Уровень качества жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии……………………………………………………………………..
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты……………………………………………………………………
1.2 Показатели качества жизни ……………………………………………
1.3 Критерии качества жизни …………………………………………………
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны ……………………………………………………………………….
2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения России………………………………………………………………………..
2.1 Прожиточный минимум и уровень бедности…………………………
2.2 Денежные доходы…………………………………………………………
2.3 Заработная плата……………………………………………………………
2.4 Безработица…………………………………………………………………..
2.5 Пенсионное обеспечение……………………………………………………
2.6 Медицинское обеспечение………………………………………………….
2.7 Система образования………………………………………………………
3 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Реферат уровень качества жизни населения.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

2 Анализ основных показателей уровня и качества жизни

населения России

 

2.1 Прожиточный минимум и уровень бедности

Федеральным законом  № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в  Российской Федерации», принятым 24 октября 1997 года, была установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в субъектах и в целом по Российской Федерации, его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты населения.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную  оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (с учетом обязательных платежей и сборов), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Прожиточный минимум  в целом по Российской Федерации  ежеквартально устанавливается  Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации – региональными органами исполнительной власти. Данные об уровне и масштабах бедности, а также о величине прожиточного минимума в России приведены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Величина прожиточного минимума и численность бедного населения

в России за 1991 – 2005 г. г. (в среднем на душу населения, руб. в месяц;

до 1998 г. - тыс. руб. в месяц).

Годы

Величина прожиточного минимума (руб.)

Численность населения  с доходами ниже прожиточного минимума

млн. человек

в % к общей численности

1995

264,1

36,3

24,7

1996

369,4

32,3

22,0

1997

411,2

30,3

20,7

1998

493,3

34,0

23,3

1999

907,8

41,2

28,3

2000

1210

41,9

28,9

2001

1500

39,4

27,3

2002

1808

35,8

25,0

2003

2121

31,2

23,2

2004

2363

29,8

17,0

2005

2864

28,7

-


 

Из приведенных данных официальной статистики видно, что  около 30 млн. российских граждан имеют  доходы ниже прожиточного минимума и  относятся к бедным слоям населения.

К сожалению, официальные  данные не указывают количество тех, кто близок по своим доходам к черте бедности. По мнению экспертов, в настоящее время около трети населения России испытывают серьезные материальные трудности. Еще хуже ситуация выглядит по данным Всемирного банка. В опубликованном докладе о бедности в России говорится, что каждый пятый житель России живет за чертой бедности, имея месячный доход менее тысячи рублей.

Большинство бедных - это  работающие семьи, взрослые граждане со средним и профессионально-техническим  образованием, а также семьи с детьми. При этом более обеспеченные люди получают больше льгот и пособий, чем бедные. Если нынешняя ситуация сохранится, то скоро эти люди и их дети смирятся со своим положением, и тогда будет запущена социальная система воспроизводства «настоящих» бедных, которые утрачивают желание изменить ситуацию к лучшему.

 

2.2 Денежные доходы

Становление новых экономических  отношений обусловило резкое расслоение населения России по уровню материального  достатка.

В настоящее время почти половина общего объема денежных доходов достается наиболее благополучной пятой части населения, тогда как 40% наименее обеспеченного населения получают лишь 16% от общего объема денежных доходов.

Дифференциация доходов в высокоразвитых капиталистических странах до определенных пределов считается благоприятным фактором экономического развития, так как увеличивает накопления отдельных групп населения, которые вкладывают значительную часть этих накоплений в экономику страны и тем самым оживляют инвестиционную деятельность. В России эта экономическая модель сегодня не срабатывает. Значительная часть финансовых ресурсов не способствует развитию отечественной экономики и уходит за рубеж.

В условиях высокой концентрации доходов  у небольшой части населения  возникла проблема, связанная с необходимостью гарантировать остальному большинству населения определенный минимальный уровень потребления.

Дифференциация по доходам раскрывает только часть картины общего неблагополучия, так как 40% домохозяйств вовсе не имеет сбережений, четверть населения страны живет на жилой площади менее 9 квадратных метров на человека, треть жилого фонда страны не имеет элементарных коммунальных удобств.

Большинство бедных - жители средних  и малых городов, жители сел. Ясно, что есть немалые различия и между регионами: во множестве из них чуть ли не все население подпадает под критерии бедности.

В среде бедных значительна доля многодетных, неполных семей, больше семей, в составе которых - пенсионеры и  инвалиды. В каждой четвертой бедной семье есть безработный или работающий на временной работе. У многих очень плохие жилищные условия, ощущается недостаток мебели и необходимых бытовых приборов. Только 7% из числа бедных семей имеют хоть какие-то сбережения, до 40% бедных семей имеют долги - в том числе по коммунальным платежам.

Бедным практически недоступны платные медицинские услуги, наиболее престижное (и чаще всего платное) высшее образование, услуги организаций  культуры и отдыха.

Одним из наиболее острых отрицательных  последствий массовой бедности является ухудшение рациона питания населения России. Потребление мясных и молочных продуктов снизилось до уровня 1960 года, рыбы и рыбопродуктов - до уровня пятидесятых годов, а необходимая для нормальной жизнедеятельности людей калорийность в последние годы обеспечивалась в основном за счет потребления хлебных продуктов, картофеля и сахара.

