Учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ современного состояния учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками, а также разработка предложений, направленных на его совершенствование.
В соответствии с поставленной целью поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы организации учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализирована нормативно-правовая база учета расчетов с покупателями и заказчиками;
изучено и проанализировано современное состояние учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками;
предложены пути улучшения учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в организациях и управления дебиторской задолженностью.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 73.60 Кб (Скачать)

    Безотзывный и отзывной аккредитив представляют собой интерес, прежде всего для  поставщика. При отзывном аккредитиве  банк покупателя может в любой  момент без уведомления поставщика изменить условие провидения расчетов или же и вовсе отменить их. Соответственно  в случае без отзывного аккредитива  для изменений условий расчетом или отмены платежа требуется согласие поставщика (рис.1).

          1

         5

   4  2

      3  

Рис.1. -  Схема аккредитивной формы расчетов.

    1 - заключение договора о поставке  товаров (оказании услуг) с  предварительной оплатой;

     2 - передача платежного поручения  в банк и списание средств  со счета покупателя;

    3 - перевод средств в банк поставщика  и зачисление средств на счет  получателя;

    4 - сообщение поставщику о зачислении  средств на его банковский  счет;

    5 - поставка товара (оказание услуг)

    Порядок бухгалтерского учета операций по аккредитиву  напрямую зависит от того, на каких  условиях открывается аккредитив, а  так же от вида аккредитива. У покупателя открытия покрытого аккредитива отражается на субсчете «Аккредитивы» к счету 55 «специальные счета в банках». Для учета, не покрытого аккредитива используется за балансовый счет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные».

    Согласно  статье 223 ГК РФ, право собственности  у покупателя возникает с момента  передачи готовой продукции, если иное не  предусмотрено законом или  договором. [1]

    Передачей признается не только вручение продукции  непосредственно покупателю, но и  сдача перевозчику для отправки покупателю. Как правило, исполнение аккредитива не совпадает с моментом перехода право собственности на отгороженную готовую продукцию.

    Поставщик для учета открытого на него аккредитива  может использовать за балансовый счет 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные».

    Отметим, что аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски, как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов, если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.

    Возрождение рыночной экономикой финансового рынка  привело к восстановлению вексельного  обращение в России, и прежде всего  это относится к использованию  векселя по взаимоотношениям покупателя, заказчика и продавца в сделках, связанных с поставкой готовой  продукции. В этом случае применяется  товарный (коммерческий) вексель, который  имеет двойственный характер, проявляющийся  в том, что он функционирует и  как ценная бумага, и как средство расчетов, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками. [17, 110  с.]

    Бухгалтерский учет векселей, применяемых при расчетах между организациями за поставленную продукцию, осуществляется:

  • у векселедателя – на счете 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Векселя выданные» в сумме, указанной в векселе, в корреспонденции с дебетом счетов учетом материальных ценностей или издержек производства (обращение);

    Векселедатель, сумму причитающихся к уплате по векселю процентов за полученную продукцию, в зависимости от конкретного содержания хозяйственной операции, отражает либо в составе производственных затрат, т.е. по дебету счетов 20,23,25,26,44, если речь идет о приобретении продукции, имеющих производственный характер, либо относит в дебет тех счетов, на которых учитываются получаемые те или иные материальные ценности. [9]

    До  наступления срока погашения  товарный вексель может быть передан  векселедержателям третьему лицу, который  может быть любое юридическое  или финансовое лицо. Передача может  осуществляться в порядке взаиморасчетов за полученную готовую продукцию, в  качестве средств расчетов за кредиты  и займы, оказания финансовой помощи или продаваться за деньги. С момента  получения векселя третьими лицами он теряет свойство товарного, и его  обращение будет регламентироваться правилами, действующими для финансовых векселей, т.е. в зависимости от срока  действия он будет учитываться на счете 06 или счете 58.

 
 
 
 

     Рассмотрим расчет чеками на схеме (рис. 2).

    Рисунок 2. – схема расчета чеками 

    1. 2 Особенности расчетов сельскохозяйственных  товаропроизводителей с покупателями  и заказчиками 

    Для обобщения информации о расчётах с покупателями и заказчиками  предназначен счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». [18, с. 78] Этот счёт активно - пассивный. К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

    1. - «Расчеты по государственным  контрактам»,

    2. - «Расчеты с заготовительными  и перерабатывающими организациями  АПК»,

    3. - «Расчеты по векселям полученным»,

    4. - «Расчеты по авансам полученным»,

    5. - «Внутригрупповые расчеты взаимосвязанных  организаций»,

    6. - «Расчеты с прочими покупателями  и заказчиками».

