Теоретические основы денежных реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Раскрытие сущности денежных реформ и определение необходимости и особенностей их проведения
Задачи исследования
Изучение видов и методов денежных реформ, их особенностей
Рассмотрение причин проведения денежных реформ, их цели
Рассмотрение истории проведения денежных реформ в Казахстане

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы денежных реформ
1.1 Сущность денежных реформ, методы проведения
1.2 Виды денежных реформ
1.3 Цели проведения денежных реформ
2. АНАЛИЗ проведения денежной реформы в РК.
2.1 Предпосылки проведения денежной реформы в Казахстане
2.2 Основные этапы денежной реформы
2.3 Последствия денежной реформы в Казахстане
3 Перспективы развития денежного рынка в РК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 5 файлов

1.doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

2 часть.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1 Теоретические ОСНОВЫ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ

 
   
   
   

2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ В КАЗАХСТАНЕ

 

2.1 Предпосылки проведения денежной реформы

 

2.2 Основные этапы денежной реформы

 

2.3 Последствия денежной реформы

 

3 ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В КАЗАХСТАНЕ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ В КАЗАХСТАНЕ

 

2.1 Предпосылки  проведения денежной реформы

 

Правительство любой  страны может изменить установленный ранее масштаб цен. Такое изменение называется денежной реформой, поскольку это понятие включает ревизию национальной валюты путем введения новой денежной единицы или значительные изменения в существующей системе.

Вопрос о национальной валюте встал в конце 1991 - начале 1992 года. Либерализация цен, гиперинфляция, сложности снабжения экономики наличностью. К этому времени Украина, Прибалтика, Белоруссия и даже Киргизия ввели свои собственные валюты. Начался неконтролируемый сброс обесценивающихся рублей в Казахстане.

В результате проведенного обмена из обращения изъято рублевых банкнот СССР образца 1961 – 1992 годов  на сумму 950,6 млрд.рублей. Результаты обмена подтвердили прогнозы о количестве рублей, находящихся на территории республики. С момента введения тенге вопрос обеспечения народного хозяйства наличными деньгами был снят с повестки дня.

Необходимо рассмотреть   в каких непростых условиях Казахстан разрабатывал и принимал собственную национальную валюту — тенге. Начало 90-х годов было достаточно тяжелым периодом для принятия такого судьбоносного для нашей страны решения: масштабный спад производства, разрыв экономических связей, коллапс денежно-кредитных отношений между бывшими союзными республиками, который разом вверг новые независимые государства в эпоху натурального товарообмена. Получение Казахстаном независимости в 1991 году придало импульс развитию рыночных отношений в нашей стране.. [5, c.45]

Вполне понятно, что завершение обмена денег было началом той огромной и важной работы, которую Правительству и Национальному банку предстояло выполнить, чтобы обеспечить главную цель реформы — устойчивость и конвертируемость национальной валюты в труднейших условиях обвального спада производства и, по существу, галопирующей инфляции. Особое внимание было уделено процедурным вопросам введения национальной валюты: доставке новой валюты в обменные пункты, дате начала и продолжительности обмена денег, коэффициенту обмена. Тенге стал законным платежным средством с первого дня начала обмена.

Кризис плановой экономики, начавшийся еще в 70-80-е  годы, обрел характер агонии после  развала союзного государства. Было совершенно очевидно, что минимизировать разрушения, обретающие гипертрофированный характер, можно только поддерживая  имевшиеся хозяйственные связи, сохраняя единую рублевую зону и ведя одновременно планомерную и согласованную работу по созданию в новых независимых государствах собственных экономик.

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Сфера отраслевого распространения кризиса с 1991 г

 

  На рисунке 1 наглядно представлена сфера отраслевого распространения кризиса,   причинами кризисного состояния экономики являются:

1. Стагнация  экономики

2. Развал СССР

3. Однобокое  увлечение политическими реформами

4. Крушение хозяйственных связей между

5. Ориентация  на шоковую терапию

6. Отсутствие  системного подхода

Но даже более  чем два года назад созданное  Содружество Независимых Государств не сумело тогда преодолеть центробежных тенденций, создать действительно союз или, как тогда говорили, хотя бы обеспечить "цивилизованный развод". Правительство России само в то время не имело четко выраженной позиции и также лавировало, зачастую в ущерб себе же и Казахстану. Так, в начале января 1992 года, несмотря на предварительные договоренности, без каких-либо консультаций с соседями или хотя бы элементарного их оповещения, российское правительство отпустило цены. Резко взлетели цены, пошла вверх инфляция, из-за падения рубля начали "гореть" сбережения людей, пошло обнищание населения на территории всего Содружества.

Никакого сомнения не вызывало то, что контроль за ценами, рано или поздно нужно будет снимать, необходимость введения национальной валюты в Казахстане было очевидно.

И в начале 1992 года Президент РК Нурсултан Назарбаев  издал секретный указ о подготовке нашей собственной национальной валюты. Была создана специальная группа, состоящая из представителей Администрации, Правительства, экспертов Министерства финансов и Центрального банка. В конце 1992 года стало ясно, что Россия все же готовится провести реформу рубля, без учета интересов других республик. Поэтому необходимо было ускорить подготовку ввода нашей национальной валюты.

В июле 1993 года Центральный банк России объявил, что  он вводит в обращение новые купюры. В начале августа с Борисом Ельциным была подписана декларация, в которой говорилось, что Казахстан остается в рублевой зоне. Однако практическими шагами это подкреплено не было.

В начале октября  в Москве, вместе с главами Узбекистана, Армении, Таджикистана и Беларуси, было подписано рамочное соглашение с Россией, которое должно было сформировать основу новой рублевой зоны, включающей шесть бывших республик СССР. Средства массовой информации с пафосом назвали подписание этого документа основным шагом по созданию Экономического союза. Однако и это осталось бумажной декларацией. 10 ноября президент Казахстана с президентом Узбекистана провели пресс-конференцию, на которой объявили, что отказываются от рубля и будут введены собственные валюты. Новая валюта была запущена.

Экономическая независимость была приобретена в условиях тяжелейшего социально-экономического наследия: инфляция достигла небывалых высот - 57-58% в месяц, чему немалой степени способствовала рублевая инвестиция из России и Узбекистана, полная стагнация производства в условиях небывалого разрыва межреспубликанских и внутренних производственно-хозяйственных связей, сопровождавшаяся кризисом неплатежей, снижением уровня жизни населения. В этих условиях Правительство было вынуждено сделать единственно верные ходы в состоянии жесточайшего цейтнота. В 1994 г. оно выступило с заявлением об экономической политике, где был объявлен курс на жесткую де- нежно-кредитную политику.

Итак, основными причинами проведения денежной реформы и возникновения тенге явился кризис плановой экономики и необходимость перехода государства к рыночным отношениям, стремление обрести полную экономическую независимость.

 

 

 

2.2 Основные  этапы денежной реформы

 

В реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа:

Первый этап: 1991 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и ненасыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за неудержимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия, осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.

Реальное изменение  ВВП Казахстана в период  1991-1993 гг представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Реальное изменение ВВП Казахстана

 

Наблюдается снижение ВВП за рассматриваемый период.

Изменения уровня инфляции в Казахстане в 1990-2000г.  
(на конец периода в % к предыдущему году)представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. Изменения уровня инфляции

 

Так, уровень  инфляции повысился с 147,1 % в 1991 году  до 2165,0% в 1993 году. В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз. Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса неплатежей.

Этапы реформирования денежной системы представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Этапы реформирования денежной системы

 

В условиях высокой  инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий и правительства  в сокращении кредиторской задолженности. После "скачка" неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные долги.

Второй этап начался с момента введения национальной валюты -конец 1993 г. - 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики стали: ухудшение финансового состояния предприятий, снижение рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий, сокращение масштабов производства.

