Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:10, реферат
Понятие финансового контроля и его значение. Классификация видов финансового контроля. Формы и методы проведения финансового контроля. Государственный финансовый контроль. Развитие финансового контроля. Проблемы эффективности государственного финансового контроля.
Все нарушения, которые были выявлены
в процессе проверки, отражаются в
акте ревизии. Акт является официальным
документом, на основе которого делаются
выводы о деятельности организации
и принимаются последующие
После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы.
В целом, можно отметить,
что системы финансового
Однако общим для систем финансового контроля во всех демократических странах с рыночной экономикой является их нацеленность на всестороннюю защиту финансовых интересов государства и общества в целом и интересов экономически активных групп его граждан. Различные звенья этих систем охватывают практически все виды финансовой деятельности в государственном и негосударственном секторах экономики, все объекты и сферы, финансовый контроль которых отвечает потребностям общества.
ГЛАВА II. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
2.1. Государственный финансовый контроль
Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.
Важнейшая обязанность государственного
финансового контроля состоит в
обеспечении органов
Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.
Государственному финансовому контролю подлежат:
Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подведомственных предприятий и организаций. Система органов государственного финансового контроля представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику.
Государственный финансовый
контроль осуществляется Счетной палатой
Федерального Собрания, Главным контрольным
управлением (КРУ) и главным управлением
казначейства Минфина РФ, Государственным
таможенным комитетом, Госналогслужбой,
Федеральной службой налоговой
полиции, Федеральной комиссией
по рынку ценных бумаг РФ. Ведомственный
контроль выполняется контрольно-
Конкретные задачи органов
государственного финансового контроля
и сферы компетенции
По сфере компетенции можно выделить следующие виды государственного финансового контроля.
Общегосударственный финансовый
контроль направлен на все хозяйствующие
субъекты независимо от формы собственности
или ведомственной
Особое место в этом
виде контроля занимает налоговый контроль,
эффективная организация
Важное значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пересечении товарами таможенной границы.
Соблюдение валютного законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.
Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Контроль этих процессов
включает контроль законности и эффективности
использования государственных (прежде
всего бюджетных) средств; контроль
исполнения бюджетов всех уровней власти
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов; контроль денежного обращения,
использования кредитных
Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль за:
Решение задач бюджетно-финансового контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и информационной деятельности. Это обычно предусматривает: проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета; анализ и исследование нарушений и отклонений при формировании доходов и расходовании средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и исполнительные органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом; финансовую экспертизу проектов бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, а также иных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных программ, субсидий, контрактов, договоров, соглашений и иных документов, предусматривающих расходование средств бюджета или влияющих на его формирование и исполнение.
Органы государственного финансового контроля можно также классифицировать и по другим признакам, а именно:
Высокие требования предъявляются к профессиональным и моральным качествам работников государственных контрольных органов. В Лимской декларации подчеркнуто, что они «должны иметь квалификацию и честность, необходимые для того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности».
В контрольные органы обычно приглашают и принимают граждан не просто с высшим финансовым, экономическим, юридическим образованием, но и уже с некоторым опытом работы по специальности. Эти качества систематически подкрепляют постоянным повышением квалификации контролеров.
В целом в настоящее время признается, что государственный финансовый контроль недостаточно действенен, его эффективность крайне низкая. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж, имеются и другие недостатки. Деятельность государственных контрольных финансовых органов разобщена, часто дублируется.
2.2. Развитие финансового контроля
В развитых странах
постоянно идет процесс совершенствования
государственного финансового контроля,
расширяются его цели и контролируемые
объекты, апробируются новые методы
и подходы к его проведению.
Так, в последние годы получили распространение
аудиторские проверки, основанные на
анализе результатов
Повсеместно внедряется
новый вид контроля – контроль
эффективности. Он зародился в 60-х
гг. в Швеции. Суть его состоит
в том, что формальная законность
и бухгалтерская точность рассматриваются
не как конечная цель контроля, а
лишь как его начало, предварительный
этап. Основной же задачей проверки
является действенность и
Впервые об аудите эффективности в России заговорили в 2003 г. «Главная задача аудита эффективности - определение социальной значимости результата использования госсредств», а не статистическая фиксация объемов госсредств, израсходованных по назначению или незаконно. Так объяснил появление новшества председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на заседании круглого стола по проблемам совершенствования финансового контроля.
В первую очередь предметом аудита эффективности являются средства, выделяемые из бюджета всех уровней. В ходе такого аудита важно сравнить достигнутые в результате расходования бюджетных средств показатели с показателями, которые предполагалось получить при выделении указанных финансовых ресурсов. Эти показатели могут и должны закладываться при разработке и принятии как бюджета на очередной финансовый год, так и целевых федеральных и региональных социально-экономических программ.
Предметом аудита эффективности
должна быть государственная и
Информация о работе Теоретические основы финансового контроля