Сущность лизинга, его формы. Значение лизинга как способа инвестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических основ реализации лизинга как способ инвестирования в Республике Беларусь. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть специфику организации лизинга и лизинговой деятельности лизинговых компаний;
- провести анализ развития лизинговых отношений в Республике Беларусь;
- предложить рекомендации по совершенствованию и развитию лизинговых отношений в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы организации лизинговой деятельности 5
1.1 Характеристика лизинга как способа инвестирования 5
1.2 Организация лизинговой сделки 7
1.3 Виды лизинга и формы лизинга 10
2. Анализ организации лизинга в Республике Беларусь как способа инвестирования 18
2.1 Правовое регулирование лизинговой деятельности в Республике Беларусь 18
2.2 Анализ лизинговых отношений в Республике Беларусь 19
3. Проблемы и пути развития лизинговых отношений в Республике Беларусь 28
3.1 Международный опыт организации лизинговой деятельности 28
3.2 Проблемы и развитие лизинга в Республике Беларусь 30
Заключение 38
Список использованных источников 40

Работа содержит 1 файл

Сущность лизинга курсовая.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

    Анализ, проведенный показал, что размер чистой прибыль лизинговой компании напрямую связан с объемом лизингового  портфеля предприятия. Поиск новых лизингополучателей происходит через поставщика, либо путем передачи информации о фирме в устной форме от одного лизингополучателя другому. В процессе предконтрактной работы с клиентом перед работниками лизинговой компании стоит задача убедить его в выгодности использования лизинга в сравнении с другими способами приобретения основных средств. В связи с этим нами была разработана таблицы, позволяющие наглядно убедиться в выгодности приобретения основных фондов через лизинг.

    Целесообразность  и необходимость лизинговой деятельности, как и любой другой экономической  деятельности, может быть обоснована в конечном счете одной важнейшей категорией – эффективностью ее осуществления. Следовательно, важнейшей задачей лизингового бизнеса является правильная оценка эффективности, целесообразности  инвестирования путем лизинговых операций. Выбор наиболее  эффективного способа инвестирования начинается с четкого  выделения всех возможных альтернативных вариантов.

    Лизингополучатель стоит перед выбором вариантов: своего технического оснащения, инвестирования для осуществления этого переоснащения, источников финансирования, осуществления расчетов за лизинговое имущество. Лизингодатель стоит перед выбором объекта инвестирования, поставщика и лизингополучателя; перед выбором вариантов и сроков погашения ссудной задолженности и лизинговых платежей.

Таблица 3.1 -  Преимущества использования лизинга по сравнению с банковским кредитованием

Банковский  кредит Лизинг
1. Максимальный срок кредитного  договора, который, как правило, устанавливают банки Республики Беларусь 2 года. 1. Срок лизинга  может быть более 2-х лет.  Срок договора примерно равен сроку полной амортизации имущества.

Риски перекредитования несет лизингодатель.

2. Вся процедура получения кредита  ложится на заемщика. Погашение кредита осуществляется заемщиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. 2. Лизинговый  платеж в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу, размер которого увеличивает лизинговая маржа. Процесс получения кредита осуществляет лизинговая компания.
3. Для получения кредита требуется  ликвидный залог, а так же история расчетного счета в банке-кредиторе 3. В качестве  залога берется приобретаемое  в лизинг оборудование. Вопрос о дополнительном залоге рассматривается в каждом конкретном случае, и он не является обязательным.
4. Бухгалтерский учет приобретаемого  за счет кредита имущества осуществляется заемщиком. 4. Бухгалтерский  учет объекта лизинга может  осуществляться лизингодателем, при  этом он уплачивает все налоги на объект лизинга, предусмотренные законодательством (например, налог на недвижимость)
5. Механизм ускоренной амортизации не применяется. 5. За счет  возможности применения ускоренной  амортизации с коэффициентом,  возникает существенная экономия на налоге на имущество и значительно увеличивается себестоимость производства для целей налогообложения.

