Свободные экономические зоны и их роль в развитии субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Государственные анклавы, наделенные специальным экономическим статусом и особыми экономическими привилегиями, существовали еще в глубоком историческом прошлом. С позиций современности их можно рассматривать как первые яркие проявления общеисторического процесса глобализации, с одной стороны, и важной роли государства в макроэкономическом регулировании, с другой. В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) - один из самых распространенных методов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические особенности функционирования свободных экономических зон________________________________________________ 4 1.1 СЭЗ: сущность, особенности функционирования и цели создания______4 1.2 Организационно-экономические формы СЭЗ_______________________ 7 1.3 Роль свободных экономических зон в экономике субъектов__________13 Глава 2.Мировой опыт функционирования СЭЗ ______________________ 15 2.1 Свободная экономическая зона Ирландии «Шеннон»______________ 15 Глава 3. Организационно-экономический механизм функционирования СЭЗ____________________________________________________________19 3.1 Свободные экономические зоны в субъектах Российской Федерации_ 19 3.2 Свободная экономическая зона на территории Самарской области промышленно-производственного типа_____________________________ 26 Заключение Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат СЭЗ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

В столь неблагоприятной  для аэропорта Шеннон  ситуации  правительство Ирландии решило создать на территории аэропорта первую в мире свободную беспошлинную зону Шеннон (1947 г.). Это  решение  оказалось  весьма  удачным  и  впоследствии  (1959  г.) правительство Ирландии  создает  специальную  организацию  –  агентство регионального развития в виде компании с ограниченной ответственностью, целью которого являлось увеличение пассажирских и транспортных  потоков через аэропорт Шеннон, создание новых рабочих мест. Для реализации этой цели агентство регионального развития получило дополнительную  землю  в 600 га. Рядом с аэропортом, и на весь  этот  регион  был  распространен беспошлинный экспортно-импортный режим, где ставка  налога  на  прибыль составляла только 10%, а территория получила название СЭЗ ''Шеннон''.

Чтобы заниматься торговой и сервисной деятельностью  в Шенноне, компания прежде всего  должна получить лицензию министерства занятости населения. Затем министерство финансов Ирландии выдает специальный  сертификат, предоставляющий компании налоговые льготы в свободной зоне Шеннон (10 % налог на прибыль, освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин).  Для получения такого сертификата компания-заявитель должна осуществлять:

• ремонт или наладку оборудования необходимого для обслуживания или эксплуатации авиатранспорта;

• производственную деятельность; 

• деятельность, связанную с приобретением, распоряжением, лицензированием и эксплуатацией интеллектуальной собственности;

• прочую деятельность, вносящую непосредственный вклад в развитие свободной экономической зоны Шеннон (по оценке министерства финансов Ирландии).

Открывая предприятие  в СЭЗ Шеннон, важно учесть, что  одна из главных целей ее функционирования — создание новых рабочих мест для жителей Ирландии. Иностранные  компании, которые не используют нанятый ирландский персонал, выходят из положения следующим образом: прибегают к услугам уже существующих специальных агентских компаний, действующих в качестве официальных представителей. Или же заключают с ними соглашение об административном управлении. Оба случая министерство финансов Ирландии рассматривает как деятельность предприятия в качестве «ирландского филиала» иностранной компании, предоставляя ей специальный сертификат, дающий налоговые преимущества.

Компании, осуществляющие финансовое обслуживание нерезидентов Ирландии в Международном центре финансовых услуг, который находится в районе Дублинского таможенного терминала, также должны получить сертификат министерства финансов. С сертификатом «на руках» компания облагается налогом на прибыль по ставке 10 %.

В рамках финансового  обслуживания в таможенной зоне Дублина  можно заниматься следующими видами деятельности3 :

  • операциями по перемещению иностранной валюты, обычно осуществляемыми банками;
  • коллективным инвестированием средств, международным управлением активами, страхованием и т. п.;
  • сервисными услуги в области обработки, контроля, учета, коммуникаций, клиринга, заключением сделок или хранением информации, связанной с финансовой деятельностью;
  • развитием и поставкой программного обеспечения для использования в финансовой сфере или для повторной обработки и анализа информации о финансовой деятельности;
  • коммерческими сделками с товарными фьючерсами и товарными сделками с премией по поручению заказчиков, не являющихся резидентами Ирландии;
  • торговыми операциями, близким к вышеперечисленным, которые, по согласованию с министерством финансов Ирландии, будут направлены на использование зоны как международного финансового центра.

Кроме того, по 10-процентной ставке будет облагаться прибыль компании, полученная в результате: страхования жизни владельцев полисов и лиц, проживающих за пределами Ирландии, которые получают ежегодную страховую ренту; управления инвестициями одной или нескольких трастовых компаний, владельцы которых являются нерезидентами Ирландии.

Анализ работы  агентства  регионального  развития  за  10  лет  в  СЭЗ ''Шеннон'' показал:

- значительно выросли   грузо- и  пассажиропотоки   через  аэропорт Шеннон;

- созданы новые промышленные  предприятия;

- увеличилось число рабочих мест.

Таким образом, деятельность агентства способствовала развитию  СЭЗ  ''Шеннон'', что привело  к развитию запада Ирландии в целом. Такой  положительный  результат  работы  был  отмечен  правительством Ирландии, и в 1968 году агентству передаются полномочия по экономическому развитию  всего  региона  Шеннон,  т.е.  еще  пяти  графств.   Ставятся дополнительные цели:

- апробирование  новых моделей экономического  развития;

- привлечение иностранных  инвестиций.

Согласно поставленным целям агентство достигло следующих результатов.

В 1978 году - первый проект поддержки  и развития малого и  среднего местного бизнеса, получив  от  правительства  необходимые  средства,  в рамках которого строятся производственные площади, офисы,  предприятиям выделяются субсидии.

 В  1984  году  как продолжение проекта происходит  становление Национального технологического парка, с помощью которого привлекаются в страну  высокие иностранные технологии  для создания  на   их   базе высокотехнологичного отечественного бизнеса. Такая успешная работа агентства в промышленном развитии региона  Шеннон способствовала тому, что в  1988  году  ему  передаются  полномочия  по развитию в регионе туризма и транспортной инфраструктуры. В настоящее время СЭЗ ''Шеннон''  –  это  высокоразвитый  промышленный центр в составе которого, в основном  высокотехнологичные  предприятия, где действуют более 110 иностранных фирм и трудится более 6000 человек, с ежегодным экспортом более 1 млрд. долларов.

Успешный опыт создания функционирования и развития СЭЗ ''Шеннон'' способствовал тому, что сейчас элементы льготного режима  СЭЗ действуют уже на всей территории Ирландии. Практически вся территория  Ирландии (площадь около 71  тыс.  кв.  км,  население 3,5  млн.  человек)  для инвесторов стала СЭЗ, только с различной степенью льгот. Особенно много усилий по  притоку  иностранных  инвестиций  Ирландское правительство  направляло  в  аграрный  сектор  экономики  страны   для преобразования его из довольно отсталого в высокоразвитый, для создания в  стране высококачественной связи и  телекоммуникаций,  что  важно  для современного  бизнеса.  Правительство  Ирландии  постоянно   занимается вопросами укрепления стабильности иностранной валюты и снижения  уровня инфляции. Результат этой работы следующий: в Ирландии весьма  низкий  уровень  инфляции  среди  стран  ЕС  – прибыль на единицу вложений почти в два раза выше, чем в других странах ЕС, и составляет 25%. Сегодня в Ирландии работает более тысячи зарубежных компаний и из  них 370 американских.

За  последние  20  лет  Ирландия   превратилась   в   одну   из высокоразвитых стран Европы и этому способствовала  кропотливая  работа ее правительства по привлечению иностранных инвестиций,  которая  имела комплексный подход, т. е. учитывала практически все факторы.

 

 

Глава 3. Организационно-экономический механизм функционирования СЭЗ

3.1  Свободные  экономические зоны в субъектах  Российской Федерации

Россия значительно  позже  многих  других  стран  мира  стала  на  путь создания  СЭЗ,  осознав   значение   этого   направления   для  своего экономического развития. В то же время нельзя не заметить,  что еще в XIX веке по опыту западных стран в России делаются попытки формирования статуса так называемых ”свободных портов'', обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях значительных объемов  различных  товаров  на время поиска оптовых покупателей,  или  же  в  ожидании  конъюнктурного срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с 1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми.  (с  1878  г.).  Однако,  в связи  со  значительным  усилением  к  концу  19  века  государственной политики протекционизма, практика ''свободных портов'' стала  затухать, уступая место идеям создания более эффективных свободных  экономических зон.

Мировой опыт успешного  функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2—3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране".

Первые попытки  по пропаганде и созданию свободных  экономических зон были предприняты  в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась  государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР.

По форме  СЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно  расположенные в районах с  развитым научно- техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР".

В середине 1990-х  гг. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных  экономических зон. По каждой СЭЗ  Совет Министров РСФСР утверждал  отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.

Процесс образования  свободных экономических зон  в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:

• отсутствием  четкого понимания реальных целей, задач СЭЗ;

• огромностью  отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети территории России;

• массовой раздачей льгот и привилегий зонам, лоббированием  их интересов в Правительстве  РФ;

• стремлением  местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.

Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закон свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной тех-кики, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятии с иностранными.

Коренные экономические  реформы, начатые в 1992 г., и либерализация  всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского  правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России.

Новыми законами, регулирующими внутри- и внешнеэкономические  отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических  зон. И хотя правительственные положения  о них никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ «О свободных экономических зонах», а также заверения администрации действующих зон о неизменности зональной политики способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

В Правительстве  РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был полажен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон  сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей.  Активность местных администрации  и управленческих структур таких  свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации.

Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ", и результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы.

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О свободных экономических зонах", который не был утвержден Президентом РФ к концу 90-х годов свободные экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ) по-прежнему находились как бы на полулегальном положении.  К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Находка". На территории свободной экономической зоны "Находка»  зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии субъектов РФ