Теоретические основы денежных реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Раскрытие сущности денежных реформ и определение необходимости и особенностей их проведения
Задачи исследования
Изучение видов и методов денежных реформ, их особенностей
Рассмотрение причин проведения денежных реформ, их цели
Рассмотрение истории проведения денежных реформ в Казахстане

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы денежных реформ
1.1 Сущность денежных реформ, методы проведения
1.2 Виды денежных реформ
1.3 Цели проведения денежных реформ
2. АНАЛИЗ проведения денежной реформы в РК.
2.1 Предпосылки проведения денежной реформы в Казахстане
2.2 Основные этапы денежной реформы
2.3 Последствия денежной реформы в Казахстане
3 Перспективы развития денежного рынка в РК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 5 файлов

1.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

2 часть.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

Таким образом, реформа 1993 заключалась в введении собственной денежной единицы, которая явилась базой для реализации Казахстаном экономического суверенитета. Еще в 1992 г руководство Республики Казахстан предприняло шаги к выпуску собственной валюты. Контракт на выпуск новых денег был подписан с английской фирмой «Харрисон и сыновья». В 1993 купюры в 1,3,5,10,20,50 и 100 были доставлены в Казахстан. Они снабжены 18 степенями защиты от подделок. 12 ноября 1993 президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подписал Указ «О введении национальной валюты Республики Казахстан». Обмен наличных рублей, а также счета и вклады обменивались на тенге по курсу 1 = 300. Все граждане Республики Казахстан старше 16 лет могли обменять сумму в пределах 100 тысяч рублей. Обмен производился только 1 раз, о чем делалась отметка в паспорте. Максимальная величина денег, которую мог поменять один человек, не могла превышать 1000 руб. Те, кто хотел поменять больше, должны были обращаться в специальную комиссию об источниках доходов. Национальный банк установил валютный курс 1$ = 4,7 тенге, после он вырос, соответственно выросла заработная плата, цены, появилась потребность в более крупных купюрах.

Национальная валюта РК - тенге - была введена в обращение  с 15 ноября 1993 года. С введением собственной  национальной валюты стало возможным  проведение Национальным Банком самостоятельной денежно-кредитной политики. 13 декабря 1993 году вышел Закон РК «О денежной системе Республики Казахстан», в котором были установлены правовые основы и формы организации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных знаков, организацию и регулирование денежного обращения.

 

  2.3 Последствия денежной реформы

 

Прошло 17 лет после  введения казахстанской национальной валюты. Срок в историческом плане  небольшой, но он вобрал в себя такие события, которые в обычных условиях равны нескольким десятилетиям. Прошедшие после введения национальной валюты годы позволяют, сделать вывод о том, что принятый курс и осуществление мероприятия оказались верными. Национальная валюта все увереннее завоевывает авторитет не только в нашей стране, но и за ее пределами.

 О том, что стабильность достигнута, свидетельствуют низкие темпы инфляции. Кроме того, Казахстан досрочно погасил свои обязательства перед МВФ; и на 30 июня 2002 года государственный внешний долг (3,8 млрд. долл.) представляет собой только прямые и гарантированные обязательства Правительства.

 

Рисунок 6. Чистые международные резервы и активы национального фонда

 

Чистые международные резервы Национального Банка с ноября 1993 года выросли более чем в 7,4 раза. Создан в 2000 году и стабильно пополняется Национальный фонд: на 15 ноября 2002 года его активы составили 1849 млн. долл.

Достаточно объективно, состояние стабильности характеризуют темпы роста основных макроэкономических показателей: национального дохода, ВВП и ВНП, объем промышленного производства, выпуска отдельных важнейших видов промышленной продукции, объема с/х продукции, производительности общественного труда и т.д. Было бы несправедливо не отметить, что все проведенные мероприятия, связанные с введением национальной валюты в русле политики макроэкономической стабилизации, способствовали оживлению производства. Если в 1992 году ВВП снизился на 13 процентов, в 1993 году - на 12,9 процента, в 1994-м – на 25,4 процента, то уже в 1995 году снижение ВВП составило только 8,9 процента, а за 1996 год достигнут рост на 1,1 процента. В дальнейшем, как известно, были достигнуты значительные темпы роста ВВП. (Рисунок 7)

 

 

Рисунок 7. ВВП Республики Казахстан

Объем произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) Республики Казахстан в 2009 году, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, достиг 15 888 млрд. тенге, реальный рост – 1,2% (в 2008 году - 3%). Инфляция в 2009 году составила 6,2%, в предыдущем году – 9,5%.

Темп роста ВВП неуклонно снижается с 2007 года, что связано с мировым финансовым кризисом, который замедлил экономическое развитие республики.