    П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка   

    Таблица 3.1 дает возможность доступно и наглядно показать потенциальному лизингополучателю преимущества использования лизинга в сравнении с самостоятельным получением кредита в банке. Использование ускоренной амортизации при лизинговых операциях позволяет оперативнее обновлять оборудование и вести техническое перевооружение, в чем так нуждается отечественное машиностроение, легкая и пищевая отрасли промышленности. Успешное применение лизинга в инвестировании оборудования этих отраслей требует широкой поддержки региональных структур, что особенно важно при лизинге оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, когда в качестве лизингополучателя выступают фермерские хозяйства и малые предприятия, не располагающие достаточными средствами.

    Развитие  лизинга строительных машин и  механизмов, а также оборудования стройиндустрии и строительных материалов, в первую очередь для высококачественной деревообработки, производства санитарно-технических изделий, отделочных и кровельных материалов позитивно скажется на ценообразовании в строительстве и во многом облегчит реализацию программ жилищного строительства и индивидуального домостроения.

    Лизинг  оборудования, особенно в сфере малого предпринимательства, сопровождается созданием дополнительных рабочих мест, что особо значимо в период структурной перестройки промышленности и осуществления конверсионных программ. Решая чисто народнохозяйственные задачи, лизинг дает всем участникам сделки ряд существенных преимуществ. Так, от лизингополучателя не требуется единовременной полной оплаты стоимости имущества, включая накладные расходы, что высвобождает его ликвидные средства, снижает общие расходы и дает безусловные преимущества против обычной купли-продажи. Следует отметить, что для развития рынка лизинговых услуг недостаточно только создания прогрессивной политики на микроуровне. Необходимо также проведение целенаправленной макроэкономической политики по реализации потенциала лизинга в экономике. Основная функция лизинга как инструмента экономической политики заключается в его использовании как средства активизации процесса обновления основного капитала через создаваемую органами экономического управления систему преференций, способствующих его развитию.

    Целью государственной программы развития лизинга в Беларуси  является создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга. В программу развития лизинга входят: создание нормативно-законодательной базы, совершенствование налогообложения, внедрение методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организация Фонда содействия развитию лизинга и др.

    В экономически развитых странах при  помощи лизинга решается задача стимулирования экономического роста путем ускоренного обновления основного капитала, сокращения продолжительности технологического цикла. Поэтому специфика лизинга как инструмента экономической политики, направленного на ускорение обновления основного капитала, заключается в следующем: лизинг успешно развивается в тех странах, где наблюдаются высокие темпы обновления основного капитала. Развитие лизинга – не самоцель, а, в конечном итоге, средство роста ВВП. В этой связи наметившаяся в последнее время тенденция к общему оздоровлению экономики, уменьшению числа убыточных предприятий может способствовать увеличению эффективного спроса на новые средства производства, а, следовательно, усилению востребованности лизинга в нашей стране, что, в свою очередь, будет закладывать долгосрочные основы роста ВВП.

    Мерами государственной  поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм) могут быть:

  • предоставление  государственных гарантий для реализации лизинговых проектов, в т.ч. с участием фирм – нерезидентов;
  • предоставление участникам лизинговых операций права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на их деятельность;
  • предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
  • освобождение от налогов лизинговых платежей в течение 1-го года после создания лизинговых компаний;
  • освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;
  • освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнение лизинговых договоров);
  • освобождение лизингодателей от уплаты налога НДС при выполнении лизинговых услуг с сохранением порядка уплаты налога НДС при приобретении имущества лизинга;
  • оказание содействия в формировании инфраструктуры лизингового рынка, в предоставлении субъектам рынка помещений под офисы, земли, под склады и базы и т.д.;
  • оказание содействия в подготовке и совершенствовании персонала для лизинговых компаний, брокерских, консалтинговых и др.

    Тем не менее, привлекательность лизинга  как инструмента для осуществления инвестиционной деятельности, снижающего риски, продолжает интересовать финансовые институты, которые начали искать оптимальные пути и формы его применения.

