Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:44, курсовая работа
Среди главных проблем российской экономики многие экономисты выделяют дефицит денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и инвестиционной деятельности. Однако при ближайшем рассмотрении данной проблемы выясняется, что одной из причин этого дефицита является, как правило, низкая эффективность привлечения и использования денежных ресурсов, ограниченность применяемых при этом финансовых инструментов, технологий и механизмов.
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты управления денежными потоками..………...6
1.1. Понятие денежных потоков предприятия и их классификация……………………………………………………………...6
1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование денежных потоков…………………………………………………………………….14
2. Управление денежными потоками на примере ЗАО «Меркурий».....28
2.1 Характеристика ЗАО «Меркурий» ……………………..…………...28
2.2. Выявление положительных и отрицательных тенденций формирования денежных потоков………………………………………43
2.3. Разработка предложений по повышению эффективности управления денежными потоками………. …………………………….55
Выводы и предложения………………………………………………….58
Список использованной литературы
Оценка правильности составления баланса денежных доходов и расходов проводится на основании проверки выполнения следующего равенства:
ДС начало + ДП-ДР = ДС конец (6)
где ДСначало - денежные средства на начало периода;
ЯП - денежные поступления;
ДР - денежные расходы;
ДСконец - денежные средства на конец периода.
7685 + 236580 - 237578 - 6687.
Денежные доходы предприятия за 2011 г. сложились в большей степени из выручки от реализации (66,4% доходов в 2011 г.).
Денежные расходы сложились в основном из затрат на производство и реализацию продукции (61,2% расходов - в 2011 г.).
По форме приведенного отчета о движении денежных средств может быть разработан консолидированный (сводный) бюджет денежных потоков на предстоящий период путем корректировки соответствующих статей на прогнозируемый темп роста объема продаж или иной критериальный показатель.
Актуальной проблемой при управлении денежными средствами является поиск способов увеличения их поступления на предприятие. Рассмотрим основные из них. Рекомендации по изысканию дополнительных денежных поступлений от основных средств предприятия:
проанализировать степень использования оборудования и имущества с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности; обсудить с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, возможности оптимизации использования помещений;
определить круг потенциальных покупателей (пользователей) излишнего оборудования и имущества посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества;
выбрать наиболее подходящие каналы коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложения о продаже или сдаче в аренду имущества;
сдать в аренду или продать мало используемое оборудование и имущество;
выполнить процедуры консервации имущества, что позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество.
Рекомендации по взысканию
задолженности с целью
создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с деловым партнером. Общая зависимость от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;
сделать менеджеров по продажам ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают.
Рекомендации по разграничению выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств:
разделить поставщиков на категории по степени их важности для деятельности и прибыльности компании. Интенсифицировать контакты с критически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству;
предложить различные схемы платежей: убедить кредиторов, что новый подход был бы наилучшим способом для обеих сторон сохранить взаимовыгодные отношения;
отложить осуществление платежей менее важным поставщикам;
найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, и использовать эту информацию для дальнейших переговоров с нынешними поставщиками.
Рекомендации по реорганизации инвентарных запасов:
разнести по категориям запасы по степени их важности для стабильности деятельности компании. Проанализировать оборот запасов по видам: уменьшить объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования бизнеса;
уменьшить размеры неприкосновенных запасов (или запасов, хранящихся в качестве буфера) за счет достижения договоренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку такого товара, если возможно;
улучшить деятельность
в области заказов на снабжение
путем внедрения более эффектив
рассмотреть возможность распродажи залежавшихся запасов со скидками с тем, чтобы получить дополнительные денежные средства, однако следует избегать перенасыщения рынка своими товарами по бросовым ценам, так как это негативным образом скажется на последующих продажах товаров, а также сделает невозможным реализацию стратегии повышения цен.
Рекомендации по увеличению притока денежных средств за счет пересмотра планов капитальных вложений:
оценить, какие срочные потребности в капитальных инвестициях можно отложить на более поздний срок;
остановить инвестиционные проекты, которые стали менее эффективными в результате изменения финансовой ситуации в России. Изучить возможности возврата полностью или частично вложенных средств;
изменить график инвестиций так, чтобы уменьшить пиковую нагрузку на денежные потоки, путем пересмотра этапов вложений так, чтобы сопутствующий отток денежных средств не ухудшал бы способность компании осуществлять другие срочные платежи;
отказаться от тех капитальных расходов, которые не могут дать немедленную отдачу для компании.
