Теоретические основы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:10, реферат

Описание работы

Понятие финансового контроля и его значение. Классификация видов финансового контроля. Формы и методы проведения финансового контроля. Государственный финансовый контроль. Развитие финансового контроля. Проблемы эффективности государственного финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

    1. Понятие финансового контроля и его значение

 

Нарушения и злоупотребления  в финансовой, бюджетной сфере  не имеют ни хронологической привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности  любого государства, как правило, превышают  его финансовые возможности, и у  чиновников нередко возникает соблазн  быстро, в обход парламента и закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом  обществе в той или иной степени  проявляются как политические, так  и коммерческие интересы различных  компаний, кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в  сфере экономики, приобретению различных  преференций и льгот. Вот почему с тех пор как человечество стало осознавать себя организованным сообществом и до наших дней для  любой страны остается актуальной задача создания и совершенствования системы  гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием финансовой системы.

Финансовый контроль —  это совокупность мероприятий по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности экономических  субъектов с применением определенных форм и методов их организации.

Функциональное назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля —  объективно изучить фактическое  положение дел на проверяемом  объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно  влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

В рыночной экономике финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного  комплекса государства.

Финансовый контроль имеет  определенную сферу применения и  целевую направленность деятельности.

Объектом финансового  контроля являются распределительные  процессы формирования и использования  финансовых ресурсов всех уровней управления.

Основным назначением  государственного финансового контроля является целевое и эффективное  использование финансовых ресурсов государства, эффективное использование  государственной собственности.

Правильное понимание  сущности и значения финансового  контроля важно в силу многих причин. Финансы успешно функционируют  только в том случае, когда они  хорошо организованы и управляемы, нацелены на достижение конкретных задач  развития экономики и повышения  жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного финансового  контроля. Особую значимость он приобретает  в рыночной экономике, когда проявляются  неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования  всего инструментария финансового  контроля.

Как правило, интересы, потребности  и возможности заказчиков финансового  контроля и потребителей его информации (что часто не одно и то же) во многом не совпадают. В условиях рыночной экономики государство имеет право лишь проверять, насколько полно хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица выполняют свои предусмотренные законом обязательства, прежде всего в налоговой сфере. Оно не имеет права (да и возможности) контролировать и вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность частных предприятий. Поэтому в отношении частных предприятий государство проводит самостоятельно и за свои средства лишь контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, а контроль их финансово-хозяйственной деятельности организуют за свои средства владельцы или собственники этих предприятий.

Практически во всех случаях, когда государство привлекает к  удовлетворению общественных нужд коммерческие структуры и передает им финансовые средства или государственное имущество  для такой деятельности либо использует банки и другие финансово-кредитные  учреждения для обслуживания государственных  средств, оно посредством финансового  контроля следит за целевым, рациональным и эффективным использованием переданных средств, следит за тем, чтобы эти  средства были использованы по назначению и общество, доверившее государству управление этими средствами, не понесло ущерба.

Необходимость проведения финансового  контроля при рыночной экономике  определяется прежде всего потребностями  рационального и эффективного хозяйствования на любом уровне управления. При  этом управляющие хозяйствующих  субъектов, которым владельцы или  собственники доверили управление, сами определяют, насколько выгодно им проведение финансового контроля, в  какой форме и в каком объеме его необходимо проводить, чтобы  лица, доверившие им управление (или  возможные инвесторы), остались довольны их деятельностью. Аналогичная ситуация характерна и для государственного сектора, где руководители, которым  общество доверило распоряжаться государственной  собственностью, также организуют финансовый контроль прежде всего с целью повышения эффективности своей деятельности, а также чтобы показать, что они распоряжаются вверенным государственным имуществом и финансовыми средствами с максимальной пользой для общества.

 

    1.  Классификация видов финансового контроля

 

Существует несколько  классификаций видов финансового  контроля по различным признакам. В  зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его  структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специальные аудиторские  фирмы и службы. Контрольные и  консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Иногда такого рода классификацию  представляют в виде деления на государственный  контроль, аудит и общественный контроль. Поясним понятие общественного  контроля. Общественный контроль реализуется  без посредства специальных государственных  органов через общественные институты  и на основе законов, обязывающих  власть предоставлять информацию обществу. Поскольку в демократическом  обществе важное значение придается неуклонному соблюдению принципа свободы слова, то большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Нередко деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность является важнейшим принципом работы.

Принцип гласности, который  законодательно определен как базовый  принцип деятельности счетных палат, реализуется через представление  отчетов об их деятельности органам  представительной власти, проведение открытых слушаний по материалам этих отчетов на заседаниях органов законодательной  или исполнительной власти с участием заинтересованных граждан, публикацию отчетов о проведенных контрольных  мероприятиях в средствах массовой информации, размещение этих материалов в Интернете (на официальных сайтах этих органов). Таковым является официальный  сайт Счетной палаты РФ, где размещена  информация о деятельности контрольного органа и отчеты по выполненной работе.

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов  договорных соглашений, учредительных  документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного  периода и финансового года в  целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий  и организаций, смет расходов бюджетных  учреждений.

 

    1. Формы и методы проведения финансового контроля

 

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и  организацию контрольных действий.

По характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

Источниками информации для  документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния  проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного  анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости  устанавливаются с помощью специальных  приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

Для осуществления контроля могут использоваться различные  методы, к числу которых относятся:

а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

б) обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с  отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут  не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос  сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления  хозяйственной деятельности, и др.;

в) экономический анализ – анализ финансового состояния, предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его  капитала. Особое значение экономический  анализ приобретает при осуществлении  контроля в бюджетной системе. Поскольку  бюджетная система является одним  из важнейших инструментов регулирования  социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

г) ревизия. Это наиболее распространенный метод контроля. Ревизия  – это комплекс взаимосвязанных  проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов. Ревизии проводятся в органах  государственной власти и их отдельных  структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в  организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для  принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной  сфере.

В зависимости от того, насколько  широко ревизии охватывают деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

  • комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
  • тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Информация о работе Теоретические основы финансового контроля