    Тезис о сущности лизинга, отличной от сущности кредита, косвенно подтверждается тем, что на лизинговые сделки не распространено действие Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата. Не относит лизинг к числу банковских операций и Банковский кодекс Республики Беларусь. Порядок формирования резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, также сохраняет специфику лизинга по сравнению с банковским кредитом. В силу своих особенностей (объект лизинга принадлежит на время сделки арендодателю) лизинговые операции не нуждаются в такой же степени регламентации (в частности, в отношении обеспечения), как кредитные операции, поэтому Правилами формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску (утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь), признак обеспеченности (наличие залога, перевода на банк правового титула) для лизинга справедливо не предусматривается. Лизинг позволяет снять присущее кредиту противоречие между потенциальными возможностями бизнеса и недостаточностью его обеспечения на момент заключения сделки.

    Вместе  с тем нельзя не отметить схожесть банковского лизинга (под данным термином следует понимать лизинговые операции коммерческого банка как лизингодателя) с кредитными операциями с позиций такого критерия, как риск потери ликвидности банка. Пунктом 1.2 Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь» банкам разрешено приобретать оборудование в лизинг за счет привлеченных средств, а не только за счет чистой прибыли, как это было ранее. В связи с этим лизинговые сделки участвуют в расчете норматива ликвидности, а остатки по счетам лизинга включаются в общую сумму кредитной задолженности субъекта хозяйствования при определении совокупной суммы требований банка к клиенту для расчета максимального размера риска на одного клиента (Правила регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь, форма отчетности Национального банка Республики Беларусь).

    Таким образом, проявляется двойственность банковского лизинга: с одной стороны, с точки зрения источника финансирования – использования привлеченных средств – он приравнен к кредиту, что создает такие же, как для кредита, возможности для его развития; с другой стороны, такой же, как и для кредита, порядок регулирования риска потери ликвидности в случае возникновения проблемной задолженности по лизингу влечет за собой создание резервов, тем самым сводя на нет преимущества лизинга для банка. Эта ограниченность банковского лизинга неизбежно приводит к необходимости создания дочерних банковских лизинговых компаний. Разделение рисков между лизингодателем и лизингополучателем делает лизинг привлекательным инструментом финансирования, но коль скоро лизинг необходим для развития экономики, условия для его осуществления необходимо создать, по крайней мере, не хуже, чем для кредита.

    Неверное  понимание сущности лизинга приводит к появлению таких ведомственных нормативных актов (либо их отдельных положений), которые могут создавать препятствия для его функционирования. Отмеченное относится к одному из положений, зафиксированных в Правилах бухгалтерского учета лизинговых операций в банках Республики Беларусь. Согласно действующим правилам бухгалтерского учета лизинговых операций доходы, получаемые банками по лизинговым сделкам, ранее классифицированные как прочие доходы, отнесены в разряд процентных доходов. Представляется, что данное положение противоречит пониманию лизинга как финансовой аренды и, соответственно, лизинговых платежей как формы арендных платежей, как это трактуется Положением о лизинге на территории Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также Конвенцией УНИДРУА «О международном финансовом лизинге».

    Лизинг  как финансовая аренда предполагает фиксированную в договоре величину дохода (вознаграждения) лизингодателя. Если же доход лизингодателя считать процентным доходом, неизбежно следующее следствие: его величина (а вместе с ней и цена договора лизинга) будет подвержена постоянным изменениям в зависимости от времени уплаты лизинговых платежей арендатором (например, при досрочной уплате), как это имеет место с процентным доходом в кредитном договоре в соответствии с Правилами начисления процентов в банках Республики Беларусь.

    Все это свидетельствует о наличии  противоречия между Правилами учета лизинговых операций в банках Республики Беларусь и параграфом 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Данное противоречие может быть устранено путем внесения в названный документ Национального банка изменений, предписывающих доходы по лизинговым сделкам считать прочими доходами и учитывать их не на счетах процентных, а на счетах прочих доходов, как это было закреплено в ранее действовавшем порядке учета лизинговых операций в коммерческих банках.

    Остается  прежним подход к лизингу, отличающий его от кредита в отношении очередности совершения платежей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Платежи лизингополучателя лизингодателю по договору лизинга согласно Указу Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» относятся к четвертой группе очередности, в отличие от платежей в счет погашения задолженности по банковским кредитам и процентов по ним (вторая группа очередности). Такой порядок очередности совершения платежей не способствует дисциплине расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), своевременности поступления платежей.

Информация о работе Сущность лизинга, его формы. Значение лизинга как способа инвестирования