Учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ современного состояния учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками, а также разработка предложений, направленных на его совершенствование.
В соответствии с поставленной целью поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы организации учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализирована нормативно-правовая база учета расчетов с покупателями и заказчиками;
изучено и проанализировано современное состояние учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками;
предложены пути улучшения учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в организациях и управления дебиторской задолженностью.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 73.60 Кб (Скачать)
  • анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде;
  • формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции;
  • определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту;
  • формирование системы кредитных условий;
  • формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов;
  • формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
  • обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

    Анализ  дебиторской задолженности  в организации целесообразно проводить по схеме, аналогичной приведенной в работе, но ее следует дополнить расчетом суммы эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной за счет предоставления кредита, необходимо сопоставить с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). [17, с. 190]

    При формировании принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции решаются вопросы о  форме осуществления реализации продукции в кредит и о типе кредитной политики предприятия (консервативном, умеренном или агрессивном). [16 , с.260]

    При определении возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по кредиту необходимо учитывать  планируемые объемы реализации продукции  в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки  платежей исходя из сложившейся хозяйственной  практики; коэффициент соотношения  себестоимости и цены реализуемой  продукции. При формировании системы  кредитных условий, вырабатывая  политику кредитования покупателей  своей продукции, организации должны определиться по следующим вопросам:

  • срок предоставления кредита – чаще всего применяются стандартизированные по условиям оплаты, в том числе и по продолжительности кредитования, договоры; тем не менее, возможны и отклонения от данной политики; определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции);
  • стандарты кредитоспособности – заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться;
  • система создания резервов по сомнительным долгам – при заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей, однако, не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя, рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу;
  • система сбора платежей – этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку: процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты; критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений; системы наказания недобросовестных контрагентов;
  • система предоставляемых скидок – в предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относятся предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

    Предоставление  скидок стимулирует не только увеличение продаж, но и сокращение сроков отвлечения денежных средств в расчетах с  покупателями. Ценовая мотивация  сейчас является общепринятой практикой. Эффективная ее реализация поставщиком  позволяет ему сократить товарные запасы на складах и существенно  уменьшить дебиторскую задолженность. [14, с. 395]

    Например, покупатель получает скидку в случае оплаты полученной продукции в течение 10 дней с начала периода кредитования (с момента отгрузки продукции).

     Если  оплата совершается позже установленного срока (с 11-го по 45-й день), скидка на продукцию не предоставляется и  покупатель оплачивает полную стоимость  товара. В случае неуплаты в течение  всего кредитного периода, покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф. [13, с. 340]

    Формирование  стандартов оценки покупателей и  дифференциация условий предоставления кредита включает следующие основные элементы:

  • определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
  • формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
  • выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
  • группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
  • дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

     Отбор должен осуществляться с помощью  неформальных критериев: соблюдение платежной  дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для  анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

     Дифференциация  кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей  может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита, необходимость страхования кредита за счет покупателей, формы штрафных санкций. [22, с. 462]

     Основными формами, обеспечивающими использование  на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются [10, с.5]:

  • факторинг – финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием-продавцом на возмездной основе права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании (фактор-фирма), которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. Воспользовавшись факторингом, поставщик получает большую часть суммы (60-90%) за поставленную продукцию от фактор-фирмы сразу же после отгрузки товара. Оставшаяся часть придерживается для покрытия риска неоплаты. После поступления платежа блокированная сумма за вычетом процентов и комиссионных фактор-фирмы, выплачивается поставщику в срок, определяемый фактор-соглашением, причем независимо от текущего финансового положения покупателя. Эта операция – достаточно дорогая для предприятия [13, с.111].
  • учет векселей, выданных покупателям продукции, – финансовая операция по их продаже банку или другому финансовому институту по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.

    Среди проблем управления дебиторской  задолженностью можно выделить следующие:

  • нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
  • не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
  • отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
  • не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
  • функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

     Для решения проблем управления дебиторской  задолженностью можно предложить:

    1. Для контроля и планирования дебиторской задолженности на предприятии должна быть налажена работа по получению следующей информации:
  • данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
  • время просрочки платежа по каждому из счетов;
  • размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
  • кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).
    1. Автоматизировать процесс управления дебиторской задолженностью. Основная причина, по которой организщации должены отказаться от ведения учета и контроля дебиторской задолженности в Excel, связана с трудностью оперативного обновления данных и настройки, обязательных для исполнения процедур утверждения.
    2. Снизить риск несвоевременного возврата денежных средств и возникновения убытков можно, заключив договор страхования дебиторской задолженности. Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Безусловно, страхование дебиторской задолженности со временем станет нормой для многих российских компаний. Заключение договора страхования позволит не только провести обоснованную оценку кредитных рисков компании, но и переложить сами риски на страховую компанию.