В результате предпринятых антикризисных мер в 1995 г. макроэконо- мическая ситуация в республике значительно улучшилась.

Так, уровень инфляции снизился с 10- го в декабре 1994 г. до 1,6% в дека- бре 1995 г., среднемесячный темп инфляции сократился за год с 23,5% до 4%; в целом, за 1995 г. потребительские цены возросли на 60~о, тогда как в 1994 г. они увеличились в 12,6 раза.

Проведение антиинфляционной политики не могло не сказаться негативно  на производственных показателях. Правительство  хорошо понимало, что, если не принимать жестких и энергичных мер по реформе предприятий, быстрой приватизации, решительному улучшению менеджмента, демонополизации, созданию конкурентного рынка, кризисные явления в экономике лишь усилятся. Резкое снижение инфляции в 1995 г. позволило не только остановить сокращение реальной заработной платы в народном хозяйстве, но и добиться ее прироста, по оценке на 3-5% к уровню года.

Таковы были основные результаты реформ в Казахстане в 1994-1995 гг., которые создали основы для разработки более масштабной и углубленной программы реформ на 199б-1998 гг., которая была разработана и утверждена к реализации в декабре 1995 г.

В 1995 г., несмотря на некоторый  рост реальной заработной платы, заметного  улучшения уровня жизни населения  не произошло. Около половины населения выживает за чертой бедности. Сократилось потребление материальных благ на душу населения, повысилась безработица, продолжались процессы углубления неоправданной дифференциации уровней оплаты между производственной и бюджетной сферами экономики, отдельными отраслями, а также категориями рабочих. По данным отчета о человеческом развитии Казахстана за 1997 год, 1996- 1998 гг. в стратегическом плане для Казахстана приобретают исключительно важное значение, потому что, по логике реформ, на этот период падает задача завершения этапа макроэкономической стабилизации и перехода к концепции и программам инвестиционного экономического роста.

По экспертным данным, в 1997- 1998 гг. специфика структурного кризиса будет связана с кризисом социальных отраслей, т.к. 1995-1996 гг. были связаны с двумя крупными проблемами: дефицитом республиканского бюджета и массовым банкротством предприятий. Эти факторы ставят под вопрос функционирование реального и социального секторов экономики.

Рисунок 5. Инфляция и изменение цен на товары, и платные услуги населению (в процентах к предыдущему году)

 

Наблюдается уменьшение цен на товары и платные услуги населению и увеличение инфляции.

Одним из важных факторов падения уровня жизни населения  является разрушение в результате проводимых реформ государственной социальной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Глубина бедности в Республике Казахстан

 

Глубина бедности в Республике Казахстан

1998

1999

2000

2001

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума

39

34,5

31,8

28,4

Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз (коэффициент фондов)

11,3

11

11,9

7,8


 

Идет сокращение бесплатных услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания. В то же время отсутствуют достаточно дееспособные и, главное, доступные всем слоям населения негосударственные “дубликаты” этих сфер. Они могли бы появиться, если бы заработная плата, пенсии, пособия и т.п. выплаты возросли в такой степени, которая необходима для замещения ранее бесплатных услуг социальной инфраструктуры платными.

Доля населения с  доходами ниже величины прожиточного минимума после реформ уменьшается  с 39 % в 1998 году до 28,4 % в 2001 году.

В 1995-1997 гг. формируются рыночные механизмы  с одновременной прямой государственной поддержкой основных социальных отраслей и показателей. Именно в это время правительство под непосредственным контролем Президента страны в оперативном порядке занято решением проблем своевременных выплат заработной платы, пенсий и иных социальных трансфертов. Увеличиваются расходы на содержание социальных отраслей в государственном бюджете. Динамика показателей ИЧР в Казахстане (1991-1999гг.) представлена в Приложении А.

Введени1.doc

— 26.00 Кб (Скачать)

презентация курсовой.ppt

— 338.50 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Теоретические основы денежных реформ