Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа
По мере интеграции России в мировое рыночное хозяйство структура банковского сектора экономики стремится к мировым стандартам. Малые масштабы бизнеса пока не позволяют российским банкам конкурировать с зарубежными финансовыми институтами на мировом рынке финансовых услуг (общая капитализация российских банков сравнима с капиталом одного крупного западного банка).
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТРАНСФЕРТНАЯ ЦЕНА. ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 6
1.1. Трансфертное ценообразование: понятие и цели. 6
1.2. Способы установления трансфертных цен 9
II. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФЕРТНОЙ ЦЕНЫ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ. 14
2.1. Специфика трансфертного ценообразования в коммерческом банке. 14
2.2. Методы трансфертного ценообразования 19
3.3. Практика российских банков в применении определенных методов трансфертного ценообразования 25
III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФЕРТНОЙ ЦЕНЫ МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ БАНКА. 27
3.1. Трансфертное ценообразование в системе управления многофилиальным банком 28
3.2. Распределение доходов и расходов банка между структурными подразделениями. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список использованной литературы: 38
Затраты на внутренние услуги должны контролировать потребители. Это значит, что цены на них должны устанавливаться до начала периода предоставления услуг, чтобы величина потенциальных расходов была известна заранее. Кроме того, руководитель подразделения должен иметь полномочия отказаться от услуги, которая, по его мнению, не нужна, а также от лишних площадей, компьютеров или людей. В противном случае, возможна ситуация, когда подразделения чрезмерно увлекутся предоставлением услуг и основной бизнес компании остановится.
В мировой экономической практике применяются четыре основных метода расчета трансфертного ценообразования:5
Рассмотрим
теперь специфику формирования системы
трансфертного ценообразования в кредитных
организациях.
Применительно к кругообороту финансовых ресурсов в коммерческом банке денежные средства имеют обезличенный характер, поскольку при поступлении в банк из различных источников финансовые ресурсы перераспределяются между подразделениями в соответствии с текущими потребностями банка. Тем не менее, привлекаемые ресурсы имеют разную стоимость для банка, поэтому для оценки деятельности подразделений и прибыльности отдельных банковских продуктов необходимо идентифицировать финансовые средства и определить реальные цены, по которым подразделения получают ресурсы. Введение трансфертного ценообразования для ресурсов, перераспределяемых внутри банка, позволяет определить стоимость ресурсов для подразделений банка, действительную эффективность затрат и прибыльность подразделений банка.
Рис. 2 Цепочки
формирования стоимости в банке6
Трансфертная цена ресурсов определяет направления движения средств в банке и способствует оптимальному переливу ресурсов между подразделениями, становясь инструментом управления ликвидностью в коммерческом банке. Одновременно с перераспределением ресурсов между подразделениями банка происходит перераспределение финансовых рисков посредством разделения коммерческой и финансовой маржи банка. В частности, разделяются кредитные риски размещающего подразделения и фундаментальные риски (процентный и риск ликвидности), контролируемые казначейством. Таким образом, трансфертное ценообразование является элементом системы управления банковскими рискам.
При введении трансфертных цен банк также преследует такие цели как:
Реализация ресурсов по трансфертным ценам позволяет разделить маржинальный доход между центром-покупателем и центром-продавцом ресурсов и определить оптимальный объем перераспределяемого ресурса и объем предложения банковского продукта или услуги, поэтому внутренняя цена ресурсов служит основой для внешнего ценообразования на банковские продукты и услуги.
Таким образом, специфика трансфертного ценообразования состоит в том, что, являясь элементом финансового планирования в банке, трансфертное ценообразование позволяет разделять риски банка, способствует управлению банковской ликвидностью, обеспечивает оптимальное распределение капитала между подразделениями банка и служит инструментом анализа дохода и затрат подразделений банка.
По отношению к системе финансовых потоков коммерческого банка в структуре последнего выделяют привлекающие и размещающие подразделения.
Привлекающие подразделения обеспечивают формирование пассивов банка, привлекая денежные средства клиентов. Размещающие подразделения осуществляют активные операции и обеспечивают получение банком процентного дохода. Структуризация банка на привлекающие и размещающие подразделения обуславливает наличие внутрибанковского оборота денежных средств, когда финансовые ресурсы передаются от центров привлечения к центрам размещения по внутренней трансфертной цене.
Трансфертная цена ресурса – это внутренняя цена на финансовые ресурсы, перераспределяемые внутри банка от одного центра ответственности другому. Центр ответственности определяют как структурное подразделение, производящее однородные продукты и услуги, либо как единицу управления с определенными целями, бюджетом и отчетностью. Исходя из различий функциональной направленности деятельности структурных подразделений, места подразделения в организационной структуре финансового управления, широты полномочий руководителей подразделений и соответствующей меры ответственности, типов центров ответственности в рамках организационной структуры банка выделяют центры дохода, затрат и прибыли. При трактовке данных вопросов возможна различная терминология, поэтому для целей нашего исследования остановимся на терминах, которые будут использоваться в дальнейшем.
Центр ответственности – структурное подразделение банка, которое полностью контролирует те или иные аспекты финансовой деятельности, его руководитель самостоятелен в принятии управленческих решений в рамках этих аспектов и полностью ответственен за выполнение доведенных ему плановых финансовых показателей. Права руководителя центра ответственности, связанного с отдельными аспектами управления финансовой деятельностью в рамках этого подразделения, соответствуют мере его ответственности при контроле со стороны вышестоящей структуры финансового управления.
Центр
прибыли – бизнес-единица
Центр дохода – бизнес-единица банка, руководитель которой несет ответственность за формирование доходов в установленных объемах. В силу функциональной направленности своей деятельности центр дохода не отвечает за формирование и уровень расходов по выходу продукта и косвенно влияет на объем затрат.
Центр затрат – бизнес-единица банка, руководитель которой ответственен за расходование средств в соответствии с доведенным ему бюджетом. В силу функциональной направленности своей деятельности – поддержки и обеспечения бизнеса банка, центр затрат не отвечает за доход и лишь косвенно может влиять на величину прибыли банка. Центры затрат подразделяются на центры обеспечения бизнеса, центры поддержки бизнеса и центры управления.
Построение
системы центров
Критерии
выделения центров
1) Обеспечение возможности для разделения трансакций центра ответственности на внутренние и внешние.
2) Однородность единиц, выделяемых в качестве центров ответственности.
3) Обеспечение возможности классификации центров ответственности по
типам.
4) Автономность центров ответственности.
Описав деятельность банка как совокупность взаимосвязанных определенным образом центров ответственности, или как совокупность процессов бизнеса, процессов управления, обеспечения и поддержки бизнеса, получаем схему финансовой структуры банка, которая позволяет выделять финансовые результаты в разрезе центров ответственности, управлять доходностью, рентабельностью и затратами в целом по банку и по подразделениям в отдельности. Для определения финансового результата центров ответственности вводится трансфертное ценообразование, которое повышает эффективность и контроль за деятельностью подразделений, что ведет к сокращению неконтролируемых расходов банка.
Выбор методов ценообразования при проведении внутренних операций - достаточно серьезная проблема для российского банковского сектора. В нынешних условиях отечественные банки не способны экспериментировать с различными методами трансфертного ценообразования, так что использование зарубежного опыта здесь достаточно разумно.7
Из банковской практики известно, что ни один подход не обеспечивает идеального согласования интересов всех центров финансовой ответственности и банка в целом. Можно выделить три основных метода формирования трансфертных цен на финансовые ресурсы: метод экспертной оценки, рыночный и затратный методы.
Метод экспертной оценки заключается в назначении трансфертной цены руководством коммерческого банка или казначейством, отвечающим за управление финансовыми ресурсами банка. Данный метод предполагает существование мощной аналитической системы управления рисками несбалансированности активов и пассивов по срокам.
При выборе банком классической модели трансфертного ценообразования возникает аккумуляция рисков в одном структурном подразделении - казначействе. В целях страхования от процентного риска казначейство должно проводить активную политику управления инструментами межбанковского и срочного рынков. Применение данного метода экономически обосновывается и реализуется с учетом целей подразделений, способствующих максимизации прибыли банка в целом.
Информация о работе Трансфертное ценообразовоние в коммерческом банке