Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа
Раскрытие сущности денежных реформ и определение необходимости и особенностей их проведения
Задачи исследования
Изучение видов и методов денежных реформ, их особенностей
Рассмотрение причин проведения денежных реформ, их цели
Рассмотрение истории проведения денежных реформ в Казахстане
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы денежных реформ
1.1 Сущность денежных реформ, методы проведения
1.2 Виды денежных реформ
1.3 Цели проведения денежных реформ
2. АНАЛИЗ проведения денежной реформы в РК.
2.1 Предпосылки проведения денежной реформы в Казахстане
2.2 Основные этапы денежной реформы
2.3 Последствия денежной реформы в Казахстане
3 Перспективы развития денежного рынка в РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По состоянию на 1 января 2009 года на страховом рынке Республики Казахстан осуществляли лицензированную деятельность 44 страховые организации (в том числе: 8 – по страхованию жизни), 12 страховых брокеров и 56 актуарий. Таким образом, на 1 января 2010 года на страховом рынке Республики Казахстан осуществляют лицензированную деятельность 41 страховые организации (в том числе: 7 – по страхованию жизни), 13 страховых брокеров и 63 актуарий.
В период с 2007 по 2008 год количество
страховых организаций
Таблица 5. Роль страхового сектора в экономике за 2007-2008 гг.
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
ВВП, в млн. тенге |
13315 |
15986,5 |
17412 |
Отношение страховых премий к ВВП, в % |
1,11 |
0,84 |
0,7 |
Отношение собственного капитала к ВВП, в % |
0,95 |
1,04 |
1,04 |
Отношение активов к ВВП, в % |
1,68 |
1,68 |
1,71 |
Отношение страховых премий на душу населения, в тенге |
9489 |
8597 |
7171,5 |
Стабильно растут активы накопительных пенсионных фондов, которые к концу октября достигли 249,6 млрд. тенге.
Изложенный обзор показывает, что положение в экономике и финансовой сфере страны в настоящее время достаточно стабильное. Начало девяностых годов прошлого столетия было практически катастрофическим, и тем не менее страна успешно вышла из создавшегося положения. С имеющимся в настоящее время экономическим потенциалом сегодняшний кризис страна успешно преодолевает.
3 ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В КАЗАХСТАНЕ
Стратегической целью государственной политики в денежно-кредитной сфере традиционно считается обеспечение макроэкономической стабильности, которое предполагает регулирование ряда агрегированных показателей, таких как темп инфляции, национальный доход, сальдо платежного баланса, валютный курс. Непосредственным объектом воздействия денежно-кредитной политики становятся банковские резервы, различные параметры денежного предложения и процентные ставки, манипулирование которыми позволяет регулирующим органам реализовать долгосрочные целевые ориентиры.
Основной целью денежно-кредитн
Национальный Банк Республики
Казахстан продолжит проведение
политики обменного курса, направленной
на обеспечение баланса между
внутренней и внешней
В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.
В 2010 году официальная ставка рефинансирования по данным Национального банка может остаться на уровне 2009 года.
При наиболее вероятном сценарии развития экономики, ставка рефинансирования в 2010 году может составить семь процентов, что соответствует уровню ставки прошлого года.
Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном банке Республики Казахстан.
Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью.
С целью изъятия избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан продолжит эмиссию краткосрочных нот. Их выпуск будет также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.
При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.
Национальный Банк Республики Казахстан будет способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличит в 2010 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.
Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.
Реализация данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста.
В целях определения основных направлений развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период была принята Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период от 1 февраля 2010 года
Основными целями данной Концепции являются
1) повышения устойчивости финансового сектора;
2) создания условий по недопущению недостатков, факторов нестабильности и явлений, обнаруженных в ходе текущего финансово-экономического кризиса;
3) стимулирования инвестиционной
активности в посткризисный
4) укрепления доверия к финансовому сектору страны как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.
