Управление государственным и муниципальным долгом

Автор: z****************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности управления государственным и муниципальным внутренним долгом.
Задачи:
-рассмотреть экономическую сущность государственного долга;
-проанализировать методы управления государственным и муниципальным долгом;
-рассмотреть эволюцию рынка государственных обязательств в России;
-проанализировать современное состояние внутреннего долга России;
-выполнить практическое задание по составлению проекта бюджета субъекта РФ на следующий год по данным текущего года.

Работа содержит 1 файл

Финансы2.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

С учетом планируемых процентных ставок, временной  структуры, величины купонных платежей и объемов заимствований во второй половине 2002 года и на 2003 год расчеты  Счетной палаты подтверждают оценки по объемам размещения государственных  ценных бумаг по номиналу и, учитывая графики погашения, подтверждают ожидаемое  изменение величины государственного внутреннего долга, размещенного в  государственных ценных бумагах.

В целом  приоритет государственных внутренних заимствований над внешними в  целях рефинансирования государственного долга в сложившихся условиях представляется оправданным. В 2003 году государственные заимствования  на внутреннем рынке долговых обязательств могут быть более дешевыми и не повлекут чрезмерных рисков федерального бюджета по увеличению текущих долговых платежей и объемов обязательств, в том числе в связи с  непредсказуемыми колебаниями курсов мировых иностранных валют. Анализ показывает, что рынок государственного внутреннего долга фактически способен выполнять функции аккумулирования  источников бюджетного дефицита, стабилизации денежного оборота и инструмента  регулирования ликвидности банковской системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержки экономического роста и инвестиционной активности.

Программой  государственных внешних заимствований  на 2003 год, предусмотренной в законе о бюджете, планируется привлечение  несвязанных (финансовых) заимствований  до 1290 млн. долларов США и целевых иностранных кредитов – до 622 млн. долларов США, что свидетельствует о снижении планируемых сумм заимствований и одновременно о снижении объема фактически привлекаемых иностранных кредитов в 2001 году по сравнению с 2000 годом, что соответствует требованиям бюджетных посланий последних лет.

В целом  долговая политика, проводимая Правительством Российской Федерации в 2001–2002 годах  и определенная на 2003 год в Программе  государственных внешних заимствований, позволит сократить  объем  государственного  внешнего  долга  на  15,6  млрд. долларов США, снизив его уровень с 139,3 млрд. долларов США на 1 января 2001 года) до 123,7 млрд. долларов на 1 января 2004 года, что составит 32% ВВП.

Вместе  с тем в 2003 году и в среднесрочной  перспективе сложившиеся в соответствии с графиком платежей текущие расходы  по обслуживанию и погашению имеющихся  долговых обязательств останутся для  федерального бюджета весьма напряженными, сохранится риск существенного увеличения объема расходов федерального бюджета  в 2003 году в связи с увеличением  курса евро к доллару США.

Программы государственных внутренних заимствований  и Программы государственных  внешних заимствований Российской Федерации на 2003 год сформированы в соответствии со статьей 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Привлечение  средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета для  покрытия расходов федерального бюджета  в предстоящем бюджетном году предусматривается только в пределах затрат на погашение долга. 

  1. Совершенствование управления государственным  долгом в РФ

В нынешних условиях существует необходимость  законодательного реформирования системы  управления государственным долгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

  1. разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
  2. разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
  3. создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
  4. разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
  5. разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

Можно выделить два основных направления  совершенствования управления государственным  внутренним долгом РФ: усиление административного  контроля над финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первое  направление – это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала – занижения экспортных цен, не возврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второе  направление для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы  и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

В среднесрочной  перспективе политика в области  государственного внешнего долга базируется на следующих принципах:

  1. обеспечение стабильного доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
  2. расширение объемов внутренних заимствований на погашение внешнего долга;
  3. активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся «пиков платежей» по государственному внешнему долгу в 2010 и 2012 гг.;
  4. проведение сбалансированной политики между увеличением ликвидности российского внешнего долга путем повышения его рыночной, составляющей и снижением процентных расходов по его обслуживанию путем привлечения займов международных финансовых организаций;
  5. проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и повышения ее инвестиционного рейтинга к 2012 году.

Главными  целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее  должно быть решение следующих задач:

  • улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
  • обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
  • содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
  • гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
  • обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
  • усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
  • создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
  • совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

Представляется  целесообразным в короткие сроки  завершить урегулирование долга  бывшего СССР путем погашения  обязательств по этому долгу перед  Парижским клубом кредиторов и трансформации  этого долга в инструменты, позволяющие  осуществлять гибкое управление им .

Со странами, не являющимися членами Парижского клуба, основным инструментом управления задолженностью должны стать операции по ускоренному погашению долга путем прямого выкупа долговых требований со значительным дисконтом, определяемым исходя из чистой приведенной стоимости долга. В ряде случаев для продвижения на рынки этих стран военной техники и высокотехнологической продукции машиностроения, погашение долга бывшего СССР может осуществляться поставками товаров или посредством проведения других видов операций по конверсии долга.

Политика  управления задолженностью РФ перед  правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями, в том числе осуществления  заимствований у правительств иностранных  государств и международных финансовых организаций, нуждается в существенной корректировке и будет строиться  на необходимости жесткого нормативного закрепления новых ориентиров заемной  политики государства:

    1. формирование необходимой институциональной и нормативной среды для обеспечения своевременной эффективной реализации проектов и совместных программ, финансируемых за счет этих заимствований;
    2. установление объемов, форм и направлений привлечения кредитов Всемирного банка с учетом целесообразности финансирования за счет этих средств работы по следующим направлениям:
    • финансирование крупных проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;
    • осуществление институциональных преобразований, прежде всего в государственном секторе экономики;
    • осуществление долгосрочных социальных программ.
    1. расширение круга международных финансовых организаций, финансирующих проекты на территории РФ;
    1. расширение сотрудничества с международными банками развития в плане более активного и масштабного использования финансовых инструментов, не предусматривающих существенных государственных гарантий.

Взаимоотношения с Международным валютным фондом в целом и в области государственного долга, в частности, должны строиться  на постепенном сокращении задолженности  перед этой организацией.

Модификация заемной политики предполагает привлечение  внешних финансовых ресурсов в форме  облигационных займов.

С целью  улучшения условий осуществления  внешних заимствований и поддержания  доступа РФ на международные рынки  капитала требует совершенствования  и институциональная структура  взаимоотношений с иностранными инвесторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным  процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным  долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области  управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и  нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь  определяет необходимость совершенствования  и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

В целом  долговая политика при умелом использовании  представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого  инструмента необходимо создать  стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных  обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет  решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность  в качестве полноценного инструмента  макроэкономического управления остается низкой. За последние годы Правительством Российской Федерации проделана  определенная работа по формированию системы управления государственным  долгом, была значительно расширена  и усовершенствована соответствующая  законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших  к сокращению долговой нагрузки на экономику.

Активная  долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и  категориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой  практике методов управления государственным  долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т.п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом