Свободные экономические зоны и их роль в развитии субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Государственные анклавы, наделенные специальным экономическим статусом и особыми экономическими привилегиями, существовали еще в глубоком историческом прошлом. С позиций современности их можно рассматривать как первые яркие проявления общеисторического процесса глобализации, с одной стороны, и важной роли государства в макроэкономическом регулировании, с другой. В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) - один из самых распространенных методов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические особенности функционирования свободных экономических зон________________________________________________ 4 1.1 СЭЗ: сущность, особенности функционирования и цели создания______4 1.2 Организационно-экономические формы СЭЗ_______________________ 7 1.3 Роль свободных экономических зон в экономике субъектов__________13 Глава 2.Мировой опыт функционирования СЭЗ ______________________ 15 2.1 Свободная экономическая зона Ирландии «Шеннон»______________ 15 Глава 3. Организационно-экономический механизм функционирования СЭЗ____________________________________________________________19 3.1 Свободные экономические зоны в субъектах Российской Федерации_ 19 3.2 Свободная экономическая зона на территории Самарской области промышленно-производственного типа_____________________________ 26 Заключение Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат СЭЗ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСВО КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

Реферат на тему:

 «Свободные  экономические зоны и их роль  в развитии субъектов РФ»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

 студентка  4 курса

 ФиКр-3

Кельдина Кристина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение_________________________________________________________3

Глава 1.Теоретические особенности функционирования свободных экономических зон________________________________________________ 4                                   1.1 СЭЗ: сущность, особенности функционирования и цели создания______4 1.2 Организационно-экономические формы СЭЗ_______________________ 7 1.3 Роль свободных экономических зон в экономике субъектов__________13                   Глава 2.Мировой опыт функционирования СЭЗ ______________________  15  2.1 Свободная экономическая  зона Ирландии «Шеннон»______________ 15 Глава 3. Организационно-экономический механизм функционирования СЭЗ____________________________________________________________19                                                                3.1  Свободные экономические зоны в субъектах Российской Федерации_ 19                3.2  Свободная экономическая зона на территории Самарской области промышленно-производственного типа_____________________________ 26 Заключение                                                                                                                  Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственные анклавы, наделенные специальным экономическим  статусом и особыми экономическими привилегиями, существовали еще в глубоком историческом прошлом. С позиций современности их можно рассматривать как первые яркие проявления общеисторического процесса глобализации, с одной стороны, и важной роли государства в макроэкономическом регулировании, с другой. В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) - один из самых распространенных методов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики. В мире существует несколько тысяч разнообразных по форме, назначению, степени внешнеэкономической открытости и размерам территории СЭЗ, которые рассматриваются как мультипликаторы экономического развития. Этот метод ускорения роста и включения в мировую экономику взяли на вооружение многие страны мира, в том числе и Россия, которая начала использовать этот метод еще  в XIX веке.  Формировались статусы так называемых «свободных портов», обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях значительных объемов  различных  товаров  на время поиска оптовых покупателей,  или  же  в  ожидании  конъюнктурного срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с 1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми.  (с  1878  г.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  особенности функционирования свободных  экономических зон

1.1 СЭЗ: сущность, особенности функционирования и  цели создания.

 

Первоначально свободной экономической зоной  считалась особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района, выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Статус свободных портов имели Ливорно (1547г.), Генуя (1595 г.), Венеция (1661 г.), Марсель (1669 г.). На территории России - Одесса (1817 г.), Владивосток (1862 г.), Батуми (1878г.). В настоящее время имеют статус "свободный порт": в Швейцарии – Букс, Женевпорт, в Бразилии – Манаус, в Румынии - Сулина и некоторые другие. В таких портах товары хранятся на складах неограниченный или ограниченный срок, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.

По мере монополизации  рынка и усиления протекционистской  политики государств "свободные  порты" стали видоизменяться в  свободные экономические зоны, где  все большее значение приобретала  переработка товара. В начале 60-х годов свободные экономические зоны из собирающих пунктов и пунктов распределения все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров при льготных условиях их экспорта из зон. С 80-х годов свободные экономические зоны начинают использоваться для преодоления застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела, развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии.

Согласно Международной  концепции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, принятой в Киото (Япония) 18 мая 1973г., под свободной экономической зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой ввезенные товары не попадают под национальную таможенную юрисдикцию и, следовательно, освобождены от обычных процедур таможенного контроля и налогообложения.

Существует  два варианта создания свободных  экономических зон. Вариант "сверху" означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей  и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант "снизу", - создание свободных экономических зон в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в том числе и при смешанном частно-государственном финансировании. Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально-уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура свободной экономической зоны.

При организации  свободных экономических зон  используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория,  где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона "Манаус" (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются "точечные" зоны, предоставленные отдельным предприятиям (оффшорные фирмы, магазины "дьюти-фри").

Общей характерной  чертой различных видов свободных  экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

Конкретные  льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

1) Внешнеторговые  льготы. Они предусматривают введение  особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.

2) Налоговые  льготы содержат нормы, связанные  с налоговым стимулированием  конкретных видов деятельности  или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать  налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3) Финансовые  льготы включают различные формы  субсидий. Они предоставляются в  виде более низких цен на  коммунальные услуги, снижения арендной  платы за пользование земельными  участками и производственными  помещениями, льготных кредитов и др.

4) Административные  льготы предоставляются администрацией  зоны с целью упрощения процедур  регистрации предприятий и режима  въезда-выезда иностранных граждан,  а также оказания различных  услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др.

Цели создания свободных экономических зон  варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах свободные экономические зоны создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечения дополнительных рабочих мест. В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических).В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития при создании свободных экономических зон ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.

Можно выделить следующие цели создания СЭЗ:

  • привлечение передовой, по отношению к национальной, технологии;
  • активизации экономики путем привлечения иностранного капитала;
  • поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных запасов;
  • насыщение внутреннего потребительского рынка;
  • повышение уровня занятости населения и качественного состояния рабочей силы;
  • создание современной рыночной инфраструктуры;
  • приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства;
  • ускоренное развитие депрессивных районов.

 

1.2 Организационно-экономические  формы СЭЗ

 

Организационно-экономические  формы свободных экономических  зон достаточно многообразны. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Примерная классификация по признаку хозяйственной специализации – профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм представлена ниже:

 

Таблица 1 - Разновидности  свободных экономических зон 

 

Торговые

Промышленно-производственные

Технико-внедренческие

Сервисные

1. Свободные  таможенные.

2. Бондовые склады.

3. Свободные  порты.

4. Торгово-производственные.

1.Импортозамещающие.

2.Экспорто-ориенти-рованные (ЭПЗ).

3.Промышленные  парки.

4.Научно-промышлен-ные  парки.

5.Экспортно-импорто-замещающие.

1.Технополисы.

2.Технопарк.

3.Инновационные  центры.

1.Офшорные.

2.Банковских  услуг и страховых услуг.

3.Туристических услуг.

Комплексные СЭЗ

Международные СЭЗ

1.Зоны свободного  предпринимательства (Зап.Европа, Канада).

2.Специальные  экономические зоны КНР.

3.Территории  особого режима (Бразилия, Аргентина).

1.Приграничные  СЭЗ.

2.Еврорегионы.


 

Свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII— XVIII вв. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.

Зоны свободной  торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. Наибольшее развитие они  получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных зон.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии субъектов РФ