Управление финансами кредитной организации

Автор: f******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изменяется деятельность кредитных организаций: расширяются функции существующих и создаются новые финансово-кредитные институты, повышаются самостоятельность банков и их роль в экономике страны, совершенствуется система внутрибанковского и межбанковского обслуживания, осуществляется разграничение сфер деятельности и функций финансово-кредитных и банковских учреждений и т. д.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы управления финансами кредитных организаций.…6
1.1 Понятие, содержание финансов кредитной организации…………...…..6
1.2 Управление финансами кредитной организации…...…………..…..…..8
1.3 Методы повышения эффективности управления финансами кредитной организации …………………….……………………………………….……….15
2. Анализ управления финансами кредитной организации…………………...18
2.1 Характеристика деятельности ОАО Промсвязьбанк…………………...18
2.2 Особенности управления финансами кредитной организации…...........20
3. Пути повышения эффективности управления финансами кредитной организации………………………………………………………………………25
3.1 Основные направления совершенствования управления финансами ОАО Промсвязьбанк…………………………………………………….............25
3.2 Меры по преодолению кризиса ликвидности банка…………………...27
Заключение……………….………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Управление финансами кредитной организации.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     Пассивы кредитной организации представляют собой финансовые ресурсы, обеспечивающие его функционирование. Управление пассивами, проводится в двух главных направлениях [9,c.3]:

  • управление качеством конкретного кредитного продукта;
  • управление портфелем продуктов.

     Управление  качеством конкретного кредитного продукта состоит в формировании, поддержании — и необходимой или вынужденной — корректировке его качественных характеристик.

     Управление  портфелем кредитных продуктов предполагает, что их конкретные качественные характеристики относительно стабильны.

     Управление  пассивами представляет собой самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующие задачи [6,c.84]:

  • не допускать наличия в кредитной организации средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;
  • изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения кредитной организации соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций;
  • обеспечивать получение кредитной организацией прибыли за счет привлечения «дешевых» ресурсов.

     Каждая  из этих задач имеет особые способы и приемы решения. Важное место среди них принадлежит депозитному проценту, его дифференциации в зависимости от срока вклада. Однако развитие пассивных операций кредитной организации, означающее не столько увеличение объемов, сколько разнообразие их видов, предполагает в качестве первоосновы наличие денежного и финансового рынка, ускорение процесса приватизации собственности, устойчивости денежного оборота.

       Управление собственными средствами  кредитной организации имеет особо важное значение для обеспеченности его ликвидности и платежеспособности. При расширении активных операций банка и росте объема депозитов возникает необходимость увеличивать собственный капитал кредитной организации. Управление собственным капиталом предполагает обоснование критериев его достаточности, а также выбор показателей, позволяющих ее оценивать.

       Эффективным инструментом управления  собственным капиталом выступает  политика в области дивидендов  по выпущенным кредитной организацией акциям. Повышение дивидендов приводит к росту цены на акцию, а, следовательно, возможности продажи дополнительных акций и увеличению собственного капитала.

     Процесс управления ликвидностью кредитной организации включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами. В этих целях коммерческая кредитная организация должна все время наращивать собственный капитал, обеспечивать необходимые пропорции между собственными и привлеченными средствами; стремиться к формированию надежных и дешевых кредитных ресурсов с более длительными сроками нахождения их в обороте банка; строить кредитную политику так, чтобы рационально и эффективно использовать кредитные ресурсы, вкладывать их в прибыльные мероприятия; осуществлять кредитные вложения в объемах и на сроки в соответствии с объемами и сроками привлечения ресурсов; формировать оптимальную структуру активов с увеличением в ней доли ликвидных активов, добиваться ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов, не допуская безвозвратной потери этих средств, приумножая доходы и прибыль банка.[16,c.154]

     В процессе управления ликвидностью коммерческий банк должен так размещать средства в активы, чтобы они, с одной  стороны, приносили соответствующий  доход, а с другой — не увеличивали  бы риск банка потерять эти средства, т. е. всегда должно поддерживаться объективно необходимое равновесие между стремлением к максимальному доходу и минимальному риску.

     На  основе анализа структуры активов  в разрезе отдельных групп и видов на определенную дату и в динамике за соответствующий период коммерческий банк может перемещать средства с одного вида активов в другой при неизменных источниках средств, или при появлении новых денежных ресурсов размещать их в активы с таким расчетом, чтобы обеспечить формирование наиболее приемлемой структуры активов с точки зрения надежности размещения исходя из уровня дохода. При этом должны учитываться структура пассивов и сроки, на которые привлечены заемные средства.

     Управление  ликвидностью банка включает в себя поиск источников заемных средств, выбор среди, них самых надежных с наиболее длительными сроками привлечения и установление необходимого оптимального соотношения между отдельными видами пассивов и активов, позволяющего банку всегда выполнять свои обязательства перед кредиторами. Поэтому процессы управления активами и пассивами взаимосвязаны, взаимозависимы и осуществляются одновременно.

     За  годы практики менеджеры по управлению ликвидностью разработали несколько общих подходов к решению проблем ликвидности банков [10,c.47]:

    1) обеспечение  ликвидности за счет активов;

    2) использование,  главным образом, заемных средств для удовлетворения спроса на денежные средства;

    3) сбалансированное  управление ликвидностью 

     Управление  ликвидностью через управление активами — наиболее старый способ обеспечения  потребностей кредитной организации в ликвидных средствах. В чистом виде требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов — главным образом, денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. Метод используется в основном небольшими банками и не является дешевым способом управления ликвидностью.

