Но на практике и согласно прогнозным расчетам их рост существенно замедляется: с 113,7% в 2003 году до 108,8 - 109% в 2005 году и 107,9 - 108,3% в 2007 году. Это связано, прежде всего с тем, что в структуре формирования ВВП предусматривается сокращение доли оплаты труда наемных работников с 47,5% в 2004 году до 46,6% в 2005 году.
2.4 Безработица
Безработица стала одной из основных причин бедности населения.
Кроме семей с объективно
низким социально-экономическим
В конце 2005 года 3,2 млн. человек, или 3,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда - МОТ). В органах государственной службы занятости в качестве безработных были зарегистрированы 1,6 млн. человек.
По данным государственной статистики, в 2004 году более одного года искали работу 18,2% безработных, в 2005 году их стало 38,7% (37,1% - мужчины и 40,7% - женщины).
Каждый четвертый безработный
- в возрасте до 24 лет, женщины составляют
68% всех безработных, зарегистрированных
в органах государственной
Таблица 3
Удельный вес общей численности безработных в численности экономически активного населения
Показатель |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Удельный вес безработных |
9,5 |
9,7 |
11,8 |
13,2 |
12,6 |
9,8 |
8,9 |
8,7 |
8,1 |
8,3 |
Рисунок 2. Динамика удельного веса безработных в численности экономически активного населения
Таблица 4
Индекс заработной платы
Показатель |
1990 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Индекс реальной заработной платы |
97 |
43 |
49 |
51 |
44 |
35 |
42 |
50 |
59 |
65 |
72 |
Рисунок 3. Динамика удельного веса безработных в численности экономически активного населения
Специфика нынешней ситуации заключается в том, что помимо традиционных социальных групп населения (многодетные, инвалиды, неполные семьи и т.д.) в категорию бедных попадают новые большие группы: работающие в бюджетной сфере, военнослужащие, безработные, т.е. категории экономически активного населения, которые должны своим трудом обеспечивать необходимый уровень благосостояния не только себе, но и своим семьям.
Решению проблемы безработицы могут способствовать усиление кредитования отечественных производителей, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы.
Резерв повышения
Сокращению бедности поможет создание условий, способствующих самостоятельному выходу из бедности трудоспособных слоев населения. Однако эффективных действий Правительства, направленных на радикальное изменение положения дел, мы не видим.
2.5 Пенсионное обеспечение
Ситуация характеризуется
крайне низким уровнем пенсионного
обеспечения большинства
В современных условиях гражданам не гарантирован достойный уровень пенсионного обеспечения. Отношение средней пенсии и средней заработной платы (коэффициент замещения) составляет 31% и имеет тенденцию к уменьшению.
В тяжелой экономической ситуации оказывается подавляющее большинство пенсионеров, включая ранее трудившихся на относительно высокооплачиваемых работах и имеющих длительный общий трудовой стаж, стаж работы во вредных и опасных условиях, в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях.
Следует учитывать, что большинство нынешних пенсионеров - это люди, как правило, лишившиеся в начале 90-х годов своих денежных сбережений и не имевшие возможности создать новые. Вместе с тем, по данным выборочных обследований, проведенных в 80-е годы органами государственной статистики, в качестве основных направлений предполагаемого использования своих денежных сбережений граждане указывали: дополнительное материальное обеспечение в старости; расходы на лечение; помощь детям; расходы на погребение.
Необходимость таких расходов вынуждает пенсионеров еще более ограничивать свое личное потребление.
Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера составляло в 1992 году 119,3%, в 1997 году - 113,2%, но, после кризиса 1998 года резко снизилось и достигло на конец 1999 года 70,2%. На конец 2002 года величина среднего размера назначенных пенсий составила 1379 рублей в месяц и сравнялась с величиной прожиточного минимума пенсионера.
До вступления в силу с 1 января 2002 года нового пенсионного законодательства минимальные размеры пенсии по старости составляли в 1992 году 48,1% прожиточного минимума, в 1997 году - 76,6%, в 2000 году - 47,1% и в 2001 году - 41,4%.
В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии после ее индексации 1 августа 2003 года повышен с 34,4% до 37,1% прожиточного минимума пенсионера.
В 2005 году среднегодовой размер трудовой пенсии повышен до 1884 руб. в месяц, что ниже прогнозной величины прожиточного минимума пенсионера (по прогнозу Минэкономразвития России - 1960 рублей в месяц).
В 2005 году, по мнению главы ПФР, доходы пенсионеров выросли на 11% (227 рублей). Средняя пенсия составила 2149 рублей при прожиточном минимуме пенсионера 2040 рублей. Лишь к 2010 году прогнозируют что пенсия будет в 2 раза выше прожиточного минимума.
Основной источник формирования бюджета ПФР - средства единого социального налога.
2.6 Медицинское обеспечение
В соответствии со ст. 41 Конституции
Российской Федерации граждане имеют
право на бесплатную медицинскую
помощь в государственных и
К недостатку этих программ можно отнести крайне малый удельный вес профилактических мероприятий. Так, несмотря на то, что Программа государственных гарантий относит к амбулаторно-поликлинической помощи проведение профилактических мероприятий, базовая программа ОМС говорит о предоставлении этого вида помощи при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за некоторыми исключениями), новообразованиях, болезнях различных органов и систем и прочих расстройствах и нарушениях.
Это совершенно не согласуется с провозглашенным в ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан принципом приоритета профилактических мер. А ведь любую болезнь легче предупредить, чем лечить, и не только легче, но и дешевле как для отдельного человека, так и для общества в целом.