С учетом
планируемых процентных ставок, временной
структуры, величины купонных платежей
и объемов заимствований во второй
половине 2002 года и на 2003 год расчеты
Счетной палаты подтверждают оценки
по объемам размещения государственных
ценных бумаг по номиналу и, учитывая
графики погашения, подтверждают ожидаемое
изменение величины государственного
внутреннего долга, размещенного в
государственных ценных бумагах.
В целом
приоритет государственных внутренних
заимствований над внешними в
целях рефинансирования государственного
долга в сложившихся условиях
представляется оправданным. В 2003 году
государственные заимствования
на внутреннем рынке долговых обязательств
могут быть более дешевыми и не
повлекут чрезмерных рисков федерального
бюджета по увеличению текущих долговых
платежей и объемов обязательств,
в том числе в связи с
непредсказуемыми колебаниями курсов
мировых иностранных валют. Анализ
показывает, что рынок государственного
внутреннего долга фактически способен
выполнять функции аккумулирования
источников бюджетного дефицита, стабилизации
денежного оборота и инструмента
регулирования ликвидности банковской
системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом
поддержки экономического роста и инвестиционной
активности.
Программой
государственных внешних заимствований
на 2003 год, предусмотренной в законе
о бюджете, планируется привлечение
несвязанных (финансовых) заимствований
до 1290 млн. долларов США и целевых иностранных
кредитов – до 622 млн. долларов США, что
свидетельствует о снижении планируемых
сумм заимствований и одновременно о снижении
объема фактически привлекаемых иностранных
кредитов в 2001 году по сравнению с 2000 годом,
что соответствует требованиям бюджетных
посланий последних лет.
В целом
долговая политика, проводимая Правительством
Российской Федерации в 2001–2002 годах
и определенная на 2003 год в Программе
государственных внешних заимствований,
позволит сократить объем государственного
внешнего долга на 15,6 млрд.
долларов США, снизив его уровень с 139,3
млрд. долларов США на 1 января 2001 года)
до 123,7 млрд. долларов на 1 января 2004 года,
что составит 32% ВВП.
Вместе
с тем в 2003 году и в среднесрочной
перспективе сложившиеся в соответствии
с графиком платежей текущие расходы
по обслуживанию и погашению имеющихся
долговых обязательств останутся для
федерального бюджета весьма напряженными,
сохранится риск существенного увеличения
объема расходов федерального бюджета
в 2003 году в связи с увеличением
курса евро к доллару США.
Программы
государственных внутренних заимствований
и Программы государственных
внешних заимствований Российской
Федерации на 2003 год сформированы
в соответствии со статьей 92 Бюджетного
кодекса Российской Федерации. Привлечение
средств из источников финансирования
дефицита федерального бюджета для
покрытия расходов федерального бюджета
в предстоящем бюджетном году
предусматривается только в пределах
затрат на погашение долга.
- Совершенствование
управления государственным
долгом в РФ
В нынешних
условиях существует необходимость
законодательного реформирования системы
управления государственным долгом Российской
Федерации и первоочередного проведения
необходимых мероприятий, к которым можно
отнести:
- разработку
и принятие Федерального закона о внесении
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
по внесению поправок в части, касающейся
вопросов управления государственным
долгом;
- разработку
и принятие федерального закона о государственном
долге Российской Федерации;
- создание
единой базы данных по государственному
долгу Российской Федерации;
- разработку
и утверждение единого порядка ведения
Государственной долговой книги Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации
и муниципальной долговой книги;
- разработку
критериев и механизмов оценки эффективности
заемной и долговой политики.
Можно
выделить два основных направления
совершенствования управления государственным
внутренним долгом РФ: усиление административного
контроля над финансовыми потоками, дополненное
ужесточением законодательства и осуществление
системных институциональных изменений,
создающих благоприятный инвестиционный
климат.
Первое
направление – это осуществление
административных мер против стандартных
схем нелегального вывоза капитала –
занижения экспортных цен, не возврата
валютной выручки, фиктивных импортных
контрактов с авансовой оплатой и завышенными
ценами, коррупции на таможне, расчетов
через оффшоры.
Второе
направление для России предпочтительнее.
Меры по укреплению доверия к российской
экономике должны включать в себя:
улучшение налоговой системы
и налогового администрирования; сбалансированность
бюджета; обеспечение надежной работы
банковской системы; защиту прав кредиторов
и инвесторов; прозрачность финансовой
отчетности всех предприятий и организаций;
борьба с преступностью и коррупцией,
резкое улучшение работы прокуратуры
и судебной системы; строгое соблюдение
федеральных законов на всей территории
РФ, прекращение произвола и избирательных
привилегий со стороны региональных и
местных властей.
В среднесрочной
перспективе политика в области
государственного внешнего долга базируется
на следующих принципах:
- обеспечение
стабильного доступа РФ на рынки внешних
заимствований на выгодных условиях;
- расширение
объемов внутренних заимствований на
погашение внешнего долга;
- активное
управление внешней задолженностью с
целью сокращения стоимости ее обслуживания,
а также сглаживания имеющихся «пиков
платежей» по государственному внешнему
долгу в 2010 и 2012 гг.;
- проведение
сбалансированной политики между увеличением
ликвидности российского внешнего долга
путем повышения его рыночной, составляющей
и снижением процентных расходов по его
обслуживанию путем привлечения займов
международных финансовых организаций;
- проведение
сбалансированной политики в области
внешних заимствований с целью сохранения
и дальнейшего улучшения платежной репутации
России и повышения ее инвестиционного
рейтинга к 2012 году.