Рекомендации по увеличению поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников, не связанных с взаимной торговлей:
исследовать финансовые условия краткосрочного финансирования, предлагаемого банком, и варианты их улучшения;
пересмотреть условия
долга предприятия (отсрочка выплаты
основной суммы, снижение процентной ставки),
и изучить возможность
Рекомендации по увеличению продаж:
тщательно оценивать прогнозируемые наценки по группам реализуемых товаров для того, чтобы определить группы товаров, приносящие наибольшую прибыль;
переоценить факторы потребительского спроса, такие как потребительские свойства (приоритет) при приобретении, цена, качество, тенденции моды, сезонные факторы и т.д.;
определить группы продуктов,
которые наилучшим образом
проанализировать цены и объемы реализуемой продукции, найти наиболее разумный компромисс, который поможет увеличить поступление дополнительных денежных средств, несмотря на снижение объемов продаж (путем увеличения цены и торговых наценок).
Среди основных направлений увеличения поступления денежных средств на ЗАО «Меркурий» можно выделить следующие:
- организация, проведение и непосредственное участие в ярмарках, выставках-продажах, презентациях продукции;
постоянный поиск новых каналов сбыта;
совершенствование ассортиментной политики предприятия.
1. Организация, проведение
и непосредственное участие в
ярмарках,
выставках-продажах, презентациях продукции.
Для того чтобы обеспечить высокую эффективность работы ЗАО «Меркурий», а также увеличение объемов реализации продукции, необходимо использовать различные формы активизации и стимулирования сбыта. В частности, активизации сбыта во многом способствует участие в тематических выставках-продажах, конференциях, ярмарках и т.д. Участие в выставках, ярмарках, конференциях и презентациях даст возможность сбыту выйти за рамки предприятия и предстать на обзор потенциальных потребителей, завоевать большую долю рынка сбыта. Также ЗАО «Меркурий» получит возможность усовершенствовать ассортимент продукции и установить новые хозяйственные связи путем заключения договоров поставок продукции. Проведем расчет эффективности участия ЗАО «Меркурий» в специализированных мероприятиях (ярмарках, выставках-продажах и презентациях).
В 2011 г. выручка от реализации продукции в ЗАО «Меркурий» составила 157080 тыс.руб. Участие в ярмарках, выставках-продажах и презентациях позволит предприятию увеличить выручку от реализации на 15%. Прирост объема реализации продукции за год составит 23562 тыс.руб. (157080 * 1,15 -157080 = 23562).
2. Постоянный поиск новых каналов сбыта.
Использование эффективных средств рекламы при продвижении продукции на рынок сбыта, позволит предприятию не только увеличить количество заказчиков и, соответственно, объем продаж, но и по-новому «заявить» о себе. ЗАО «Меркурий» в 2012 г. необходимо провести эффективную рекламную кампанию с бюджетом 4500 тыс.руб. в год. Данную сумму составляют затраты на рекламные объявления в СМИ, реклама на телевидении, информационные статьи в специализированных изданиях.
Расчет прироста объема реализации продукции ЗАО «Меркурий» представим в виде формулы:
V = Vср.дн. * в * Д / 100,
Vср.дн. - среднедневной объем выручки до рекламного периода, тыс.руб. в - относительный прирост среднедневного объема выручки за рекламный период в сравнении с дорекламным периодом, %
Д - количество дней учета объема выручки в рекламном периоде, дней.
Расчет в соответствии с приведенной формулой представлен в табл.28.
Таким образом, прирост объема продаж за счет проведения рекламной кампании в 2012 г. составит 7853 тыс.руб.
3. Совершенствование ассортиментной политики предприятия.
