Теоретические основы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:10, реферат

Описание работы

Понятие финансового контроля и его значение. Классификация видов финансового контроля. Формы и методы проведения финансового контроля. Государственный финансовый контроль. Развитие финансового контроля. Проблемы эффективности государственного финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в  акте ревизии. Акт является официальным  документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации  и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и  предположения ревизора. Ревизоры также  не имеют права вмешиваться в  управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

После ознакомления с актом  ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы  проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при  наличии серьезных нарушений  – в следственные органы.

В целом, можно отметить, что системы финансового контроля в разных странах имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленными  развитием, степенью централизации  управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями.

Однако общим для систем финансового контроля во всех демократических  странах с рыночной экономикой является их нацеленность на всестороннюю защиту финансовых интересов государства  и общества в целом и интересов  экономически активных групп его  граждан. Различные звенья этих систем охватывают практически все виды финансовой деятельности в государственном  и негосударственном секторах экономики, все объекты и сферы, финансовый контроль которых отвечает потребностям общества.

 

 

ГЛАВА II. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ

 

2.1. Государственный финансовый  контроль

 

Государственный финансовый контроль основывается на Конституции  РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном  кодексах РФ, федеральных законах, законодательных  актах субъектов Федерации и  органов местного самоуправления.

Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми  ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного  продукта задачам финансовой политики государства.

Важнейшая обязанность государственного финансового контроля состоит в  обеспечении органов государственной  власти и обществ всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.

Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи  с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его  организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства  и всего общества.

Государственному финансовому  контролю подлежат:

  • органы государственной власти (в том числе их аппараты);
  • государственные предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;
  • предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
  • государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
  • органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;
  • общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;
  • предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными  государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере  экономики и управления, а также  ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами  в отношении подведомственных предприятий  и организаций. Система органов  государственного финансового контроля представляет собой элемент общей  структуры контрольных органов  государства и вместе с тем  выступает как важнейшая часть  того финансового механизма, с помощью  которого государство реализует  свою финансовую политику.

Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой  Федерального Собрания, Главным контрольным  управлением (КРУ) и главным управлением  казначейства Минфина РФ, Государственным  таможенным комитетом, Госналогслужбой, Федеральной службой налоговой  полиции, Федеральной комиссией  по рынку ценных бумаг РФ. Ведомственный  контроль выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств.

Конкретные задачи органов  государственного финансового контроля и сферы компетенции устанавливаются  при их создании соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

По сфере компетенции  можно выделить следующие виды государственного финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие  субъекты независимо от формы собственности  или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной  власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых  является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства и, следовательно, возможность государства исполнять свои функции.

Важное значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пересечении товарами таможенной границы.

Соблюдение валютного  законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.

Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Контроль этих процессов  включает контроль законности и эффективности  использования государственных (прежде всего бюджетных) средств; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего  и внешнего долга и государственных  резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

Основными задачами бюджетно-финансового  контроля является контроль за:

  • поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;
  • своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией;
  • обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;
  • а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

Решение задач бюджетно-финансового  контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и  информационной деятельности. Это обычно предусматривает: проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета; анализ и исследование нарушений и отклонений при формировании доходов и расходовании средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и исполнительные органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом; финансовую экспертизу проектов бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, а также иных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных программ, субсидий, контрактов, договоров, соглашений и иных документов, предусматривающих расходование средств бюджета или влияющих на его формирование и исполнение.

Органы государственного финансового контроля можно также  классифицировать и по другим признакам, а именно:

  • по характеру функций и объему компетенции — общефункциональные (контроль — часть функции); специализированные общей компетенции; специализированные ограниченной компетенции; внутриведомственные;
  • по принадлежности к ветвям власти — контрольные органы исполнительной власти (административный контроль); органы парламентского контроля или независимые органы финансового контроля;
  • по вертикальному уровню власти — федеральные; субъектов Федерации; местных органов власти;
  • по способу формирования — избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования; назначаемые в административном порядке.

Высокие требования предъявляются  к профессиональным и моральным  качествам работников государственных  контрольных органов. В Лимской декларации подчеркнуто, что они «должны иметь квалификацию и честность, необходимые для того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности».

В контрольные органы обычно приглашают и принимают граждан  не просто с высшим финансовым, экономическим, юридическим образованием, но и уже  с некоторым опытом работы по специальности. Эти качества систематически подкрепляют  постоянным повышением квалификации контролеров.

В целом в настоящее  время признается, что государственный  финансовый контроль недостаточно действенен, его эффективность крайне низкая. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж, имеются и другие недостатки. Деятельность государственных контрольных финансовых органов разобщена, часто дублируется.

 

 

2.2. Развитие финансового контроля

 

В развитых странах  постоянно идет процесс совершенствования  государственного финансового контроля, расширяются его цели и контролируемые объекты, апробируются новые методы и подходы к его проведению. Так, в последние годы получили распространение  аудиторские проверки, основанные на анализе результатов деятельности, а также аудит «окружения».

Повсеместно внедряется новый вид контроля – контроль эффективности. Он зародился в 60-х  гг. в Швеции. Суть его состоит  в том, что формальная законность и бухгалтерская точность рассматриваются  не как конечная цель контроля, а  лишь как его начало, предварительный  этап. Основной же задачей проверки является действенность и результативность государственных операций. Те из них, которые прибыльны и внешне выгодны, но не действенны, т.е. не отвечают требованиям  достижения социально-политических целей  государства, при контроле отмечаются как нежелательные.

Впервые об аудите эффективности в  России заговорили в 2003 г. «Главная задача аудита эффективности - определение  социальной значимости результата использования  госсредств», а не статистическая фиксация объемов госсредств, израсходованных по назначению или незаконно. Так объяснил появление новшества председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на заседании круглого стола по проблемам совершенствования финансового контроля.

В первую очередь предметом  аудита эффективности являются средства, выделяемые из бюджета всех уровней. В ходе такого аудита важно сравнить достигнутые в результате расходования бюджетных средств показатели с  показателями, которые предполагалось получить при выделении указанных  финансовых ресурсов. Эти показатели могут и должны закладываться  при разработке и принятии как  бюджета на очередной финансовый год, так и целевых федеральных  и региональных социально-экономических  программ.

Предметом аудита эффективности  должна быть государственная и муниципальная  собственность, эффективность и  управление которой может проверяться  как за год, так и за более продолжительный  период времени. Предметом аудита должны быть также федеральные, региональные и местные законы и законодательные  акты, а также нормативные акты — в целях проверки их эффективности  как для экономики в целом, так и для отдельных хозяйствующих  субъектов. Особое внимание в ходе данного  аудита должно уделяться эффективности  принятого налогового законодательства, эффективности деятельности контролирующих органов за обеспечением их выполнения, а также влияния налоговой  системы на эффективность экономики.

Информация о работе Теоретические основы финансового контроля