Рисунок 8. Структура ВВП

 

В структуре ВВП Казахстана за 2009 год производство товаров занимает 43,4%, услуг - 55,5%. Преобладание производства услуг в ВВП Казахстана впервые отмечено в 2002 году. Указанная тенденция характерна для структуры производства и потребления мирового ВВП (рисунок 8).

Индексы производительности труда по видам экономической  деятельности за 2001-2009гг. Представлены в Приложении Б.

В целом по экономике  индекс производительности труда за 2009 год к предыдущему году составил 100,2%. По сравнению с предыдущим годом наблюдается увеличение индексов производительности труда в следующих видах экономической деятельности: сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве – 115,5%, промышленности – 103,2%, транспорте и связи – 100,2%. Существенный вклад в рост экономики внесла промышленность, где высокие темпы развития обеспечены стабильным развитием всех её секторов.

За счет проведения Нацбанком  необходимой денежно-кредитной политики, а также экономических мер  правительства снижен уровень инфляции с 2500% в 1992 году до 1260% в 1994-м и до 63% в 1995 году, а в 1996-м до 29%. В 2000 году инфляция составила уже 9,8%. В текущем году она ожидается на уровне 8-9%.

Инфляция снизилась  с 2165% в 1993 году до ожидаемых 6,0% в 2002 году. Стабилизировался курс валюты: с начала 2002 года девальвация тенге к доллару  США составила всего 2,3% и ожидается, что в целом за год она не превысит 4%. С 1996 года (исключая 1998 год – мировой финансовый кризис) экономика устойчиво растет: реальный рост ВВП в 2001 году составил 13,2%. Высокий темп роста ожидается и в 2002 году.

По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2% , что в 1,5 раз меньше по сравнению с инфляцией 2008 года (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года – 9,5%). Среднегодовая инфляция составила 7,3%

 

 

Рисунок 9. Динамика индексов потребительских цен и индекса цен производственной промышленности

 

В 2009 году замедление годовой  инфляции произошло на фоне снижения темпов роста цен на продовольственные товары и платные услуги, тогда как темпы роста цен на непродовольственные товары ускорились.

Основной  вклад в промышленное производство вносит добыча сырой нефти и природного газа, доля которых в январе увеличилась  на 5,2 п.п., составив 56,4%.

В горнодобывающей промышленности объем производства по сравнению с аналогичным периодом 2008 года возрос на 6,1%, добыча нефти, включая газовый конденсат, увеличилась на 8,1%, рост добычи природного газа составил 8,6%, добыча угля снизилась на 7,4%, производство обрабатывающей промышленности уменьшилось на 4,5%.

Ставка рефинансирования является одной из самых низких среди стран СНГ.

Рисунок 10. Динамика ставки рефинансирования 1992-2010 гг.

 

На рисунке 10.отчетливо видно, как на протяжении 18 лет, НБРК изменял ставку рефинансирования, стремясь, внесение изменений в монетарную политику, целью которой является влияние на производство, безработицу и инфляцию, тем самым, оказывая давление на всю экономику в целом, поскольку ставка рефинансирования выступает наиболее важным инструментом денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, необходимо рассмотреть и проанализировать динамику ее изменений. Ставка рефинансирования снижения с 300 до 12,5% в 2001 году в 2002-м составила 7,5%. Сегодня она установлена на уровне 9,0%.

Успешно развивается  валютный рынок, находившийся на нулевой  отметке в момент введения тенге. Уже в 1995 году на Казахстанской валютной бирже объем операций составил: 1,8 млрд. долларов США, немецких марок 59,5 млн. и российских рублей 734 млрд. Широкое развитие получает внебиржевый сегмент валютного рынка, уже 1996 году превысивший объем операций биржевого рынка. Повсеместно выросла сеть обменных пунктов. Например, на конец 2009   года она составила 3338 пунктов, из них 1245 обменных пунктов небанковских юридических лиц.

Сложившаяся в 2008-2009 годах комбинация различных факторов риска оказала существенное дестабилизирующее влияние на экономику Казахстана и вынудила государство провести вмешательство в экономические и финансовые процессы в целях поддержания финансовой стабильности. С 4 февраля 2009 года Национальный Банк уходит от поддержания тенге в прежнем коридоре и считает объективно необходимым новый уровень обменного курса национальной валюты, который по предположениям Национального Банка будет находиться около 150 тенге за доллар.

Рисунок 11. Официальные курсы тенге к иностранным валютам, на конец периода (2007-2009 год)

 

С 2000 года укрепление реального  курса тенге составило 30%.

Официальный курс тенге  по отношению к доллару составил на конец 2009 года 147,39 тенге, к российскому  рублю – 4,66 тенге, к евро – 205,66 тенге. (рисунок 6)

В своей работе Нацбанк  постоянно использовал операции на открытом рынке ценных бумаг.

