Теоретические основы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:10, реферат

Описание работы

Понятие финансового контроля и его значение. Классификация видов финансового контроля. Формы и методы проведения финансового контроля. Государственный финансовый контроль. Развитие финансового контроля. Проблемы эффективности государственного финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

Если правильно будут  выбраны зоны приложения государственных  инвестиций и последовательно осуществлена государственная инновационная  политика, все расходы и потери бюджета не выльются в растрату огромных финансовых и материальных государственных  ресурсов и «проедание» резервов, а, напротив, станут источником обогащения как для государства, так и для бизнеса.

Государственный финансовый контроль призван быть средством  обеспечения эффективного финансирования инновационного развития. Следует иметь  в. виду, что цель перехода на инновационное  развитие экономики обозначена в  условиях завершающегося бюджетного реформирования4. Бюджетная реформа предполагает настолько существенные изменения в самой технологии бюджетного процесса, что сама может быть отнесена к инновациям в сфере государственного управления. Общее направление и смысл бюджетной реформы состоят в расширении полномочий распорядителей бюджетных средств и изменении принципа распределения ассигнований из бюджета – от затратно-сметного к распределению по результатам. В этих условиях финансовый контроль не может оставаться в своем старом качестве, ориентированном на констатацию правильности расходования бюджетных средств с учетом действующих инструкций и в рамках выделенных объемов.

Финансовый контроль вынужден менять формы и методы с тем, чтобы  соответствовать новым принципам  и подходам к бюджетному финансированию и с точки зрения применяемых  методик «дотягиваться» до уровня, позволяющего адекватно отслеживать  распределение и расходование бюджетных  средств, а также использование  федерального имущества. Основной формой финансового контроля, органически  присущей подходам современной бюджетной  реформы, выступает аудит эффективности.

Постепенный сдвиг финансового  контроля от прежних довольно жестких  форм и методов финансовых ревизий  к кажущимся более мягкими  и «терпимыми» методам аудита отнюдь не является данью моде. В  новых условиях привычные формы  финансового контроля теряют свою эффективность  и в значительной мере начинают работать «вхолостую». Порой они становятся вообще неприменимыми.

Так, если бюджетные средства выделяются по конкурсу по критерию предполагаемой результативности их расходования, используются распорядителями бюджетных средств при укрупненной бюджетной классификации и управленческом учете, то пытаться отследить и проконтролировать распределение и расходование этих средств методами традиционного «контроля правильности» – значит обречь финансовый контроль на заведомую неэффективность и недейственность. Стремление сохранить строгость традиционных форм государственного финансового контроля в условиях общей либерализации бюджетных отношений может привести к выводу из-под государственного финансового контроля значительных объемов бюджетных средств, распределяемых и расходуемых на основе новых подходов.

Кроме аудита эффективности  в условиях определения и постановки долгосрочных целей и задач государственной  инновационной политики появляется и иная новая форма финансового  контроля – стратегический аудит. Целью  последнего выступает оценка ресурсной  обеспеченности и реализуемости  заявленных планов. Чем более масштабны, ресурсоёмки и долговременны  проекты, осуществляемые за счет государственных  средств, тем более необходима предварительная  экспертиза их органами государственного контроля. Залогом исполнения контроля за качеством разработки долгосрочных проектов, их способности обеспечить достижение заявленных целей служит стратегический аудит.

Таким образом, в отношении  государственных (бюджетных) мероприятий  в рамках первого направления  обеспечения инновационного развития с точки зрения финансового контроля на первый план выдвигаются вопросы  оценки результативности бюджетных  расходов (аудит эффективности), а  также оценки возможности выхода на заданные параметры состояния  экономики, достигаемые в результате осуществления бюджетного финансирования на науку и инновации (стратегический аудит).

Во втором направлении  обеспечения инновационного развития страны, ориентированном на формирование предпосылок для широкой экономической  активности, центральными являются вопросы  реальной экономической политики в  той ее части, которая касается стимулирования инновационного производства.

Речь прежде всего идет о развитии венчурного (рискового) финансирования в неопределенные с позиции перспективы инновационные проекты, которые в случае успеха могут гарантировать лидерство на рынке. Государственная поддержка в данной области может осуществляться в форме финансирования государственных программ, создания венчурных гарантийных фондов, грантовой поддержки инновационных производств, государственно-частного партнерства. Так, для развития индустрии венчурного инвестирования, инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов правительством страны создана Российская венчурная компания (РВК). Аналогичным задачам служат Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, а также государственный Венчурный инновационный фонд.

Необходимо государственное  содействие системе оборота результатов  интеллектуальной деятельности. Это  предполагает стимулирование патентной  активности и обеспечение последовательной защиты прав на продукты интеллектуальной собственности; инвентаризацию, оценку стоимости, оформление прав и учет продуктов  интеллектуальной деятельности на государственных  предприятиях, анализ возможностей их использования и разработку механизма  использования. Особенно актуальной данная задача становится сегодня, в условиях динамичного сокращения списка стратегических предприятий и подготовки их к  приватизации.

Задачи коммерциализации рынка научно-технической продукции, являющейся основой инновационного развития рыночной экономики, ставят на повестку дня вопросы инновационного аудита. Цель последнего – контроль эффективности расходования финансовых средств на осуществление интеллектуальной деятельности, а также на распоряжение и использование результатов  данной деятельности.

Примером корпоративного инновационного аудита может быть проводившаяся  в недавнее время в РАО «ЕЭС России» работа по инвентаризации, структуризации продуктов интеллектуальной деятельности, оценке их стоимости, анализу  возможности и разработке механизма  использования.

Государственный инновационный  аудит аналогично должен включать контроль качества инвентаризации продуктов  интеллектуальной деятельности, оценки их стоимости, учета и эффективности  использования результатов интеллектуальной деятельности, осуществляемой за счет бюджетных средств.

Экономической базой для  обеспечения широкого использования  инноваций является малый бизнес. В качестве важнейшего требования экономики  инновационного типа выступает стабильное уверенное развитие малого бизнеса, являющегося испытательным полигоном  и базой внедрения различного рода инноваций.

Для усиления роли малого бизнеса  в экономике намечено принять  ряд мер, в том числе: снять  с малых предприятий административный прессинг, облегчить им доступ к  ресурсам в различного рода зонах  – технико-внедренческих, технопарках  или бизнес-инкубаторах, что, безусловно, потребует бюджетных расходов, а также решить вопрос об ограничении государственного контроля малого бизнеса. Актуальным для инновационного развития становится также широкое внедрение системы аутсорсинга, являющегося основой для перераспределения экономической нагрузки с крупных предприятий и организаций на сферу малого бизнеса.

Вместе с тем важнейшим  условием инновационного развития выступает  устранение коррупции как основного  тормоза инноваций. Коррупция подавляет прежде всего малый бизнес как самое слабое звено в экономике.

Реализация экономической  политики, ориентированной на инновационное  развитие, предполагает соблюдение баланса  текущих фискальных интересов государства  и перспективных целей государственного развития при условии ликвидации (или, хотя бы, минимизации) коррупционной  составляющей. Коррупциогенность законодательства, принимаемых государством решений – реальность, которую следует учитывать при оценке различных аспектов государственной политики.

Таким образом, в отношении  второго направления инновационного развития на первый план в области  государственного финансового контроля выходят следующие формы:

финансовый контроль в  традиционном понимании и аудит эффективности (контроль с точки зрения результативности расходов) финансирования государственных программ для поддержки инноваций;

контроль коррупциогенности проектов нормативных актов;

  • стратегический аудит достижения макроэкономических показателей на период до 2020 г. при условии реализации конкретных мер государственной поддержки инновационного и малого бизнеса; 
    стратегический аудит реализации крупных проектов, в том числе осуществляемых через государственные корпорации;
  • контроль учета, закрепления прав и использования продукции интеллектуальной деятельности, относящейся к сфере государственной собственности.

Задачи инновационного развития заставляют по-новому строить работу всех органов государственного финансового  контроля. Что касается Счетной палаты Российской Федерации, то на переломном этапе развития страны (если сегодняшний этап действительно станет таковым) законодательная гарантия осуществления контрольной деятельности в виде Федерального закона от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» становится «прокрустовым ложем», в которое требуется вписаться государственному финансовому контролю с его принципиально новыми задачами и подходами. В данном случае Счетная палата России на своем собственном примере призвана наглядно продемонстрировать, что такое правовое государство. То есть попытаться осуществить новые задачи и построить свою работу так, чтобы новые формы и требования к государственному финансовому контролю не противоречили уже предоставленным действующим законодательством действительно широким полномочиям в области контроля. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль –  это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением  специфических форм и методов  его организации. Для осуществления  финансового контроля создаются  особые контрольные органы укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации  ещё не до конца сформирован и  находится на стадии становления. Поэтому  несовершенство системы финансового  контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных  проблем. Бюджетные средства часто  используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и  организаций в большей части  скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому  актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового  контроля.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ.
  2. Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2007.
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  4. Бюджетная система Российской Федерации / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2007.
  5. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль – учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, 2008.
  6. Литовченко В. П. Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпорина. – М.: Дашков и Ко, 2006.
  7. Пансков В.Г. О роли Счетной палаты РФ в системе органов государственного финансового контроля. // Финансы – 2006. - № 9
  8. Петров А.Ю. Государственный финансовый контроль // Финансы - №10, 2006.
  9. Поляк  Г.Б. Финансы. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,  2008.
  10. Родионова В.М. Финансовый контроль: Учебник / М.В. Родионова, В.И. Шлейников  – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006.
  11. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  12. Финансы: Учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005.
  13. Финансы: Учебник / под ред. В.В. Ковалева. – Проспект, 2010.
  14. http://www.minfin.ru
  15. http://www.finansy.ru

Информация о работе Теоретические основы финансового контроля