Свободные экономические зоны и их роль в развитии субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Государственные анклавы, наделенные специальным экономическим статусом и особыми экономическими привилегиями, существовали еще в глубоком историческом прошлом. С позиций современности их можно рассматривать как первые яркие проявления общеисторического процесса глобализации, с одной стороны, и важной роли государства в макроэкономическом регулировании, с другой. В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) - один из самых распространенных методов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические особенности функционирования свободных экономических зон________________________________________________ 4 1.1 СЭЗ: сущность, особенности функционирования и цели создания______4 1.2 Организационно-экономические формы СЭЗ_______________________ 7 1.3 Роль свободных экономических зон в экономике субъектов__________13 Глава 2.Мировой опыт функционирования СЭЗ ______________________ 15 2.1 Свободная экономическая зона Ирландии «Шеннон»______________ 15 Глава 3. Организационно-экономический механизм функционирования СЭЗ____________________________________________________________19 3.1 Свободные экономические зоны в субъектах Российской Федерации_ 19 3.2 Свободная экономическая зона на территории Самарской области промышленно-производственного типа_____________________________ 26 Заключение Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат СЭЗ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

В соответствии с существующим законодательством США свободные таможенные зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются  для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500 зон свободной торговли1.

К числу простейших зон свободной торговли можно  отнести специальные магазины "дьюти  фри" в крупных международных  аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся  за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго  поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шеннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в "новых индустриальных странах".

Логика образования  экспортно-производственных зон была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие  зоны относят к зонам третьего поколения (70—80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее  число технико-внедренческих зон  функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае  — зонами развития новой и высокой  технологий.

Самый известный  в мире и крупнейший в США технопарк "Силикон Валли" (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х годов в США функционировало около 150 технопарков. Родственных им образований, именуемых "инкубаторами бизнеса", в начале 90-х годов насчитывалось более одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было уже более 200 научных парков, причем они имелись практически во всех регионах.2

В Японии в рамках специальных правительственных  программ создано два десятка  технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов Китае функционировало более 50 зон развития новой высокой технологий. Характерно, что в азиатских "новы индустриальных странах" технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

С 80-х годов  к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В  результате в 90-х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных  парков включающих собственно научные  парки, регионы науки, технополисы  и "инкубаторы бизнеса".

Сервисные зоны представляют собой территории со льготным режимом предпринимательской деятельности, для фирм и организаций, оказывающих  различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных  зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней — около 70.

К числу стран, где уже давно функционируют  оффшорные компании относятся: Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и  другие компании  либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала; отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в  банковском, страховом, деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых, компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности [3, с. 160].

Деятельность  оффшорных зон оценивается специалистами  весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва "грязных денег" и разного рода банковских афёр.

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Комплексные свободные  экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые  из них были созданы с нуля, а  большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

Международные свободные экономические зоны представляют собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом («Туманган» (Россия, Монголия, Китай), Еврорегионы «Карпатский» (Румыния, Молдова, Украина), и др.).

 

1.3 Роль свободных  экономических зон в экономике  субъектов.

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной  целью создавались свободные  экономические зоны и в ряде развивающихся  государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в  этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных  целей и причин создание свободных  экономических зон увязывается  с тремя основными задачами:

  • стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
  • ростом занятости;
  • превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Создание свободных  экономических зон рассматривается  их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время  образование свободной экономической  зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать  свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

Отметим, что  создание СЭЗ и их функционирование позволяет решать целый ряд сложных  и важных для различных стран  задач:

• повышение  международной конкурентоспособности национального производства;

• увеличение притока  в страну свободно конвертируемой валюты — как в результате наращивания  экспорта отечественных товаров  и услуг, так и в форме иностранных  инвестиций;

• ускорение  развития новых видов производства и изменение структуры национального производства;

• научно-техническое  развитие страны;

• решение социальных проблем (увеличение занятости и  сокращение числа безработных, подготовка квалифицированных специалистов и  др.);

• приобщение к  современному менеджменту, эффективным формам организации производства, освоение современной маркетинговой деятельности и т.д.;

• общее повышение  культуры производства в данной стране и другие важные задачи.      

Таким образом, можно сделать вывод, что свободная  экономическая зона – это часть территории страны, на которой ввезенные товары не попадают под национальную таможенную юрисдикцию и освобождены от обычных процедур таможенного контроля и налогообложения. Организационно-экономические формы СЭЗ многообразны и зависят от целей их создания и признаков хозяйственной специализации. Цели же создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Мировой  опыт функционирования СЭЗ

2.1 Свободная  экономическая  зона Ирландии  «Шеннон»

Свободная экономическая  зона в Шенноне, управляемая Shannon Free Аirport Development Company Ltd, — одна из самых первых инициатив ирландского правительства в предоставлении режимов льготного налогообложения для инвесторов. 

Выгодное  географическое  положение  аэропорта  Шеннон  на   юго-западе Ирландии, способствовало использованию его  для  дозаправки  самолетов, выполняющих трансатлантические рейсы Европа – Америка. Поэтому  с  1935 года вокруг аэропорта стала создаваться  разветвленная  инфраструктура, увеличивающая пассажиро- и грузопоток через этот  аэропорт,  приносящая значительные прибыли региону. Развитие технического прогресса в авиации привело к увеличению дальности полета и трансатлантические рейсы  стали выполняться беспосадочно. Аэропорт Шеннон потерял  свое  стратегическое значение.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии субъектов РФ