Теоретические основы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:10, реферат

Описание работы

Понятие финансового контроля и его значение. Классификация видов финансового контроля. Формы и методы проведения финансового контроля. Государственный финансовый контроль. Развитие финансового контроля. Проблемы эффективности государственного финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

 

Необходимость совершенствования  финансового контроля обусловлена  все возрастающими требованиями повышения его эффективности  и результативности. Основным направлением является совершенствование законодательства, регулирующего осуществление финансового  контроля. В частности, необходимо устранение существующих противоречий между отдельными законодательными актами, между законом  и подзаконными актами, разъясняющими  положения закона. Особое значение имеет повышение стабильности законодательства (особенно налогового), поскольку из-за частого внесения изменений в  законы возникает большое количество неумышленных нарушений законодательства налогоплательщиками.

Совершенствование государственного финансового контроля предполагает необходимость усиления последующего контроля за выполнением мероприятий, связанных с реализаций результатов проверок и ревизий. В настоящее время наблюдается низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проверок. Это связано с тем, что действующее законодательство не предусматривает мер ответственности к руководителям организаций, не обеспечившим возврат бюджетных средств. Соответственно в законодательстве должна быть уточнена ответственность должностных лиц за невыполнение предписаний органов финансового контроля, а также за нецелевое использование бюджетных средств.

Особое значение имеет  повышение прозрачности и открытости финансовой информации и других показателей. Использование новых информационных технологий позволяет обеспечить открытость операций с бюджетными средствами, прозрачность доходов и расходов бюджетов. В некоторых странах для борьбы с коррупцией государственных служащих в открытом доступе – на специальных сайтах Интернета размещают информацию о заключенных государственных контрактах на поставку товаров и услуг для государственных нужд, о размерах доходов и личного имущества государственных служащих. Совершенствование финансового контроля тесным образом связано с улучшением кадрового состава органов финансового контроля (особенно государственного), привлечением на работу высокопрофессиональных специалистов. Для повышения профессионального уровня и закрепления сотрудников в органах финансового контроля необходимо обеспечивать достойный уровень оплаты труда, нормальные условия труда, а также личную безопасность. Высокая текучесть кадров в органах финансового контроля имеет мультипликационный негативный эффект: переход высококлассных специалистов органов государственного финансового контроля для работы в коммерческих организациях обусловлен возможностью использовать их опыт работы для создания, например, схем уклонения от налогообложения и других финансовых нарушений.

Для повышения эффективности  финансового контроля большую актуальность приобретает использование последних  достижений научно-технического прогресса. В частности, необходимо создание единой информационной системы, включающей различные  базы данных, электронный документооборот, надежную защиту информации, сетевые  технологии. Появление более совершенных  баз данных и правовых документов, компьютерных программ для анализа  и контроля финансовой информации облегчит и ускорит работу контрольных  органов. Большие перспективы открывает  использование новых технических  средств контроля. Например, замена наличных денег электронными откроет  широкие возможности для проверки контролирующими органами всех денежных потоков физических и юридических  лиц, что создаст качественно  новые условия для борьбы с  взятками, неуплатой налогов, хищениями  денежных средств и другими финансовыми  преступлениями. Для повышения действенности  финансового контроля необходима разработка более совершенной системы показателей оценки эффективности деятельности контрольных органов и проводимых контрольных мероприятий.

 

3.3 Инновационное развитие  и задачи финансового контроля

 

Амбициозные задачи развития экономики инновационного типа и радикального повышения ее эффективности поставлены перед Россией на период до 2020 г. Предстоит переход от сырьевой экономики к экономике указанного типа.

Постановка задачи инновационного развития экономики вызывается тем, что её рост, если он базируется на экспорте невозобновляемых энергоресурсов, не может быть признан в стратегическом плане выигрышным. Высокие показатели роста ВВП и доходов федерального бюджета сами по себе, если они основываются на сырьевой структуре экономики, не могут вселять оптимизма относительно будущего. Структура экономики определяет характер её роста, показатели его устойчивости, динамики, потенциала, а в конечном счете – финансовую безопасность страны.

Россия, потратив усилия за годы рыночных преобразований на построение своей экономической системы  на базе добычи и вывоза традиционных энергоресурсов, значительно отстала  от многих стран в высокотехнологичных  областях, работающих сегодня на спрос  на мировом рынке наукоемкой продукции. Доля нашей страны в мировой торговле гражданской наукоемкой продукцией составляет ныне всего лишь 0,3%, что  примерно в 100 раз меньше доли США  или Японии.

Технологическое отставание России, резкое ослабление её обрабатывающей промышленности при внешнем финансовом благополучии государства – базисные причины макроэкономической нестабильности и постоянной угрозы высокой инфляции. Поэтому затяжка с решением задачи инновационного развития российской экономики  может быть чревата её катастрофой.

Исследовательская мысль  страны включилась в обсуждение проблем  инновационного развития практически  сразу после того, как они были поставлены политическим руководством страны. При этом финансовые их аспекты  стали наиболее обсуждаемыми. Формы  и объемы финансирования, условия  и сроки банковского кредитования, венчурный капитал и другие темы стали главными. Однако нередко финансовые проблемы рассматриваются обособленно  друг от друга, еще нет четкого  обозначения целей и приоритетов, способов и инструментов перехода на инновационное развитие, то есть тех  компонентов, которые в взаимосвязанной их совокупности можно было бы определить как государственную инновационную политику.

Представляется, что системное  выяснение сущности инновационного развития, достижение четкого понимания  необходимых и достаточных условий  его реализации, получение надежных оценок достигаемых в рассматриваемой  перспективе результатов являются первоочередными при определении  финансовых параметров государственной  инновационной политики. Вопросы  о финансовых механизмах обеспечения  инновационного развития должны решаться на базе установленных государственных  приоритетов в этой области и  обозначенных конечных целей их финансирования. Иными словами, финансовые проблемы должны решаться в зависимости от принципиального политического выбора в научно-технической и производственно-экономической сферах.

Инновации отнюдь не самоцель, их следует рассматривать в качестве одного из средств и вместе с тем  индикаторов экономического развития. Они представляют собой нововведения в области техники, технологии, организации  труда и управления, основанные на достижениях науки и передового опыта и примененные в разных областях и сферах деятельности. Иначе  говоря, инновации – это новые  идеи, реализованные на практике и  адекватно отвечающие изменяющимся требованиям рынка. Именно в силу изменчивости требований рынка нормально  функционирующая рыночная экономика немыслима без инноваций. Стабильного и долговременного успеха на рынке добиваются именно те компании, которые развиваются на основе инноваций.

Инновации следует понимать не только как результаты НИОКР или  как наукоемкие производства, но и  как различные формы экономической, технологической и организационной  инициативы, реализуемые в процессе любого бизнеса. Более того, достижения науки, требующие, как правило, больших  денежных затрат, сами по себе, не будучи востребованными в реальной производственной деятельности, в лучшем случае (при  условии оформления прав и учета  соответствующего интеллектуального  продукта) останутся неработающим активом  организации-разработчика, а в худшем – окажутся непроизводительными  издержками общества или убытками компании.

Таким образом, системный  подход, необходимый при разработке инновационной государственной  политики, заставляет рассматривать  инновационное развитие экономики  как базирующееся на широком использовании  нововведений в различных областях, сферах и направлениях социальной деятельности. Сущность инновационного развития состоит  в изменении характера экономического роста – в переходе от экстенсивного  развития, основанного на устаревших технологиях, организации и структуре  экономики, к интенсивному развитию на основе нововведений.

Только при проведении системной государственной инновационной  политики предпринимаемые меры и расходы федерального бюджета приведут к желаемому росту инновационной активности. Но по содержанию государственная инновационная политика в долгосрочной и среднесрочной перспективе различна. Роль государства, характер его участия в обеспечении инновационного развития и значение государственных финансов в том и другом случае также будут различными. А потому принципиально различаются задачи и формы соответствующего финансового контроля.

Таким образом, исходя из системного понимания инноваций, следует заключить, что обеспечение инновационного развития экономики должно осуществляться в двух основных направлениях, разнящихся по содержанию, движущим силам и  источникам финансирования.

Первое направление –  растущее финансирование и поддержка  науки в целях создания условий  для научных открытий и крупных  изобретений с одновременным  обеспечением и защитой прав на продукты интеллектуальной собственности. Данное направление обеспечения инновационного развития ориентировано на так называемые базисные инновации или нововведения, основанные на научных открытиях  и крупных изобретениях нововведения, лежащие в основе новых поколений  техники и технологии.

Второе направление –  формирование предпосылок для широкой  экономической активности, поддержка  инновационной политики больших  и малых предприятий путем  создания условий наибольшего благоприятствования  для внедрения новых форм производства; создание инновационной институциональной  среды, развитие инфраструктуры экономики, обеспечивающей (покрывающей) растущий спрос со стороны новых производств (транспорт, связь, энергоресурсы и  другие).

В чем же состоят задачи государства и какова роль государственного финансового контроля при реализации обоих направлений обеспечения инновационного развития экономики?

В отношении первого направления  инновационного развития задачи государства  сводятся, во-первых, к участию в  формировании новых технологических  укладов на базе научных открытий и крупных изобретений, определяющих новые поколения техники и  технологий, а, во-вторых, к построению национальной инновационной системы  и созданию так называемого «механизма коммерциализации изобретений» при  одновременном совершенствовании  законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Важнейшими государственными проблемами в рассматриваемом направлении  являются:

определение и оценка принципиальных на правлений инноваций, которые  в состоянии обеспечить экономика  страны с учетом имеющегося научного и ресурсного (в том числе финансового) потенциала;

обоснованный выбор инновационной  стратегии на долгосрочный период с  последующим финансированием мероприятий  в рамках данной стратегии за счет государственных средств.

Прямое бюджетное финансирование реализации выбранной инновационной  стратегии имеет решающее значение для достижения целей государственной  инновационной политики в долгосрочной перспективе. Следует отметить, что соотношение государственных и частных инвестиций в НИОКР в развитых странах и в России различно, причем доля государства у нас достигает 3/4, а в указанных странах – одну треть) 2. Наивно было бы полагать, что какими-либо мерами можно в одночасье изменить положение в нашей стране и заставить частный капитал серьезно вкладывать свои средства в науку.

Если реально оценивать  достигнутые в последние годы результаты преобразований российской экономики, то станет ясно, что решающее средство осуществления сегодня  структурной её перестройки –  это серьезное бюджетное финансирование инновационных секторов. Исключительно  косвенным стимулированием развития высокотехнологичных отраслей методами, скажем, льготного налогообложения  качественно изменить структуру  российской экономики не удастся  даже в долгосрочной перспективе.

Однако, прежде чем наращивать финансирование науки из бюджета, необходимо определить наиболее перспективные с точки зрения отдачи направления её развития. Ключевую роль здесь играют не только выявление потенциальных или фактически имеющихся научных заделов, но и прогнозирование вероятных результатов финансовой поддержки, а также оценка их применимости и возможной отдачи с точки зрения как средне- и долгосрочных перспектив развития страны, так и бизнес-интересов.

Основная проблема при  распределении финансовых ресурсов между различными инновационными задачами, по мнению специалистов, связана с  существующей тенденцией выделения  бюджетных средств на устаревшие технологии путем лоббирования крупнейшими  российскими монопольными и олигархическими  структурами своих интересов  в правительстве, хотя приоритетные отрасли достаточно хорошо известны3.

Как известно, на заседании  Президиума Государственного совета в  г. Дубне 18 апреля 2008 г. Д.А. Медведев поставил задачу разработки максимально объективного долгосрочного прогноза научно-технологического развития страны на перспективу до 2020–2030 гг., который должен учесть имеющиеся глобальные тенденции развития. Такой прогноз при условии его качественной и конкретной проработки может стать основой для бюджетного планирования рассматриваемой сферы.

Информация о работе Теоретические основы финансового контроля