Усилия государства в мобилизации финансовых ресурсов в первую очередь будут ориентированы на внутренних инвесторов, так как необходимо будет обеспечить их участие в посткризисном росте экономики. Помимо этого, одним из важных факторов успеха программы индустриализации, наряду с мобилизацией внутренних финансовых ресурсов, является активное вовлечение в ее реализацию иностранных инвесторов, поэтому Казахстан останется верным политике стабильного инвестиционного климата, режима благоприятствования для иностранных инвестиций.
Ключевыми целями государственной
политики регулирования и надзора финанс
Для их достижения будут реализованы задачи по укреплению системы надзора и регулирования в целях повышения способности государства выявлять на ранних этапах, предотвращать и преодолевать системные риски и их проявления, по определению роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов, по обеспечению прозрачность деятельности, осуществляемой финансовыми организациями. Также будут совершенствоваться процедуры по обеспечению защиты инвесторов и потребителей, дальнейшее развитие получат корпоративное управление и риск-менеджмент финансовых организаций.
Реализация данных задач позволит перейти на качественно новый этап развития финансового сектора Казахстана, устранить основные недостатки присущие докризисному этапу развития, которые повлекли за собой множество проблем в других отраслях экономики.
Вместе с тем, в рамках данной Концепции не предполагается рассмотрение вопросов налогово-бюджетной политики, так как на данный момент сложно оценивать экономический эффект от вступивших в силу с начала 2009 года Налогового и Бюджетного Кодексов. Вследствие того, что с момента введения данных кодексов, необходимо провести анализ и оценку его эффективности, в том числе в части налогообложения финансовых организаций, финансовых инструментов и влияния на рынки, а также стимулирования роста сбережений и инвестиционной деятельности
Деятельность Агентства в 2010 году направлена на реализацию программных документов, а также осуществление мероприятий, предусмотренных Стратегическим планом Агентства на 2009 – 2011 годы, При этом наиболее приоритетными вопросами будут являться совершенствование и усиление системы риск-менеджмента в финансовых организациях, улучшение качества и структуры капитала, совершенствование процедуры стресс-тестирования и повышение его роли в качестве одного из эффективных инструментов управления рисками, а также дальнейшее развитие надзора на консолидированной основе.
В связи с тем, что банковский сектор является основой здорового функционирования экономики любой страны, План предусматривает мероприятия, направленные, в том числе, на поддержку отечественных банков. Необходимо отметить, что, предоставляя поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение ими объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора, в частности, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий по ипотечному кредитованию. Меры по поддержке банков включают в себя дополнительную капитализацию системообразующих банков через приобретение простых и привилегированных акций и предоставление субординированных займов, создание Фонда стрессовых активов для улучшения качества кредитных портфелей казахстанских банков путем выкупа у банков сомнительных активов и последующего управления ими, предоставление Национальным Банком Республики Казахстан дополнительных источников ликвидности путем расширения перечня инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям РЕПО, в целях обеспечения своевременного обслуживания обязательств банками.
План также предусматривает
совершенствование
Кроме того, Агентством планируется усиление требований к риск-менеджменту банков, в части управления риском потери ликвидности на базе обновленных рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. В регулировании ликвидности будут адаптированы международные стандарты поддержания срочной ликвидности, минимизации GAP-риска, диверсификации источников фондирования, а также наличие минимального уровня ликвидности, необходимого в период стрессовых ситуаций.
В рамках мер по улучшению ликвидности банков и снижению риска рефинансирования, предусматривается снижение избыточного уровня внешнего заимствования. Дополнительно, в целях диверсификации источников формирования ликвидности, будут приняты меры по поддержанию банками оптимального соотношения выданных кредитов к депозитам.
В целях развития исламских финансов в Казахстане, в текущем году планируется установить стандарты регулирования и надзора за банками, функционирующими на принципах исламского финансирования, по вопросу лицензирования, пруденциального регулирования и отчетности, вопросу регистрации исламских ценных бумаг и присвоения национального идентификационного номера исламским ценным бумагам.
Развитие банковского сектора в силу укрепления тенденций экономического роста будет сопряжено с переориентацией операций банков на обслуживание реального сектора (расчетное и кредитно-депозитное) и, соответственно, приведет к увеличению доли кредитов в активах банковской системы и средств предприятий и населения в ресурсной базе банков.