Автор: z****************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности управления государственным и муниципальным внутренним долгом.
Задачи:
-рассмотреть экономическую сущность государственного долга;
-проанализировать методы управления государственным и муниципальным долгом;
-рассмотреть эволюцию рынка государственных обязательств в России;
-проанализировать современное состояние внутреннего долга России;
-выполнить практическое задание по составлению проекта бюджета субъекта РФ на следующий год по данным текущего года.
Активно
применялись ГКО и облигации
федерального займа (ОФЗ). Использование
в финансировании дефицита заимствований
на рынке ценных бумаг положило начало
резкому росту внутреннего
Государственные
заимствования требовали
Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего госдолга позволил снизить процентные ставки и тем самым, во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание долга; во-вторых, облегчить получение кредитов для реального сектора. При этом резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков. [6.C.89]
Даже в 1998 г., когда начался финансовый кризис, сумма внутреннего и внешнего российского госдолга по международным меркам была небольшой – примерно 54% ВВП. Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП в 1996 г. составляло 70,4%, США – 63,1%. Но дело в том, что темпы роста российской задолженности были чрезвычайно высоки. Стремительное расширение рынка ГКО – ОФЗ в 1995 – 1997 гг. совпало с рекордным по объему притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в Россию. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки «азиатского» кризиса в 1997 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998 г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов.
От сильного
внешнего шока (из-за падения сырьевых
цен на мировом рынке и оттока
капиталов с развивающихся
Что касается
части внутреннего долга, которая
приходится на обязательства правительства
иностранным владельцам неликвидных
ГКО, девальвация рубля снизила
объемы рублевых обязательств в долларовом
выражении. К 2001 г. внутренний долг без
учета долга Центробанку не превышал
9 млрд. долларов по сравнению с 70 млрд.
до кризиса. Минфину разрешено выпустить
на рынок долговые обязательства
в размере, не превышающем законодательно
установленные пределы
Государственный долг Российской Федерации на 1 января 2007 года составил 2610,7 млрд. рублей (43,4% к объему ВВП), в том числе внутренний долг – 557,4 млрд. руб. (7,9% к ВВП) и внешний долг – 144,5 млрд. долл. США (922,3 млрд. руб., или 55,5% к ВВП).
В последние
годы благодаря благоприятной
При этом
если раньше долговые выплаты связывали
всю экономику страны и являлись
для нее непосильным грузом, то
теперь, благодаря гибкой фискальной
политике, они не являются столь
обременительными, федеральный бюджет
сводится с профицитом, а правительство
может себе позволить производить
досрочные выплаты по долгам и
расходы на другие сектора экономики.
В прошлом году правительство
досрочно произвело выплаты в
счет погашения внешней
"В 2008 году государственный долг России составит 8,4% валового внутреннего продукта (ВВП)", – заявил 10 июня, на неформальной встрече с руководителями крупнейших иностранных компаний в рамках XI Петербургского международного экономического форума министр финансов России Алексей Кудрин. Он напомнил, что в 1998 году этот показатель в 1,4 раза превышал ВВП России. "Мы использовали это время, чтобы сделать риски для внешних заемщиков минимальными", – отметил министр финансов и добавил, что это позволяет привлекать инвесторов на более выгодных условиях.
По словам Кудрина, суммарный долг государства и частного сектора в 2000 году составлял 50%, а в 2006 году – 30%. "Большой приток капиталов важен для роста экономики. Наша задача – сделать так, чтобы корпорации эффективно использовали капитал и были ответственными перед партнерами и кредиторами", – добавил министр финансов.
Управление осуществляется Правительством Российской Федерации, в пределах полномочий, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ.
Основными целями управления государственным долгом являются:
Выплата
доходов по займам и их погашение
обычно производятся за счет бюджетных
средств. Однако в условиях значительного
роста государственной
Рефинансирование использовалось и при выпуске казначейских обязательств государства. По мере их реализации выделялись дополнительные средства для погашения займов 1955-1956 годов, размещавшихся среди населения по подписке.
Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода был предусмотрен по государственному внутреннему 5% займу 1990 г., размещенному по предприятиям, а также банкам, страховым и другим финансово-кредитным учреждениям.
Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.
Государство
должно заботится об эффективности
государственного кредита. Поверхностное
представление о
Э = П – Р/Р*100,
где: П – поступления по системе государственного кредита;
Р – расходы по системе государственного кредита.
Однако
сумма поступлений по системе
государственного кредита и превышение
поступлений над расходами по
кредитным операциям не дают исчерпывающей
характеристики их эффективности. Следует
учитывать также положительное
воздействие государственного кредита
на состояние бюджета государства
и денежного обращения, страны, укрепление
доверия населения к финансовой
деятельности государственных структур
и в итоге на благоприятные
тенденции в экономическом
По внешнему
государственному долгу определяется
коэффициент его обслуживания. Он
представляет отношение всех платежей
по задолженности к валютным поступлениям
страны от экспорта товаров и услуг,
выраженное в процентах. Безопасным
уровнем обслуживания государственного
долга принято считать его
значение до 25%. В нашей стране коэффициент
обслуживания внешней задолженности
значительно превышает
На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.
Прогнозирования
являются стержнем любой торговой системы,
поэтому профессионально
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3% выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.
Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.
Возможно
совмещение консолидации с
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.
Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом