Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:10, реферат
Понятие финансового контроля и его значение. Классификация видов финансового контроля. Формы и методы проведения финансового контроля. Государственный финансовый контроль. Развитие финансового контроля. Проблемы эффективности государственного финансового контроля.
Необходимость совершенствования
финансового контроля обусловлена
все возрастающими требованиями
повышения его эффективности
и результативности. Основным направлением
является совершенствование
Совершенствование государственного финансового контроля предполагает необходимость усиления последующего контроля за выполнением мероприятий, связанных с реализаций результатов проверок и ревизий. В настоящее время наблюдается низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проверок. Это связано с тем, что действующее законодательство не предусматривает мер ответственности к руководителям организаций, не обеспечившим возврат бюджетных средств. Соответственно в законодательстве должна быть уточнена ответственность должностных лиц за невыполнение предписаний органов финансового контроля, а также за нецелевое использование бюджетных средств.
Особое значение имеет повышение прозрачности и открытости финансовой информации и других показателей. Использование новых информационных технологий позволяет обеспечить открытость операций с бюджетными средствами, прозрачность доходов и расходов бюджетов. В некоторых странах для борьбы с коррупцией государственных служащих в открытом доступе – на специальных сайтах Интернета размещают информацию о заключенных государственных контрактах на поставку товаров и услуг для государственных нужд, о размерах доходов и личного имущества государственных служащих. Совершенствование финансового контроля тесным образом связано с улучшением кадрового состава органов финансового контроля (особенно государственного), привлечением на работу высокопрофессиональных специалистов. Для повышения профессионального уровня и закрепления сотрудников в органах финансового контроля необходимо обеспечивать достойный уровень оплаты труда, нормальные условия труда, а также личную безопасность. Высокая текучесть кадров в органах финансового контроля имеет мультипликационный негативный эффект: переход высококлассных специалистов органов государственного финансового контроля для работы в коммерческих организациях обусловлен возможностью использовать их опыт работы для создания, например, схем уклонения от налогообложения и других финансовых нарушений.
Для повышения эффективности
финансового контроля большую актуальность
приобретает использование
3.3 Инновационное развитие и задачи финансового контроля
Амбициозные задачи развития экономики инновационного типа и радикального повышения ее эффективности поставлены перед Россией на период до 2020 г. Предстоит переход от сырьевой экономики к экономике указанного типа.
Постановка задачи инновационного развития экономики вызывается тем, что её рост, если он базируется на экспорте невозобновляемых энергоресурсов, не может быть признан в стратегическом плане выигрышным. Высокие показатели роста ВВП и доходов федерального бюджета сами по себе, если они основываются на сырьевой структуре экономики, не могут вселять оптимизма относительно будущего. Структура экономики определяет характер её роста, показатели его устойчивости, динамики, потенциала, а в конечном счете – финансовую безопасность страны.
Россия, потратив усилия за годы рыночных преобразований на построение своей экономической системы на базе добычи и вывоза традиционных энергоресурсов, значительно отстала от многих стран в высокотехнологичных областях, работающих сегодня на спрос на мировом рынке наукоемкой продукции. Доля нашей страны в мировой торговле гражданской наукоемкой продукцией составляет ныне всего лишь 0,3%, что примерно в 100 раз меньше доли США или Японии.
Технологическое отставание России, резкое ослабление её обрабатывающей промышленности при внешнем финансовом благополучии государства – базисные причины макроэкономической нестабильности и постоянной угрозы высокой инфляции. Поэтому затяжка с решением задачи инновационного развития российской экономики может быть чревата её катастрофой.
Исследовательская мысль
страны включилась в обсуждение проблем
инновационного развития практически
сразу после того, как они были
поставлены политическим руководством
страны. При этом финансовые их аспекты
стали наиболее обсуждаемыми. Формы
и объемы финансирования, условия
и сроки банковского
Представляется, что системное
выяснение сущности инновационного
развития, достижение четкого понимания
необходимых и достаточных
Инновации отнюдь не самоцель,
их следует рассматривать в
Инновации следует понимать
не только как результаты НИОКР или
как наукоемкие производства, но и
как различные формы
Таким образом, системный
подход, необходимый при разработке
инновационной государственной
политики, заставляет рассматривать
инновационное развитие экономики
как базирующееся на широком использовании
нововведений в различных областях,
сферах и направлениях социальной деятельности.
Сущность инновационного развития состоит
в изменении характера
Только при проведении
системной государственной
Таким образом, исходя из системного понимания инноваций, следует заключить, что обеспечение инновационного развития экономики должно осуществляться в двух основных направлениях, разнящихся по содержанию, движущим силам и источникам финансирования.
Первое направление –
растущее финансирование и поддержка
науки в целях создания условий
для научных открытий и крупных
изобретений с одновременным
обеспечением и защитой прав на продукты
интеллектуальной собственности. Данное
направление обеспечения
Второе направление –
формирование предпосылок для широкой
экономической активности, поддержка
инновационной политики больших
и малых предприятий путем
создания условий наибольшего
В чем же состоят задачи государства и какова роль государственного финансового контроля при реализации обоих направлений обеспечения инновационного развития экономики?
В отношении первого направления
инновационного развития задачи государства
сводятся, во-первых, к участию в
формировании новых технологических
укладов на базе научных открытий
и крупных изобретений, определяющих
новые поколения техники и
технологий, а, во-вторых, к построению
национальной инновационной системы
и созданию так называемого «механизма
коммерциализации изобретений» при
одновременном
Важнейшими государственными проблемами в рассматриваемом направлении являются:
определение и оценка принципиальных на правлений инноваций, которые в состоянии обеспечить экономика страны с учетом имеющегося научного и ресурсного (в том числе финансового) потенциала;
обоснованный выбор
Прямое бюджетное
Если реально оценивать
достигнутые в последние годы
результаты преобразований российской
экономики, то станет ясно, что решающее
средство осуществления сегодня
структурной её перестройки –
это серьезное бюджетное
Однако, прежде чем наращивать финансирование науки из бюджета, необходимо определить наиболее перспективные с точки зрения отдачи направления её развития. Ключевую роль здесь играют не только выявление потенциальных или фактически имеющихся научных заделов, но и прогнозирование вероятных результатов финансовой поддержки, а также оценка их применимости и возможной отдачи с точки зрения как средне- и долгосрочных перспектив развития страны, так и бизнес-интересов.
Основная проблема при распределении финансовых ресурсов между различными инновационными задачами, по мнению специалистов, связана с существующей тенденцией выделения бюджетных средств на устаревшие технологии путем лоббирования крупнейшими российскими монопольными и олигархическими структурами своих интересов в правительстве, хотя приоритетные отрасли достаточно хорошо известны3.
Как известно, на заседании Президиума Государственного совета в г. Дубне 18 апреля 2008 г. Д.А. Медведев поставил задачу разработки максимально объективного долгосрочного прогноза научно-технологического развития страны на перспективу до 2020–2030 гг., который должен учесть имеющиеся глобальные тенденции развития. Такой прогноз при условии его качественной и конкретной проработки может стать основой для бюджетного планирования рассматриваемой сферы.
Информация о работе Теоретические основы финансового контроля