     Таким образом, рекомендуемые выше положения, которые могли бы лечь в основу политики управления дебиторской задолженностью в организациях РФ, позволят предприятиям избежать убытков связанных со списанием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, повысить эффективность расчетов с покупателями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Под дебиторской задолженностью понимаются все выражаемые в денежной форме  обязательства отдельных физических юридических лиц и прочих дебиторов  перед данным предприятием. Дебиторская  задолженность возникает в ходе различных операций, чаще всего при  реализации товаров, выполненных работ  и оказанных услуг в кредит.

    В бухгалтерском и финансовом учете и балансе дебиторская задолженность отражается по видам. Для облегчения классификации и учета всех видов задолженностей в балансе, в главной книге надо вести отдельный счет по каждому виду дебиторской задолженности.

    Учетная политика торгового предприятия  принимается на длительный период с  учетом условий хозяйствования и  информационного содержания заключенных  с покупателями товаров договоров. Согласно выбранной учетной политике на предприятии устанавливается  метод учета реализации товаров, то есть момент, когда товары считаются  проданными.

    Моментом  реализации товаров может быть признана оплата товаров (поступление денежных средств на счета и в кассу  торгового предприятия) или их отгрузка и предъявление покупателю расчетных  документов к оплате.

    Можно сделать выводы, что существует достаточно много вариантов учёта расчётов с покупателями и заказчиками, каждый из которых имеет свою определённую специфику и методы для реализации в системе бухгалтерского и финансового учёта.

    Хочется отметить, что в современных условиях, применительно к состоянию Российской экономики от бухгалтера требуется знание всех нюансов ведения расчётов с покупателями и заказчиками, умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации и выбирать наиболее верное решение, которое благоприятно повлияет на экономическое положение организации.

    Таким образом, были рассмотрены все аспекты  учета расчетов с покупателями и  заказчиками. В качестве обобщающего  вывода можно сформулировать следующее: своевременное и правильное отражение  информации о дебиторской задолженности  на счетах и в регистрах бухгалтерского учета необходимо для точной оценки финансового состояния предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Гражданский кодекс РФ, чч.1 и 2.

    2. Гражданский кодекс РФ от 30.10.1994 года №51 – ФЗ (ред. 30.12.2008г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 11.01.2009г.).

    3. Закон РФ "О бухгалтерском учёте"  №129-ФЗ от 21 ноября 1996г

    4. Федеральный закон от 09.07.2002 №  83 – ФЗ (ред. от 23.07.2008г. №160-ФЗ) "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

    5. "Положение о правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации"  от 05.01.1998 № 14 – П (ред. от 30.10.2002г.  №1201-У).

    6. Финансы и кредит: учебник / под ред. Г.Б. Поляка, 2010 г., 800 с.

    7. Финансы и кредит - Трошин А.Н. - Учебник, изд.: Инфра-М – 2009 г., 408 с.

    8. Финансы. Денежное обращение и кредит   - под ред. Романовского М.В., Врублевской А.В. – 2009 г., 512 с.

    9. Финансы: экономический анализ банковских услуг : учебное пособие / В.В. Тен; под научной редакцией д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 116 с.

    10. Финансы и кредит : учебное пособие / Л.А. Макарова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

    11. Финансы и кредит/ Т.В. Коновалова, Л.Г. Волкова и др. Мичуринск – наукоград РФ, 2010

    12. Финансовая работа на сельскохозяйственных предприятиях/ Т.В. Коновалова, А.А. Ковалевич, А.В. Коновалов Мичуринск – наукоград РФ, 2010

    13. Финансы и кредит - А. М. Ковалева - Учебное пособие, изд.: Инфра-М – 2009 г., 512 с.

    14. Финансы: Учебник/ Ковалёв В.В. – М.: Проспект 2008

    15. Финансы: учебное пособие с применением структурно-логических схем)./ Шуляк П.Н. – М.: Дашков и К, 2007

    16. Финансы: Учебник для ВУЗов/ Грязнова А.Г. – М.: Финансы и статистика, 2007

    17. Деньги, кредит и банки: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. академика РАЕН Жукова Е.Ф. -3-е - изд. Пер. и доп. Рек. МО РФ, рек. Экспертный совет МА - М.: ЮНИТИ, 2009

    18. Финансы предприятий: Учебник/ Ковалёв В.В. Ковалёв Вит. В. – М.: Велби, Проспект, 2008

Информация о работе Учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками