Управление государственным и муниципальным долгом

Автор: z****************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности управления государственным и муниципальным внутренним долгом.
Задачи:
-рассмотреть экономическую сущность государственного долга;
-проанализировать методы управления государственным и муниципальным долгом;
-рассмотреть эволюцию рынка государственных обязательств в России;
-проанализировать современное состояние внутреннего долга России;
-выполнить практическое задание по составлению проекта бюджета субъекта РФ на следующий год по данным текущего года.

Работа содержит 1 файл

Финансы2.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

Активно применялись ГКО и облигации  федерального займа (ОФЗ). Использование  в финансировании дефицита заимствований  на рынке ценных бумаг положило начало резкому росту внутреннего государственного долга, который включает в себя задолженность  по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), реструктурированную  задолженность по внутренним валютным облигациям, а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и  северным регионам. Отдельно стоят  обязательства государства перед  вкладчиками Сбербанка, лишившимися  своих сбережений в связи с  инфляцией, и обязательства по чекам на автомобили в конце 80-х годов. С ростом внутреннего госдолга увеличивались расходы на его обслуживание, которые к 1998 г. превратились в одну из наиболее крупных и прогрессировавших статей расходов федерального бюджета.

Государственные заимствования требовали значительно  больше ресурсов, чем были внутренние ликвидные сбережения. Дефицит государственных  финансов сократить не удалось, а  возможность внешних заимствований  оставалась весьма ограниченной. В  этой ситуации появилась необходимость  допустить нерезидентов на рынок  внутреннего государственного долга. Если в 1994 г. нерезидентам было разрешено  приобретать до 10% номинального объема выпуска госбумаг, то с 1 января 1998 г. Центральный банк и правительство объявили о полной либерализации рынка для нерезидентов (были отменены ограничения на срок репатриации прибыли и гарантированный уровень доходности). В результате доля нерезидентов на рынке ГКО – ОФЗ неуклонно росла и к апрелю 1998 г. составила 28 – 30%.

Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего  госдолга позволил снизить процентные ставки и тем самым, во-первых, уменьшить  нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание долга; во-вторых, облегчить  получение кредитов для реального  сектора. При этом резко возросла зависимость российской экономики  от конъюнктуры мировых финансовых рынков. [6.C.89]

Даже  в 1998 г., когда начался финансовый кризис, сумма внутреннего и внешнего российского госдолга по международным меркам была небольшой – примерно 54% ВВП. Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП в 1996 г. составляло 70,4%, США – 63,1%. Но дело в том, что темпы роста российской задолженности были чрезвычайно высоки. Стремительное расширение рынка ГКО – ОФЗ в 1995 – 1997 гг. совпало с рекордным по объему притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в Россию. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки «азиатского» кризиса в 1997 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998 г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов.

От сильного внешнего шока (из-за падения сырьевых цен на мировом рынке и оттока капиталов с развивающихся рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю 1998 г. уже не ГКО затыкали бюджетные  прорехи, а бюджет начал работать на ГКО. Накануне 17 августа 1998 г. казна  выплачивала по 1 млрд. долларов в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. На выплаты по ГКО – ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в свою противоположность. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная Дума. Привлечение внешних инвесторов поначалу замедлило наступление краха ГКО, а затем их уход с российского рынка ускорил его.

Что касается части внутреннего долга, которая  приходится на обязательства правительства  иностранным владельцам неликвидных  ГКО, девальвация рубля снизила  объемы рублевых обязательств в долларовом выражении. К 2001 г. внутренний долг без  учета долга Центробанку не превышал 9 млрд. долларов по сравнению с 70 млрд. до кризиса. Минфину разрешено выпустить  на рынок долговые обязательства  в размере, не превышающем законодательно установленные пределы внутреннего  госдолга. На 1 января 2001 г. внутренний долг не должен был превышать 593,3 млрд. рублей по долговым обязательствам России и 30 млрд. рублей по целевым долговым обязательствам. В структуре внутреннего  госдолга задолженность по ГКО и  ОФЗ составляет 517,5 млрд. рублей (92,1%).