    Перед тем как реализовать товар  сельскохозяйственные организации заключают договор с покупателями и заказчиками.

    В договоре указывается: предмет договора, цена договора и порядок расчетов, порядок поставки, приемка товара, обязательства сторон, ответственность  сторон и разрешение споров, форс-мажорные обстоятельства, сроки действия договора, прочие условия.

    Так, при реализации товаров необходимо наличие счета поставщика на оплату.

    На  основании договора поставки покупателю выставляют счет на оплату. В счете  указываются банковские реквизиты  поставщика, цена единицы товара, общая  стоимость партии, а также сумма  налога, включенного в стоимость  товаров. [19, с. 159]

    Счет  выписывают в 2 экземплярах:

    · первый экземпляр - покупателю (заказчику) для оплаты;

    · второй экземпляр - поставщику.

    Счет  подписывают главный бухгалтер  и руководитель.

    Выписанный  счет отсылается клиенту по факсу. Клиент оплачивает счет и по мере его оплаты оформляется отгрузка товара.

    Движение  товара от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными документами - товарной накладной. [18, с.82]

    В товарной накладной указывается  номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими материальные ценности и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и покупателя. Накладная выписывается в двух экземплярах. [19, с. 143]

    На  основании товарной накладной формируется  счет-фактура. Он является основным первичным  документом, служащим основанием для  расчетов с поставщиками и подрядчиками. В счет - фактуре указаны: порядковый номер счет фактуры; наименование поставщика товаров; наименование получателя товаров; стоимость, цена товаров; сумма налога на добавленную стоимость; дата предоставления счет - фактуры. [20, с. 148]

    Счет-фактура  выданный предназначен для ведения  налогового учета и формирования книги продаж.

    Счет-фактура  формируется в 2 экземплярах на каждую отгрузку товара или выполнения работы, оказания услуг. Счет-фактура должен быть доставлен не позднее 5 дней со дня отгрузки. Подписывается счет-фактура  руководителем.

    Счет-фактура  формируется в 2 экземплярах на каждую отгрузку товара или выполнения работы, оказания услуг. Счет-фактура должен быть доставлен не позднее 5 дней со дня отгрузки. Подписывается счет-фактура  руководителем.

    Покупатель  забирает продукцию только при наличии  доверенности. В ней указываются  следующие данные: реквизиты организации, которая выписала доверенность, количество продукции, паспортные данные лица, на которого выписана доверенность, срок действия доверенности. Доверенность подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и лицом, получившим доверенность. [20, с. 172]

    Заключающим этапом реализации товара является формирование книги продаж главным бухгалтером.

    Отчет формируется за установленный период на основании введенных документов «Счет-фактура», «Запись книги продаж». Документ «Запись книги продаж»  удобно вводить на основании ранее  введенного документа «Счет-фактура  выданный». Документ «Запись книги  продаж» предназначен для ввода  записей в книгу продаж.

    Книги продаж - в книге продаж регистрируются выписанные или выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). [20, с. 118]

    Счета-фактуры, выданные при реализации товаров, передаче имущественных прав организациям и  индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, регистрируются в книге продаж. [19, с. 93] 

    1. 3 Нормативное регулирование расчетов  с покупателями и заказчиками 

    Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками по РСБУ осуществляется на четырех уровнях.

    Первый  уровень нормативного регулирования  – законодательные акты, указы  Президента Российской Федерации и  постановления правительства. К  данному уровню относятся:

  • Налоговый Кодекс РФ (часть 2, глава 25 «Налог на прибыль организаций», статьи 246-333). Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности
  • Гражданский Кодекс РФ. Согласно ГК РФ, обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Порядок исполнения сторонами денежных обязательств определяется договором и только в случае недостаточности или неясности установленных условий исполнение обязательств должно производиться в соответствии с иными дополнительными условиями.
  • Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности должен быть отражен в учете, после выполнения организацией-кредитором товарной части сделки - после отгрузки продукции.
  • Постановление Правительства РФ, согласно которому организация обязана отразить задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость по отгруженной продукции не позднее 5 дней со дня ее отгрузки (НК РФ ).

    Второй  уровень представлен ПБУ и  нормативными актами, изданными министерством  финансов РФ и другими органами, которым предоставлено право  регулирования налогового учета.

Информация о работе Учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками