Трансфертное ценообразовоние в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

По мере интеграции России в мировое рыночное хозяйство структура банковского сектора экономики стремится к мировым стандартам. Малые масштабы бизнеса пока не позволяют российским банкам конкурировать с зарубежными финансовыми институтами на мировом рынке финансовых услуг (общая капитализация российских банков сравнима с капиталом одного крупного западного банка).

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТРАНСФЕРТНАЯ ЦЕНА. ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 6
1.1. Трансфертное ценообразование: понятие и цели. 6
1.2. Способы установления трансфертных цен 9
II. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФЕРТНОЙ ЦЕНЫ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ. 14
2.1. Специфика трансфертного ценообразования в коммерческом банке. 14
2.2. Методы трансфертного ценообразования 19
3.3. Практика российских банков в применении определенных методов трансфертного ценообразования 25
III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФЕРТНОЙ ЦЕНЫ МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ БАНКА. 27
3.1. Трансфертное ценообразование в системе управления многофилиальным банком 28
3.2. Распределение доходов и расходов банка между структурными подразделениями. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список использованной литературы: 38

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 112.33 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТРАНСФЕРТНАЯ ЦЕНА. ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 6

1.1. Трансфертное ценообразование: понятие и цели. 6

1.2. Способы установления трансфертных цен 9

II. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФЕРТНОЙ ЦЕНЫ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ. 14

2.1. Специфика трансфертного ценообразования в коммерческом банке. 14

2.2. Методы трансфертного ценообразования 19

3.3. Практика российских банков в применении определенных методов трансфертного ценообразования 25

III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФЕРТНОЙ ЦЕНЫ МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ БАНКА. 27

3.1. Трансфертное ценообразование в системе управления многофилиальным банком 28

3.2. Распределение доходов и расходов банка между структурными подразделениями. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

Список  использованной литературы: 38 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     По  мере интеграции России в мировое  рыночное хозяйство структура банковского сектора экономики стремится к мировым стандартам. Малые масштабы бизнеса пока не позволяют российским банкам конкурировать с зарубежными финансовыми институтами на мировом рынке финансовых услуг (общая капитализация российских банков сравнима с капиталом одного крупного западного банка). Поэтому приведение качественных характеристик банковского сектора к соответствию международным нормам является одной из объективных причин начавшегося процесса укрупнения отечественных коммерческих банков.

     Конкурентоспособность национальных банков зависит не только от эффективной стратегии развития коммерческого банка, но и от действий Правительства и Центрального Банка, определяющих государственную политику в отношении банковского сектора.

     Вследствие  присоединения России к Всемирной торговой организации, существующие в настоящее время в России количественные ограничения в секторе финансовых услуг, как представляется, будут устранены. Снятие нетарифных барьеров и открытие внутреннего рынка финансовых услуг повысит конкуренцию в банковской отрасли и повлечет за собой процесс вытеснения банковскими институтами с иностранным капиталом банков российских, понизив при этом не только стоимость банковских услуг, но и процентную маржу российских банков. В условиях эффективной банковской системы альтернативой снижению процентной маржи для сохранения достаточной нормы прибыльности банковского бизнеса является рост его масштабов, означающий увеличение ресурсной базы и рост капитализации банковского сектора.

     В условиях тенденции к укрупнению масштабов банковского бизнеса коммерческие банки с разветвленной филиальной сетью обладают значительными преимуществами перед унитарными банками. Наличие филиальной сети дает банку дополнительный инструмент для территориальной экспансии в новые регионы, привлечения новых клиентов, совершенствования продуктового ряда банка и оказания новых видов услуг. В условиях падения прибыльности филиальная сеть банка при грамотном управлении может способствовать повышению эффективности деятельности банка за счет экономии от масштаба операций, роста ассортимента или осуществления совместных проектов.

     Способствуя повышению прибыльности банка и  привлекая новых акционеров в регионах, филиалы способствуют росту капитализации банка. Все вышеперечисленные преимущества многофилиального банка становятся таковыми лишь при грамотной организации эффективной системы управления и рационализации филиальной сети банка.

     Для крупного многофилиального банка, обладающего  сложной организационной структурой и иерархией управления и диверсифицированным бизнесом, проблема эффективного управления особенно актуальна. Ключевым элементом управленческой системы принятия решений руководством коммерческого банка должен стать реализованный в банке механизм внутреннего трансфертного ценообразования на финансовые ресурсы. Подобный механизм обеспечит оптимальное распределение капитала между подразделениями банка, будет способствовать управлению ликвидностью и банковскими рисками, а также станет инструментом анализа дохода и затрат банка и его подразделений.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы трансфертного ценообразования в коммерческом банке.

   В соответствии с целью определены следующие задачи:

  1. Дать определение трансфертной цены, рассмотреть ее содержание, направления использования.
  2. Рассмотреть отличительные особенности применения трансфертных цен в коммерческом банке.
  3. Рассмотреть практику применения трансфертных цен в коммерческом банке, эффективность их использования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ТРАНСФЕРТНАЯ  ЦЕНА. ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
 
    1. Трансфертное  ценообразование: понятие и цели.

  Современная фирма может быть представлена как  совокупность бизнес-единиц между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) и называется трансфертной ценой. Таким образом, современная фирма есть, по сути, рынок в миниатюре. Каждый из его участников преследует свои интересы, которые далеко не всегда совпадают. В итоге, задача эффективного управления превращается в задачу управления контрактными отношениями, внутрифирменной экономикой.

     Актуальность  данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степень организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки. Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия.

     Существующие  организационные структуры не позволяют  считать прибыли по каждому бизнесу  фирмы, что снижает мотивацию  менеджеров подразделений и не способствует эффективному функционированию организации в целом. В связи с этим возникла необходимость создания такой системы учета, которая позволила бы управлять деятельностью всех подразделений. Данная система базируется на разделении всех структурных бизнес-единиц одной организации на центры ответственности. Связующими процессами в такой организации выступает система трансфертного ценообразования, которая позволяет эффективно функционировать организации, и корпоративная культура, позволяющая сохранить организацию как единое целое.

Под трансфертным ценообразованием понимают процесс  установления трансфертной цены, которая  всегда привязана к конкретному  товару (услуге) и субъекту, который  этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации  существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как  система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).1 Как правило, данные о трансфертных ценах ограничены, они составляют коммерческую тайну, а их уровень и соотношения значительно отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние могут быть в несколько раз выше при продаже на рынок.

    Трансфертная  цена может устанавливаться как  на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие. Использование трансфертных цен способно существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.

    Используя те или иные критерии обоснования  допустимого уровня расходов и издержек, менеджмент может  воздействовать на эффективность внутренних элементов бизнес-процессов, определяя вознаграждение их участников в зависимости от того, насколько те в состоянии снизить свои расходы по сравнению с нормативным уровнем. Построение такой системы мотивации и является основной целью формирования процедур трансфертного ценообразования (См Рис.1).

    Рис.1. Традиционный подход и подход с использованием трансфертного ценообразования к управлению прибылью2

    По  мнению теоретиков менеджмента, введение системы трансфертного ценообразования  преследует следующие цели:3

  • мотивация менеджеров подразделений к принятию эффективных для компании решений и предоставление информации для их обоснованности;
  • создание обоснованного критерия измерения прибыльности подразделений;
  • создание условий для независимого функционирования подразделений, замена механизмов централизованного управления компанией;
  • интеграция деятельности автономных подразделений в условиях децентрализованного  управления деятельностью компании;
  • эффективное распределение среди ЦФО ограниченных ресурсов для достижения целей организации, выраженных в ее стратегических и оперативных планах.
  • создание гибкой и адаптивной системы выработки оптимальных стратегических решений.

    Надо  отметить важнейшую роль системы  трансфертного ценообразования для создания эффективного механизма реализации стратегии. Традиционный подход к трансфертному ценообразованию был сфокусирован на оперативных решениях (чаще всего, касающихся производства) и не учитывал стратегической составляющей. М. Портер первый предложил рассматривать трансфертное ценообразование с точки зрения анализа цепочки создания стоимости, которая используется как инструмент разработки и оценки стратегии.

    1. Способы установления трансфертных цен

  Принимая  решение о введении трансфертных цен, необходимо помнить, что такой  способ управления требует соблюдения ряда требований. Эти требования достаточно просты, тем не менее для их реализации иногда необходим пересмотр механизмов управления компанией:4

    • Наличие управленческого учета

     Для того чтобы правильно определить базу для определения трансфертных цен, то есть перечень услуг, которые будут оплачиваться, и способ расчета стоимости, компании необходима развитая система управленческого учета. Так, должна быть возможность рассчитать динамику нефинансовых показателей, например, изменения числа автоматизированных мест в компании, количество человеко-часов, необходимых для подбора сотрудника на одну вакансию, количество документов для оформления различных операций и т.д.

    • Высокий уровень квалификации руководителей

     Чтобы уметь пользоваться предоставленной  свободой действий, правильно определять направления для снижения издержек и повышения прибыльности подразделения, руководители бизнес-единиц должны хорошо понимать экономические законы, по которым работает любой рынок. Возможно, некоторым из них потребуется дополнительное обучение. С теми же, кто окажется не готов к рыночным отношениям, придется расстаться.

Информация о работе Трансфертное ценообразовоние в коммерческом банке