Главными
целями долговой политики Российской
Федерации на ближайшее будущее
должно быть решение следующих задач:
- улучшение
качества долга за счет снижения стоимости
его обслуживания, совершенствования
структуры;
- обеспечение
стабильного обслуживания как внешних,
так и внутренних обязательств страны
при любой кризисной ситуации;
- содействие
достижению инвестиционного кредитного
рейтинга и его дальнейшему повышению,
что не только обеспечит удешевление новых
заимствований для государства и частных
структур, но и будет способствовать приливу
новых прямых и портфельных инвестиций;
- гибкое реагирование
на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего
финансовых рынков и использование наиболее
благоприятных источников и форм заимствований;
- обеспечение
надежного механизма перевода заемных
средств в инвестиции, ставящего реальные
заслоны на пути их нецелевого использования.
Дополнительные заемные средства должны
привлекаться только для финансирования
и кредитования приоритетных проектов
и программ при условии их эффективного
использования;
- усиление
привлекательности российских долговых
бумаг для широкого круга инвесторов,
предотвращение резких колебаний их цены
на мировых финансовых рынках;
- создание
комплексной системы управления государственным
долгом с участием органов государственной
власти, которая позволит адекватно формулировать
и реализовывать национальные интересы
в этой сфере;
- совершенствование
учета и мониторинга государственного
долга, внедрения прогрессивных технологий
по управлению долгом, позволяющих контролировать
состояние долговой нагрузки экономики
и отслеживать ход выполнения государственных
обязательств в режиме реального времени.
Представляется
целесообразным в короткие сроки
завершить урегулирование долга
бывшего СССР путем погашения
обязательств по этому долгу перед
Парижским клубом кредиторов и трансформации
этого долга в инструменты, позволяющие
осуществлять гибкое управление им .
Со странами,
не являющимися членами Парижского
клуба, основным инструментом управления
задолженностью должны стать операции
по ускоренному погашению долга путем
прямого выкупа долговых требований со
значительным дисконтом, определяемым
исходя из чистой приведенной стоимости
долга. В ряде случаев для продвижения
на рынки этих стран военной техники и
высокотехнологической продукции машиностроения,
погашение долга бывшего СССР может осуществляться
поставками товаров или посредством проведения
других видов операций по конверсии долга.
Политика
управления задолженностью РФ перед
правительствами иностранных государств
и международными финансовыми организациями,
в том числе осуществления
заимствований у правительств иностранных
государств и международных финансовых
организаций, нуждается в существенной
корректировке и будет строиться
на необходимости жесткого нормативного
закрепления новых ориентиров заемной
политики государства:
- формирование
необходимой институциональной и нормативной
среды для обеспечения своевременной
эффективной реализации проектов и совместных
программ, финансируемых за счет этих
заимствований;
- установление
объемов, форм и направлений привлечения
кредитов Всемирного банка с учетом целесообразности
финансирования за счет этих средств работы
по следующим направлениям:
- финансирование
крупных проектов в области инфраструктуры,
имеющих общегосударственное значение;
- осуществление
институциональных преобразований, прежде
всего в государственном секторе экономики;
- осуществление
долгосрочных социальных программ.
- расширение
круга международных финансовых организаций,
финансирующих проекты на территории
РФ;
- расширение
сотрудничества с международными банками
развития в плане более активного и масштабного
использования финансовых инструментов,
не предусматривающих существенных государственных
гарантий.
Взаимоотношения
с Международным валютным фондом
в целом и в области государственного
долга, в частности, должны строиться
на постепенном сокращении задолженности
перед этой организацией.
Модификация
заемной политики предполагает привлечение
внешних финансовых ресурсов в форме
облигационных займов.
С целью
улучшения условий осуществления
внешних заимствований и поддержания
доступа РФ на международные рынки
капитала требует совершенствования
и институциональная структура
взаимоотношений с иностранными
инвесторами.
Заключение
Система
управления государственным долгом
непосредственно связана с бюджетным
процессом, поскольку долговая политика
и система управления государственным
долгом непосредственно влияют на формирование
бюджетной политики. Политика в области
управления государственным долгом
и система управления долгом являются
необходимыми условиями для формирования
обоснованной бюджетной политики и
нормального функционирования бюджетного
процесса. Упомянутая выше взаимосвязь
определяет необходимость совершенствования
и реформирования системы управления
государственным долгом как одного
из основных элементов формирования
и проведения бюджетной политики.
В целом
долговая политика при умелом использовании
представляет собой достаточно мощный
инструмент макроэкономической политики.
Для эффективного применения этого
инструмента необходимо создать
стройную систему долгового управления,
важными элементами которой являются
надлежащий учет и оценка собственных
обязательств. Существующая в России
система управления долгами позволяет
решать текущие задачи по реструктуризации
обязательств, но ее эффективность
в качестве полноценного инструмента
макроэкономического управления остается
низкой. За последние годы Правительством
Российской Федерации проделана
определенная работа по формированию
системы управления государственным
долгом, была значительно расширена
и усовершенствована соответствующая
законодательная база и проведен
ряд успешных операций, приведших
к сокращению долговой нагрузки на
экономику.
Активная
долговая политика подразумевает постоянную
работу со всеми кредиторами и
категориями долга, усиление взаимодействия
различных ветвей власти и проведение
ими энергичных действий в этой области.
Активная долговая политика включает
применение известных в мировой
практике методов управления государственным
долгом, сочетая традиционные финансовые
приемы с использованием долговых свопов,
товарных поставок, досрочного выкупа,
погашения долга с дисконтом и т.п. Активная
долговая политика также связана с учетом
геополитических факторов, использованием
возможностей международных политических
и финансовых институтов, творческим применением
мирового опыта, привлечением к решению
долговых проблем региональных органов
власти и негосударственных структур.