Уменьшение доли основных продуктов  в рационе питания российских граждан еще больше увеличило  разрыв в уровнях потребления  биологически ценных продуктов населением России и развитых государств. Например, население России наполовину меньше, чем в США, Франции, Австралии и Дании, и более чем на треть меньше, чем в Германии и Австрии, потребляет мяса и мясопродуктов. Уровень потребления фруктов и ягод в более чем четыре раза ниже, чем в Германии, Италии и Нидерландах, молока и молочных продуктов - вдвое ниже уровня их потребления в Германии и Франции.

Снижение качества питания (по количеству и составу) у подавляющего большинства  населения России является одной  из причин ухудшения здоровья. Все более распространенными явлениями становятся ослабление иммунной системы, дефицит веса у новорожденных и молодежи, рост заболеваний желудочно-кишечного тракта, пищевых отравлений, анемии у молодых матерей.

На 1 января 2006 года общая  численность инвалидов в Российской Федерации составила 10991 тыс. человек. Из 1184 тыс. человек, впервые признанных инвалидами в 2005 году, 550 тыс. (46,5%) были в трудоспособном возрасте.

Свидетельством низкого общего уровня благосостояния населения является высокая доля расходов на питание в структуре потребительских расходов населения. По данным государственной статистики, в период наибольшего падения уровня жизни в 1998 - 1999 гг. более 53% своих потребительских расходов население вынуждено было использовать на питание. В 2006 году доля расходов на питание несколько снизилась и составила 44,1% потребительских расходов населения, но по-прежнему оставалась выше, чем в 1990 году (36,1%).

Расходы на покупку непродовольственных  товаров в 2005 году составляли 36,2% потребительских расходов населения (в 1990 году - 45,8%), расходы на оплату услуг - 6,2% (в 1990 году - 3,1%). При этом доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг возросла в потребительских расходах населения с 3,1% в 1990 году до 6,2% в 2005 году.

Значительная доля расходов на питание в структуре потребительских  расходов населения характерна для  государств с неразвитой экономикой и с высокой долей малообеспеченного  населения. В большинстве развитых стран мира доля расходов на питание  составляет 20 - 25% потребительских расходов.

Особенностью современной  России является возросшее неравенство  регионов по уровню жизни населения.

Исследования региональных аспектов бедности показывают, что  наиболее значительные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с низким уровнем экономического развития, слабыми возможностями обеспечения за счет собственных ресурсов приемлемого уровня развития социальной сферы. В таких регионах, как правило, пониженный по сравнению с другими территориями удельный вес занятого населения.

Так, в 2005 году в Эвенкийском, Агинском Бурятском, Коми-Пермяцком  автономных округах, республиках Калмыкия, Марий Эл, Ингушетия, а также в  Читинской и Ивановской областях свыше 50% населения имели доходы ниже прожиточного минимума. Более благополучное положение наблюдалось в Москве и Санкт-Петербурге, в Тюменской, Тульской, Вологодской, Нижегородской областях, в республиках Карелия, Коми, Башкортостан и в ряде других регионов, где количество бедных было ниже среднероссийских показателей.

 

 

2.3 Заработная плата

Главным фактором, определяющим низкие показатели уровня и качества жизни населения России, является низкий уровень заработной платы. Сегодня  даже средняя заработная плата в  стране не обеспечивает нормальные условия  жизни работников и членов их семей, а скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда в отраслях экономики и в организациях.

Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является увеличение фонда оплаты труда.

Уровень заработной платы  в России является самым низким по сравнению с экономически развитыми  государствами мира.

В этих странах средства, направляемые на оплату труда наемных  работников, составляли по данным ООН  и государственной статистики за 2005 год, как правило, более 50% ВВП (в  государствах ЕС - 50,7%, в США - 60,5%), а  в России в 2005 году - 34,6%.

Обесценивание труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный им труд и негативно влияет на качество и производительность общественного труда.

Таблица 2

Среднемесячная  номинальная заработная плата наемных  работников

Показатель

1990 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Среднемесячная заработная плата в текущих ценах

303

472392

790210

950205

1051

1523

2223

3240

4360

5499

6470

Среднемесячная заработная плата в сопостовимых ценах

303

472,3

790,2

950,2

1051

1523

2223

3240

4360

5499

6470


 

Рисунок 1. Среднемесячная заработная плата работников в деноминированных ценах

 

Низкая заработная плата воспроизводит  не только низкие по размеру пенсии и пособия, но и не позволяет перейти  на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, к развитию платных услуг, успешно провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы и обеспечить эффективную адресную социальную помощь малоимущим гражданам.

В целом доля расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда единого социального налога) всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, составил в 2005 году пятую часть общих расходов федерального бюджета.

Законодательно установленный  в России с 1 октября 2003 года минимальный  размер оплаты труда (600 рублей, или  около $20) значительно меньше прожиточного минимума и меньше зарплатного минимума, установленного в таких государствах, как Украина ($35), Казахстан ($38).

При таких соотношениях минимальная заработная плата не может обеспечить не только простое  воспроизводство рабочей силы, но и биологическое выживание человека. В настоящее время она, по существу, утратила социально-экономический  смысл и не может рассматриваться в качестве обоснованного социального норматива.

Информация о работе Уровень качества жизни населения