В процессе определения стратегии товарной политики предприятия необходимо, в первую очередь, работать над расширением ассортимента предлагаемой продукции. ЗАО «Меркурий» должно включать в свой ассортимент дополнительные виды продукции, работ и услуг, пемзующиеся постоянным спросом у покупателей, но ранее не включавшиеся в ассортимент. Другой причиной расширения ассортимента может быть стремление предложить тот товар (услугу), которого нет у конкурента, с тем, чтобы возвыситься над последним. Во избежание потери своей доли на рынке в пользу конкурентов необходим постоянный контроль за ассортиментом. При этом ставится задача получения информации о том, какие товары (услуги) до сих пор отсутствуют в ассортименте, на которые имеется спрос со стороны потребителей.
Так, для предприятия можно рекомендовать продажу товаров народного потребления. В 2011 г. выручка от реализации продукции в ЗАО «Меркурий» составляет 157080 тыс.руб. Осуществление новых видов деятельности позволит предприятию увеличить выручку от реализации на 20%. Прирост объема реализации продукции за год составит 31416 тыс.руб. (157080 * 1,2 - 157080 = 31416). Сумма результатов расчетов эффективности предлагаемых мероприятий в ЗАО «Меркурий» представлена в табл.25.
Обобщая вышеизложенные расчеты по повышению эффективности деятельности ЗАО «Меркурий», можно отметить, что дополнительный объем продажи продукции предприятия в результате проведения мероприятий составит в общей сложности 62831 тыс.руб., то есть объем выручки от продажи продукции увеличится примерно в 1,4 раза по сравнению с фактическим показателем 2011 г. ((157080 + 62831 / 157080 = 1,40).
Таким образом, реализация предложенных мероприятий для ЗАО «Меркурий» вполне осуществима и принесет предприятию дополнительную выручку, повысит конкурентоспособность продукции и предприятия в целом, укрепит позиции на рынке сбыта.
2.3. Разработка предложений по повышению эффективности управления денежными потоками
Определение состава, структуры денежных средств и его движение играет важную роль в финансовом менеджменте на предприятии. При определении состава и структуры денежных средств в идеале хотелось бы иметь наиболее возможный резерв в виде наличности в кассе. Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными средствами является оптимизация их текущего остатка.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Меркурий» за 2010-2011 гг. показал, что объем реализации продукции предприятия в стоимостном выражении за 2011 г. возрос на 6210 тыс.руб.или на 4,1%. Себестоимость продажи продукции повысилась на 14294 тыс.руб. или на 11,2%, вследствие чего прибыль от продаж предприятия уменьшилась на 8493 тыс.руб. или на 42,3%. В 2011 г. предприятие получило прибыль от деятельности в размере 39993 тыс.руб., тогда как в 2010 г. предприятие работало менее прибыльно (8668 тыс.руб.). Численность работников предприятия за 2011 г. увеличилась на 5 чел. и составила 28 чел., соответственно увеличились расходы на оплату труда работников предприятия. Производительность труда работников предприятия за 2011 г. по сравнению с 2010 г. снизилась на 949,57 тыс.руб. или на 14,5%о. Уровень среднемесячной заработной платы одного работника ЗАО «Меркурий» повысился за год на 1509 руб. или на 10,9% и составил 15295 руб.
За 2010-2011 гг. ЗАО «Меркурий» достаточно эффективно использовало основные фонды (рост фондоотдачи и фондорентабельности), но продолжительность оборота оборотных средств повысилась, что является негативным фактором в их управлении. В 2011 г. предприятие работало менее прибыльно в связи с большим ростом затрат по сравнению с выручкой, снизилась рентабельность его работы и производительность труда работников. Показатели финансового состояния показывают наличие финансовой устойчивости и платежеспособности, но недостаточную ликвидность ЗАО «Меркурий» за 2010-2011 гг. Анализ структуры и динамики оборота денежных средств ЗАО «Меркурий» позволяет сделать следующие выводы: Сумма денежных средств предприятия составила на конец 2011 г. 6687 тыс.руб., уменьшившись по сравнению с 2010 г. на 998 тыс.руб. или на 13%. В 2011 г. денежные средства предприятия состояли из средств в кассе (51 тыс.руб.), средств на расчетном счете (2250 тыс.руб.) и прочих денежных средств (4386 тыс.руб.). Уменьшение суммы денежных средств за год обусловлено уменьшением средств в кассе (на 3 тыс.руб. или на 5,6%), средств на расчетном счете (на 39 тыс.руб. или на 1,7%) и прочих денежных средств (на 956 тыс.руб. или на 17,9%).