Государственный долг Российской Федерации на 1 января 2007 года составил 2610,7 млрд. рублей (43,4% к объему ВВП), в том числе внутренний долг – 557,4 млрд. руб. (7,9% к ВВП) и внешний долг – 144,5 млрд. долл. США (922,3 млрд. руб., или 55,5% к ВВП).

В последние  годы благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков в 2000 – 2001 г., а также грамотной политике правительства В.В. Путина в монетарной и фискальной сферах, добившегося также существенного улучшения отношений с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов.

При этом если раньше долговые выплаты связывали  всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь  обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а правительство  может себе позволить производить  досрочные выплаты по долгам и  расходы на другие сектора экономики. В прошлом году правительство  досрочно произвело выплаты в  счет погашения внешней задолженности, в результате чего расходы по обслуживанию и погашению долга в 2006 г. сократились  до $17 млрд. Государственный долг России составит 8,4% ВВП в 2008 году.

"В  2008 году государственный долг  России составит 8,4% валового внутреннего продукта (ВВП)", – заявил 10 июня, на неформальной встрече с руководителями крупнейших иностранных компаний в рамках XI Петербургского международного экономического форума министр финансов России Алексей Кудрин. Он напомнил, что в 1998 году этот показатель в 1,4 раза превышал ВВП России. "Мы использовали это время, чтобы сделать риски для внешних заемщиков минимальными", – отметил министр финансов и добавил, что это позволяет привлекать инвесторов на более выгодных условиях.

По словам Кудрина, суммарный долг государства  и частного сектора в 2000 году составлял 50%, а в 2006 году – 30%. "Большой приток капиталов важен для роста экономики. Наша задача – сделать так, чтобы корпорации эффективно использовали капитал и были ответственными перед партнерами и кредиторами", – добавил министр финансов.

    1. Управление государственным долгом РФ

Управление  осуществляется Правительством Российской Федерации, в пределах полномочий, устанавливаемых  Федеральным Собранием РФ.

Основными целями управления государственным  долгом являются:

  • сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • сохранение стоимости обслуживания государственного долга;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Выплата доходов по займам и их погашение  обычно производятся за счет бюджетных  средств. Однако в условиях значительного  роста государственной задолженности  и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием  понимается погашение старой государственной  задолженности путем выпуска  новых займов. Например, наша страна использовала рефинансирование при  погашении задолженности по государственному 3% внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечению срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа – внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Рефинансирование  использовалось и при выпуске  казначейских обязательств государства. По мере их реализации выделялись дополнительные средства для погашения займов 1955-1956 годов, размещавшихся среди населения  по подписке.

Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Займы погашаются путем проведения тиражей  выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная  стоимость облигации), а также  тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством  выкупа государственных ценных бумаг  у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода был предусмотрен по государственному внутреннему 5% займу 1990 г., размещенному по предприятиям, а также банкам, страховым и другим финансово-кредитным учреждениям.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Государство должно заботится об эффективности  государственного кредита. Поверхностное  представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных  поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление  об эффективности государственных  кредитных операций дает отношение  суммы превышения поступлений над  расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

Э = П  – Р/Р*100,

где: П  – поступления по системе государственного кредита;

       Р – расходы по системе государственного кредита.

Однако  сумма поступлений по системе  государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей  характеристики их эффективности. Следует  учитывать также положительное  воздействие государственного кредита  на состояние бюджета государства  и денежного обращения, страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные  тенденции в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент  его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его  значение до 25%. В нашей стране коэффициент  обслуживания внешней задолженности  значительно превышает допустимые пределы.

На достижение эффективности государственного кредита  направлены такие меры в области  управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен  облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования  займов.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому профессионально воспроизведенные прогнозы Forex могут сделать вас безумно денежным.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает  размер выплачиваемых процентов  по займам. Однако не исключено и  повышение доходности государственных  ценных бумаг для кредиторов. Такая  операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3% выигрышного  займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока  действия уже выпущенных займов может  быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение  условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 г. была проведена  консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был  увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

 Возможно  совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена,  например, в 1936 г., когда облигации  семи государственных займов, размещавшихся  среди населения по подписке  с рассрочкой платежа, были  обменены на облигации нового  займа с более низкой доходностью  и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных  бумаг. 

Унификация  государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом