Свободные экономические зоны и их роль в развитии субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Государственные анклавы, наделенные специальным экономическим статусом и особыми экономическими привилегиями, существовали еще в глубоком историческом прошлом. С позиций современности их можно рассматривать как первые яркие проявления общеисторического процесса глобализации, с одной стороны, и важной роли государства в макроэкономическом регулировании, с другой. В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) - один из самых распространенных методов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические особенности функционирования свободных экономических зон________________________________________________ 4 1.1 СЭЗ: сущность, особенности функционирования и цели создания______4 1.2 Организационно-экономические формы СЭЗ_______________________ 7 1.3 Роль свободных экономических зон в экономике субъектов__________13 Глава 2.Мировой опыт функционирования СЭЗ ______________________ 15 2.1 Свободная экономическая зона Ирландии «Шеннон»______________ 15 Глава 3. Организационно-экономический механизм функционирования СЭЗ____________________________________________________________19 3.1 Свободные экономические зоны в субъектах Российской Федерации_ 19 3.2 Свободная экономическая зона на территории Самарской области промышленно-производственного типа_____________________________ 26 Заключение Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат СЭЗ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

ОЭЗ «Тольятти» расположена  в одном из самых густонаселенных  районов России. В радиусе пятисот  километров от ОЭЗ общая численность  населения составляет около 20 млн жителей. Крупнейшими центрами в зоне транспортной доступности являются города-миллионники Самара, Казань, Уфа.

В радиусе тысячи километров от ОЭЗ проживает свыше 70 млн человек. В зону транспортной доступности входят такие крупные города, как Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Челябинск, Волгоград. В общей сложности в радиусе тысячи километров от ОЭЗ «Тольятти» проживает около 50 % населения страны, что по мировым масштабам является крупным потребительским рынком.

В течение 2012—2014 гг. будет создана вся необходимая инфраструктура (инженерная, транспортная, социальная и т. д.) за счет федерального, областного бюджетов и внебюджетных средств. Суммарный объем инвестиций в инфраструктуру ОЭЗ составит более 13 млрд руб.

Государственная поддержка инвесторов заключается в предоставлении коммуникаций всех типов, необходимых для организации производственного процесса, производственных, складских и офисных помещений в пределах территории ОЭЗ , системы организации подъездных путей, место стоянки автотранспорта, площадок для погрузки-выгрузки, контрольно-пропускных зон.

Развитая промышленная инфраструктура обеспечит экономию капитальных затрат для инвестора  до 30 %.

На первые 5 лет резиденты  ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного и транспортного налогов. Также налог на имущество составит 0% в течение первых 10 лет.

Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Самарской области, для резидентов ОЭЗ "Тольятти" снижена до 0% и  будет действительна до конца 2018 года с последующим постепенным  увеличением. Таким образом, налог на прибыль (с учетом ставки налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет) для резидентов составит: 
2% - в течение 01.01.2012 - 31.12.2018 
5% - в течение 01.01.2019 - 31.12.2020 
9% - в течение 01.01.2021 - 31.12.2022 
12% - в течение 01.01.2023 - 31.12.2024 
15,5% - с 01.01.2025 и далее

Также предоставляются  дополнительные льготы по налогу на прибыль  организаций: ускоренная амортизация  средств и ускоренный порядок  признания расходов на НИОКР.

На территории ОЭЗ  «Тольятти» действует режим свободной таможенной зоны. Он позволяет инвесторам избежать переплаты, связанной с импортированием оборудования, ресурсов и материалов или экспорта готовых изделий.

Свободная таможенная зона — таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ (свободной экономической зоны) или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза (определено Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны»).

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предприятиям-резидентам ОЭЗ предоставляются гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Особый административный режим на территории ОЭЗ предоставляет  арендаторам земельных участков — собственникам объектов недвижимости — право выкупа расположенных под этими объектами земельных участков. Резиденту зоны будут предложены коммуникации всех типов, необходимых для организации производственного процесса. При этом обеспечивается бесплатное подключение ко всем видам энергоресурсов.

На территории особой экономической зоны будет создана эффективная система государственного администрирования — «режим одного окна», обеспечивающая максимально комфортное для бизнеса взаимодействие с государственными и муниципальными органами управления и контроля. Система «Одно окно» позволит ускорить процесс оформления резидентов, снизить административные барьеры, предоставляя при этом инвесторам единый пункт контакта для всех деловых отношений с государством.

В настоящее время  на выделенном под строительство  ОЭЗ земельном участке выполнены геологические и геодезические изыскания, завершены проектные работы. Проведенные с октября 2011 года подготовительные работы на площадке позволят приступить к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ в начале 2012 года.

Строительные работы по созданию инфраструктуры и производственных зданий резидентов будут вестись по системе параллельного инжиниринга, с целью обеспечить запуск производств первых резидентов в первой половине 2013 года.

На данный момент в  ОЭЗ Тольятти зарегистрированы следующие  компании:

  • ООО «ТПВ РУС» (производство автомобильных сидений)
  • ООО «Железный поток» (производство сменных многогранных пластин и другой твердосплавной продукции)
  • ООО «Рулевые Системы Плюс» (производство систем рулевого управления для легковых автомобилей)
  • ООО «Праксайр Самара» (завод по заправке емкостей промышленным и специальным газом)
  • ООО «ЭДША Тольятти» (производство автокомпонентов для машин, выпускаемых в России)

ОАО «Особые экономические  зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся 25 действующих и вновь создаваемых особых экономических зон России. Из 25 действующих зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 14 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

Филиал ОАО «Особые  экономические зоны» в Самарской  области был создан 23 декабря 2010 года для реализации проекта по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного  типа «Тольятти».

Строительство в ОЭЗ  будет вестись в три этапа. Сейчас проект находится на первом этапе, во время которого предусмотрено подведение инженерных коммуникаций, дорог, обустройство таможенной и коммунальной зон. Сегодня на строительную площадку подведены временные электроснабжение и дороги, развернут строительный городок. Таким образом, для начала строительства компаниями-резидентами предприятий есть все необходимое. «Площадь первой очереди составляет 180 гектаров. Из них 78 гектаров отводится под размещение производств резидентов, – отмечает начальник отдела капитального строительства филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской области Алексей Петухов. – Все остальное займут сервисные объекты – таможенная, административно-деловая и другие зоны. Заполнить первую очередь по плану мы должны до 2014 года. И есть большое количество компаний, которые планируют запустить свои производства именно в этот период и не собираются ждать запуска второй очереди».

Первыми статус резидента  «Тольятти» получили словенско-российское предприятие ООО «ТПВ Рус» (намерено вести производство сидений для автомобиля Lada Granta), ООО «Железный поток» (планирует производить сменные многогранные пластины и другую твердосплавную продукцию) и ООО «Рулевые Системы Плюс» (готово производить системы рулевого управления для автомобилей). В июле 2012 года резидентами ОЭЗ стали зарубежные компании – дочернее предприятие американской корпорации Praxair Inc. построит высокотехнологичный завод по заправке емкостей промышленными и специальными газами, а учрежденное компанией Edscha Holding GmbH (Германия) ООО «Эдша Тольятти» готово строить новый завод автокомпонентов. Резиденты хотят запустить производства уже в 2013 году.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОЗДАНИЕ

ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ТИПА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Наименование

Сумма

(млн. рублей)

1.  Разработка  проекта планировки территории  особой

экономической зоны промышленно-

производственного типа и проведение инженерных

изысканий

75

2.  Проектирование  и строительство объектов

внутриплощадочной инфраструктуры особой

экономической зоны промышленно-

производственного типа

6809

3.  Проектирование  и строительство объектов

внеплощадочной  инфраструктуры особой

экономической зоны промышленно-

производственного типа

309

ИТОГО

7193


 

 

 

 

 

Заключение

Свободные экономические  зоны призваны выполнять свою специфическую  роль, концентрируя экспортоориентированное  и импортозамещающее производство, стимулируя внешнеэкономические связи, представляя собой “ловушки”  для иностранных инвестиций. Они  также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования. Создание свободных экономических зон – эффективнейший метод привлечения капитала в производство. Различные налоговые льготы очень привлекательны для зарубежных инвесторов, стремящихся к наиболее выгодному вложению своих капиталов, тем самым способствуя введению новых технологий и развитию производства, оживлению бизнеса, повышению уровня экономического роста и развитию экономики в целом.

Таким образом, СЭЗ – это всего лишь инструмент государственного регулирования экономики. Он имеет свою область эффективного применения, свои достоинства и недостатки. Без четкого понимания, для чего такой инструмент используется и  как с ним обращаться, негативные последствия его использования способны перечеркнуть все положительные аспекты функционирования СЭЗ.

Что касается Самарской  области, то пока очень трудно сказать  об эффективной деятельности СЭЗ  на ее территории т.к 12 августа была двухлетняя годовщина со дня ее создания. Но результаты функционирования Тольяттинской СЭЗ ещё незначительны и скромны, по сравнению с опытом функционирования свободных экономических зон в других странах мира, но не смотря на все минусы существует и ряд плюсов: например зарубежные инвестиции. Так нашими партнерами стали словенско-российское предприятие ООО «ТПВ Рус» (намерено вести производство сидений для автомобиля Lada Granta), ООО «Железный поток» (планирует производить сменные многогранные пластины и другую твердосплавную продукцию) и ООО «Рулевые Системы Плюс» (готово производить системы рулевого управления для автомобилей). В июле 2012 года резидентами ОЭЗ стали зарубежные компании – дочернее предприятие американской корпорации Praxair Inc. построит высокотехнологичный завод по заправке емкостей промышленными и специальными газами, а учрежденное компанией Edscha Holding GmbH (Германия) ООО «Эдша Тольятти»

 

 

 

Список литературы

1. ФЗ N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» от 22 июля 2005 года

2. Указ перзидента РФ  N 548  «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории» от 4 июня 1992 года.

3. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон таможенной территории таможенногьо союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года)

4. Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 621 «О создании на территории Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»

5. Алексеев, И.С.  Управление внешнеэкономической деятельностью:  учебное пособие под общей редакцией профессора В.А. Трайнева / И.С. Алексеев.  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 – 302 с.

6. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность под общей редакцией М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. -  Мн.:  «Современная школа», 2006-  663 с.

7. Авдокушин,  Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие / Е.Ф. Авдошкин - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001- 340с.

8. Соколов А. «Бизнес в Ирландии» / Директор-Инфо №43'2005/ сайт/ http://www.director-info.ru/Article.aspx?id=14358&iid=680

9. Российские  особые экономические зоны: Официальный сайт/ http://www.rosez.ru/

10. Свободная экономическая зона в Тольятти: Официальный сайт/   http://oeztlt.ru/uploads/files/SEZ%20presentation%20(Russian)(1).pdf

 

1 Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность под общей редакцией М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. -  Мн.:  «Современная школа»

2 Авдокушин,  Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие / Е.Ф. Авдошкин - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001

3 Соколов А. «Бизнес в Ирландии» / Директор-Инфо №43'2005/ http://www.director-info.ru/Article.aspx?id=14358&iid=680

 


Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии субъектов РФ