С момента выпуска  своей валюты в стране были полностью  устранены противоречия между наличными  и безналичным платежным оборотом денег.  
В Казахстане функционирует надежная и самая капитализированная в СНГ банковская система. Во многом этому способствовали меры Национального Банка по оздоровлению и укреплению устойчивости банковской системы. Так, количество банков с 1993 года уменьшилась с 204 до 38. Собственный капитал банковской системы с 1996 года увеличился более чем в 10 раз, а активы банков второго уровня за 2009 год снизились на 334,7 млрд. тенге или 2,8 %, банковские займы и операции «обратное РЕПО» увеличились на 394,4 млрд. тенге или на 4,3%, резервы (провизии) увеличились на 2 970,9 млрд. тенге или в 3,9 раза.

В условиях финансового  кризиса основной задачей БВУ  явилось обеспечение оптимального уровня ликвидности, адекватности капитала, формирования дополнительных провизий. Прошедший 2009 год для банковской системы завершился значительными убытками. БВУ получен совокупный убыток после уплаты подоходного налога в размере 2 834,2 млрд. тенге. Вместе с тем, без учета 3-х БВУ, находящихся в процессе реструктуризации обязательств, по системе получен чистый доход после уплаты налога в размере 5,9 млрд. тенге. В структуре доходов БВУ 81,7% занимали доходы, не связанные с получением вознаграждения (5 779,2 млрд. тенге), а в структуре расходов 91,4% занимали расходы, не связанные с выплатой вознаграждения 38 (9 040,7 млрд. тенге), увеличившись в основном за счет увеличения ассигнований на формирование провизий в течение 2009 года до 5 893,9 млрд. тенге (Таблица 2.).

Отношение чистого  дохода до уплаты подоходного налога к совокупным активам (ROA) составило (-24,1%) (по состоянию на 01.01.2009 года – 0,2%), отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к собственному капиталу (ROE) – (-1 190,0%) (по состоянию на 1.01.2009 года – 1,9%).

 

Таблица 2. Структура доходности банковского сектора (млрд. тенге)

 

Доходность банковского сектора

2008

2009

Изменения

Доходы, связанные с получением вознаграждения

1 459,9

1 294,4

-11,3

Расходы, связанные с выплатой вознаграждения

789,3

853,8

 

Чистый доход, связанный с получением вознаграждения

670

440

-34

Доходы, не связанные с получением вознаграждения

1471

5779

3,9 р

Расходы, не связанные с выплатой вознаграждени

2114

9040

4,3 р

Чистый доход (убыток), не связанный  с получением

вознаграждения

-643,5

-3 261,5

5,3 р

Непредвиденные статьи

-

-

-

Чистый доход до уплаты подоходного налога

27,1

-2820

-

Расходы по выплате подоходного  налога

16,4

13,3

19,910,7

-2834Ч-истый доход после уплаты  подоходного налога

     

 

В 2009 году отмечается устойчивая тенденция к снижению показателей ROA, ROE, что связано с замедлением кредитной деятельности БВУ, а также прогрессирующим снижением качества ссудного портфеля и соответствующим увеличением уровня провизирования.

 

 

Таблица 3. Роль банковского сектора в экономике

 

Динамика относительных показателей

2007

2008

2009

в ВВП млрд.тенге

10 139

12 849

15 907

Отношение активов  к ВВП. %

87,5

90,9

74,7

Отношение ссудного портфеля к ВВП %

59,1

69,0

58,1

Отношение расчетного собственного капитала к ВВП в%

11,5

13,9

12,3

Отношение вкладов клиентов к ВВП в %

46,5

50,5

43,2


 

Банковский  сектор ослаб, но все же остается относительно стабильным. Средства, выделенные в рамках антикризисной программы, стабилизационные займы, предоставленные государственными компаниями, повышение гарантий по депозитам, сокращение норм обязательного резервирования и налогового бремени сохраняют баланс на банковском рынке.

В результате правильной стратегий государство стабилизировало банковскую систему страны, которая сегодня работает в нормальном режиме

В результате правильной стратегий государство стабилизировало банковскую систему страны, которая сегодня работает в нормальном режиме

Набирает темпы развития страховой рынок.

На текущий момент положение в страховом секторе  является слабым звеном в экономике  Казахстана. Глобальная нестабильность повлияла на финансовые показатели страхового сектора.

 

Таблица 4. Общие сведения по страховому рынку за 2007- 2009 гг.

(шт.)

Институциональная структура страхового сектора

2007

2008

2009

07/08

08/09

Количество страховых организаций, в т.ч.

41

44

41

3

-3

по страхованию жизни

7

8

7

1

-1

Количество Страховых брокеров

13

12

13

-1

1

Количество актуариев

44

56

63

12

7

Введени1.doc

— 26.00 Кб (Скачать)

презентация курсовой.ppt

— 338.50 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Теоретические основы денежных реформ