Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:42, реферат
Государственные анклавы, наделенные специальным экономическим статусом и особыми экономическими привилегиями, существовали еще в глубоком историческом прошлом. С позиций современности их можно рассматривать как первые яркие проявления общеисторического процесса глобализации, с одной стороны, и важной роли государства в макроэкономическом регулировании, с другой. В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) - один из самых распространенных методов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические особенности функционирования свободных экономических зон________________________________________________ 4 1.1 СЭЗ: сущность, особенности функционирования и цели создания______4 1.2 Организационно-экономические формы СЭЗ_______________________ 7 1.3 Роль свободных экономических зон в экономике субъектов__________13 Глава 2.Мировой опыт функционирования СЭЗ ______________________ 15 2.1 Свободная экономическая зона Ирландии «Шеннон»______________ 15 Глава 3. Организационно-экономический механизм функционирования СЭЗ____________________________________________________________19 3.1 Свободные экономические зоны в субъектах Российской Федерации_ 19 3.2 Свободная экономическая зона на территории Самарской области промышленно-производственного типа_____________________________ 26 Заключение Список литературы
Свободная экономическая зона "Находка" находится пока на начальном этапе своего развития. Однако уже сейчас можно говорить о первых ее позитивных результатах: сравнительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ, создании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми, другими регионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависит не только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международных экономических связей Дальнего Востока и Сибири.
Российский опыт функционирования разного рода свободных, особых экономических зон оказался в целом негативным. Поэтому при создании новых СЭ3 необходимо избежать прежних ошибок и решить ряд стоящих перед российской экономикой задач.
Основные принципы создания
СЭЗ основываются на том, что факторы,
препятствующие инвестиционной активности в современной России,
носят комплексный характер. Основными
препятствиями являются:
-
невысокий уровень доверия к институтам
власти и принимаемым ими решениям, что
прежде всего проявляется в частой смене
регулирующих экономическую жизнь нормативных
актов;
- слабое развитие
- сохраняющаяся сложность,
забюрократизированность
Сама же процедура создания особых экономических зон (ОЭЗ) начинается с того, что субъект РФ совместно с муниципальным образованием подают заявку на конкурс по созданию особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания. Конкурсная Комиссия утвержденная приказом Министра экономического развития и торговли РФ, осуществляет оценку и отбор заявок на создание ОЭЗ, а также объявляет результаты конкурса на создание ОЭЗ. далее Правительство РФ принимает решение о создании особой экономической зоны и подписывает с субъектом РФ и муниципальным образованием соответствующее соглашение.
Собственно процедура создания особой экономической зоны, включает шесть основных стадий:
Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования свободных зон, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных экономических зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.
Мировая практика показывает, что наличие ОЭ3 увеличивает экспорт товаров и услуг в среднем до 20%, для России же рост экспорта может составить от 50 до 100%. Ожидается, что при этом увеличение произойдет в основном за счет сложной современной продукции со значительной долей добавленной стоимости. Рентабельность в ОЭЗ, как правило, составляет З0—35%, срок окупаемости капитальных вложений до 3 лет, что позволит привлекать инвестиций в объемах 7-10 млрд. долл. США в год.
Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей и географического положения России и потенциал ее приграничных территорий, создание в ряде регионов сети особых экономических зон ускорит интеграцию России в мирохозяйственные связи, в также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации, а не в интересах аналогичных зон зарубежных стран черноморского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Характеризуя
нынешнюю ситуацию с организацией и
функционированием свободных
Свободные экономические зоны в России при использовании их государством как механизм селективной либерализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей. Создание ОЭЗ в Российской Федерации с учетом мировой практики будет способствовать экономическому развитию не только самих зон, но и сопредельных территорий, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.
Вышеуказанные примеры создания и функционирования свободных экономических зон показали, что эффективная деятельность СЭЗ зависит от различных факторов: географического положения, заинтересованности центральных властей, степени разработанности нормативно-правовой базы, инвестиционного климата в регионе, а также социально-экономического развития страны в целом.
Таблица с Российских СЭЗ
СЭЗ |
Год создания |
Нормативный акт |
СЭЗ «Находка» в Приморском крае |
1990 |
Резолюция ВС РСФСР |
СЭЗ «Технополис Зеленоград» |
Постановления ВС РСФСР | |
СЭЗ в Калининградской области | ||
СЭЗ «Даурия» в Читинской области |
1991 |
Указы Председателя Президиума ВС РСФСР |
Свободная предпринимательская зона в Санкт-Петербурге | ||
Свободная предпринимательская зона в Выборге | ||
СЭЗ в Алтайском крае | ||
СЭЗ «Ева» в Еврейском АО | ||
СЭЗ «Садко» в Новгородской области | ||
СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области | ||
«Сахалин» |
Постановление Совета Министров РСФСР | |
Экологическая и экономическая зона «Горный Алтай» |
Постановление Совета Министров РСФСР | |
Зона свободной торговли «Шереметьево» |
1992 |
Указы Президента РФ |
Свободные таможенные зоны «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» |
1993 | |
Специальная экономическая зона в границах заповедного экологического района минеральных источников РФ - Кавказских минеральных вод |
1994 |
Постановление Правительства РФ |
СЭЗ «Кабардино-Балкария» |
1995 |
Указ Президента РФ |
Свободная таможенная зона на территории, прилегающей в аэропорту «Ульяновск-Восточный» |
1996 |
Постановление Правительства РФ |
Международный бизнес-центр «Ингушетия» |
1996 |
Федеральный закон |
Особая экономическая зона в Калининградской области | ||
СЭЗ «Елабуга» Елабужского автомобильного завода |
Постановления Правительства РФ | |
Регион интенсивного экономического развития «Осетия» |
||
СЭЗ в Республике Хакасия |
Указ Президента РФ | |
Особая экономическая зона в Магаданской области |
1999 |
Федеральный закон |
Свободная экономическая зона на территории Самарской области промышленно-производственного типа |
2010 |
Постановление Правительства РФ |
3.2 Свободная
экономическая зона на
Цели создания – создание в России тиражируемой и масштабируемой инновационной промышленно-производственной зоны в сфере материнства и детства, как ресурсного центра развития индустрии.
Миссия – заложить концептуальные основы для развития кластерной политики в отрасли, стимулирования пилотных проектов и важнейших инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению в области производства продукции в сфере материнства и детства.
Задачи – создание и развитие инновационных и высокотехнологичных предприятий отрасли, производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств, модернизация отрасли.
Проект поддержан:
ОЭЗ «Тольятти» расположена на земельном участке площадью 660 га вблизи ОАО «АВТОВАЗ». В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Реализация проекта позволит изменить структуру региональной экономики, обеспечить ее рост за счет выпуска товаров с высокой добавленной стоимостью, востребованных на отечественном и на внешних рынках, откроет новые возможности развития для потенциальных иностранных и российских инвесторов.
Предпосылки создания СЭЗ:
Валовый региональный продукт Самарской области в 2011 году (прогноз) составил 819,9 млрд рублей. Основная его часть приходится на промышленность. Промышленный сектор в регионе представлен аэрокосмической, машиностроительной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической отраслями.
Самарская область занимает 8 место в РФ по инвестиционной привлекательности и индексу человеческого потенциала.
Регион осуществляет
товарообменные операции более чем
со 100 странами мира. Наиболее тесные связи
установлены с фирмами и
Каждая шестая из передовых производственных технологий ПФО и около 3,5 % всех передовых технологий в РФ создаются в Самарской области.
Самарская область занимает 6-е место среди 83 субъектов Российской Федерации по уровню развития трудового потенциала, имеет высококвалифицированную и мобильную рабочую силу с высокой адаптационной способностью к изменениям структуры производства. В расчете на 10 тысяч населения обучается около 400 студентов высшей формы обучения, что выше, чем в среднем по России. В Самарской области расположены: 30 высших учебных заведений, 26 филиалов иногородних высших учебных заведений, 71 техникум.
На территории Самарской области пересекаются транспортные артерии Север-Юг (водные, железнодорожные, воздушные) и Запад-Восток (железнодорожные, автомобильные, воздушные). Это обеспечивает выход в международный транспортный коридор ТРАНССИБ. Международный аэропорт «Курумоч» (расположен в 35 км к северу от Самары, 45 км к востоку от Тольятти) входит в десятку лидирующих аэропортов страны и выполняет прямые рейсы во все крупные города России и десятки государств мира.
Территория ОЭЗ расположена в северо-западной части Самарской области на территории муниципального района Ставропольский, в непосредственной близости к производственной площадке ОАО «АВТОВАЗ». Общая площадь ОЭЗ — 660 гектар.
Ближайшие к площадке населенные пункты:
Основные транспортные ориентиры:
Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии субъектов РФ