     Управление  ликвидностью через управление пассивами  в чистом виде предполагает заем быстрореализуемых средств в количестве способ, но дающий более высокую ожидаемую прибыль.

     Управление  ликвидностью на основе сбалансированности активов и пассивов — компромиссная стратегия управления ликвидностью, Согласно сбалансированному методу управления ликвидностью, часть ожидаемого спроса на ликвидные средства накапливается в виде быстрореализуемых ценных бумаг и депозитов в других банках, в то время как иные потребности в ликвидных средствах обеспечиваются предварительными соглашениями об открытии кредитной линии с банками-корреспондентами или другими поставщиками средств. Неожиданно возникающие потребности в ликвидных средствах обычно покрываются краткосрочными займами. Размер долгосрочных потребностей в ликвидных средствах может быть спрогнозирован, а средства для их удовлетворения могут храниться в виде краткосрочных среднесрочных займов и ценных бумаг, которые при возникновении потребности в ликвидных средствах могут быть быстро превращены в наличность [11,c.26].

     Условием  эффективного управления ликвидностью является наличие в кредитной организации официально утвержденного документа о политике в сфере управления и контроля за ее состоянием.

       Управление рентабельностью работы  кредитной организации предполагает контроль за его доходами и расходами, предельными издержками по привлеченным средствам и предельными доходами от кредитования и инвестиций, обеспечением стабильности финансовых результатов, риском потерь. Особое внимание уделяется анализу сомнительных и убыточных операций, причин увеличения спекулятивных операций в деятельности банка, влияющих на величину получаемой банком прибыли.

       Управление рисками называется риск-менеджмент. В этой деятельности риск присутствует при выполнении разных операций: риск возврата кредита и процентов за него, своевременного получения средств поставщиком, получения прибыли, ликвидности и т. д. Без него нет предпринимательства. Поэтому вопрос стоит об умении управлять им.

     Главные задачи, которые решаются в процессе управления рисками, заключаются в  том, чтобы распознать возможные  случаи возникновения риска; оценить  масштабы предполагаемого ущерба; найти способы предупреждения или источники его возмещения.

     Управление  риском строится на изучении в прошлом  всех случаев возникновения ущерба, прогнозировании вероятности их появления для данного конкретного клиента, предварительном обосновании способов предупреждения или возмещения возможного ущерба. Такая постановка вопроса для нашей практики нова, поэтому представляет особый интерес. В этой связи разработка методических указаний по прогнозированию и оценке возможных рисков в банковской деятельности составляет первоочередную задачу.

     Проблема  управления риском тесно связана  с организацией деятельности банка, системой ответственности и экономического стимулирования труда банковского работника. В зарубежной практике для снижения риска принятия необоснованного решения при совершении отдельных кредитных операций используется принцип разграничения компетенций. Так, решения о кредитовании предприятий в особо крупных размерах или на особо рисковые операции не может принимать филиал банка: зачастую его принимает коллективный орган управления.

     Таким образом, суть управления финансами заключается в формировании стратегии и осуществлении мероприятий, которые приведут структуру баланса кредитной организации в соответствие с его стратегическими программами. 

      1.3 Методы повышения  эффективности управления финансами кредитной организации 

     Развитие  современного коммерческого банка  в настоящее время зависит  уже не только от воздействия на его деятельность таких традиционных факторов, как увеличение ресурсной и капитальной базы, расширение продуктового ряда и повышение общей доходности операций.

     В современной финансовой сфере усиливается  значимость учета и управления в  процессе текущей деятельности факторами  «второго порядка», связанными с совершенствованием управленческих технологий. Это объясняется целым рядом причин, таких, как усиление конкурентной борьбы и, как следствие этого, повышение технологичности, увеличение скорости проводимых операций и рост значимости управленческих решений.

     Таким образом, одним из важнейших факторов управления финансами кредитной организации является построение эффективной системы принятия управленческих решений, предполагающее введение системы оценки эффективности работы участвующих в процессе управления подразделений банка. 

     В процессах финансового управления используются общие и специфические методы. К общим методам можно отнести [12,c.48]:

     - построение финансовой модели  банка, определяющей принципы  оценки финансовых показателей  на основе данных управленческого  учета, описываемые обычно в  учетной политике банка для целей управленческого учета, а также в методологии оценки рисков банка;

     - определение структуры и алгоритмов  расчетов бюджетных показателей;

     - определение иерархической структуры  объектов финансового управления;

     - регламентацию порядка сбора и накопления первичной управленческой информации;

     - регламентацию порядка подготовки  и представления отчетов;

     - определение принципов и конкретных  положений системы мотивации  персонала.

     Специфические методы финансового управления используются для построения отдельных видов управленческих отчетов и расчета различных типов финансовых показателей. К ним относятся:

     - методы трансфертного ценообразования;

     - методы функционально-стоимостного анализа (ФСА);

     - методы прогнозирования платежной  позиции (ликвидности);

     - методология сценарного финансового  моделирования, разрабатываемая  на базе финансовой модели  банка для целей финансового  планирования;

     - методы прогнозирования внешних  и внутренних финансовых параметров, используемых в процессе финансового  планирования.

     Все методы ФУ можно классифицировать следующим  образом:

     - методы финансового анализа и  прогнозирования;

     - информационные методы;

     - административные методы.

     Совокупность  этих методов, реализованных в едином информационном и управленческом контексте, можно рассматривать как технологию финансового управления.

      Технология  финансового управления - это процесс, обеспечивающий поддержку управленческих решений в процессах финансового менеджмента, который включает [14,c. 132]:

Информация о работе Управление финансами кредитной организации