Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция

Описание работы

1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

На предприятиях сезонных отраслей промышленности высокий удельный вес в источниках финансирования оборотных средств по сравнению с несезонными предприятиями имеют банковские ссуды. Естественные и социальные особенности сельского хозяйства определяют специфику финансов агропромышленного комплекса. Длительность производственного цикла, его сезонность, большой разрыв между временем производства и рабочим периодом приводит к замедлению кругооборота средств в этой отрасли, постепенному нарастанию затрат, неравномерности получения выручки от реализации, поэтому до получения доходов основная часть затрат сельскохозяйственных предприятий покрывается за счет привлечения банковского и коммерческого кредита.

Единовременностъ получения основной массы доходов приводит к тому, что на предприятиях агропромышленного комплекса распределение прибыли, формирование фондов накопления и потребления осуществляется только в конце года.

Физиологические особенности сельского хозяйства ставят в большую зависимость финансы этой отрасли от природно-климатических факторов, что определяет необходимость и особую роль создания резервных фондов на предприятиях АПК.

Структура финансов сельского хозяйства тесно связана с ценообразованием в этой отрасли. Здесь производятся продукты питания и другие товары, идущие как сырье для других отраслей. Поскольку продукты питания относятся к группе социально-значимых товаров, то уровень цен на них определяется не только спросом и предложением, а и покупательной способностью населения. Поэтому в сельском хозяйстве либерализация цен, рыночное ценообразование имеет ограниченный характер. Цены на сельскохозяйственную продукцию контролируются государством, что накладывает специфику на финансовую деятельность сельскохозяйственных предприятий. Несоответствие в ряде случаев установленных государством цен действительным издержкам на производство сельскохозяйственной продукции АПК обуславливает низкую рентабельность отрасли и убыточность многих предприятий.

Это ведет к необходимости осуществления государственной поддержки АПК, выделения бюджетных ассигнований в эту отрасль через дотации и компенсирующие выплаты, предоставление льготных кредитов и льгот по налогообложению.


ТЕМА 11: Финансы государственных предприятий и организаций

 

1.                  Особенность финансов государственных предприятий.

2.                  Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов и оборотных средств.

3.                  Денежные доходы и прибыль предприятий.

 

1. Особенность финансов государственных предприятий

 

Существует ряд факторов, обуславливающих деятельность и развитие государственного сектора экономики.

К особенностям государственных предприятий относится, прежде всего, то, что их создание финансирует, как правило, государство. Государство наделяет эти предприятия, уставным фондом финансируя, таким образом, расходы, связанные с созданием основных фондов, формированием оборотных средств, регламентирует цены на продукцию этих предприятий, оказывает им помощь инвестиционного и кредитного характера. В необходимых случаях государство предоставляет льготы по налогам.

Доходы, получаемые государственными предприятиями, являются источником формирования централизованных фондов финансовых ресурсов государства, отраслевых фондов денежных средств, а также денежных фондов этих предприятий. Значительная часть средств изымается у них в бюджет и другие фонды государства.

В отраслевом масштабе за счет средств этих предприятий создаются инвестиционный фонд и фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и освоения новых видов продукции.

Таким образом, финансы государственных предприятий имеют свои особенности, лавная из которых – государственная поддержка и более глубокая зависимость от государства.

На современном этапе экономического развития Республики Беларусь, несмотря на проведенную приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике.

Государственные предприятия получают многочисленные заказы от негосударственных фирм, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными структурами).

Государство, в большей степени, инвестирует собственные средства в малорентабельные отрасли экономики. Функционирование государственных предприятий связано с распределительными процессами и обусловлено причинами экономического, финансового и военно-политического характера, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей.

Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. Это может обеспечить только государство. В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как: газовая; электроэнергетическая; нефтяная; угольная.

Помимо всего, государство: создает научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производит санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строит новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования экономической и финансовой систем страны.

Финансовые причины связаны с тем, что развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капитальных вложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство.

Вместе с тем, финансовые причины обусловлены и тем, что функционирование государственного сектора в экономике позволяет государству более эффективно управлять финансовой системой. Столкнувшись с проблемами в области государственных финансов, правительство может продать принадлежащие ему предприятия и полученные средства направить на финансирование своих расходов.

Политические причины обусловлены развитием интернационализации экономических процессов, что приводит к широкому участию государственных предприятий в процессе интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Это способствует росту технического уровня производства отечественных предприятий, притоку иностранной валюты в республику, расширяет рынок реализации произведенной продукции на государственных предприятиях.

Так, например, Франция за рубежом продает 50 - 60 % всей продукции государственных предприятий. В Республике Беларусь к настоящему времени функционирует около четырех тысяч предприятий с участием иностранного капитала.

Военные причины обусловлены глубоким переворотом в средствах ведения войны, отличающихся использованием для их производства высоких технологий, качественно новых материалов и сплавов, достижений в различных областях знаний. Частные предприятия таких больших расходов себе позволить не могут.

Предприятия военного производства в связи с сокращением сроков обновления военной техники не могут постоянно проводить обновление и реконструкцию своего производства. Это под силу только государственным предприятиям.

Во второй половине XX века на Западе усилился процесс образования смешанных предприятий путем слияния однородных государственных и частных предприятий. В отличие от государственных предприятий, которые не имеют права без согласия государственных органов изменять цены, смешанные предприятия самостоятельно формируют цены с учетом рыночной конъюнктуры.

В странах Центральной и Восточной Европы, ставших на путь реформирования своих экономик, где традиционно сильны позиции государственного сектора, создание предприятий со смешанной собственностью - одно из центральных направлений развития их экономик. В Республике Беларусь этот процесс получил также большое развитие в начале 90-х годов двадцатого столетия.

Смешанные предприятия - это предприятия, часть капитала которых принадлежит государству. Они создаются в результате приобретения государством части акций частных предприятий или строительства государством предприятий с привлечением к его участию частного капитала. Управление таким предприятием аналогично управлению акционерным обществом.

Структура доходов и расходов смешанных предприятий мало чем отличается от частных предприятий, акционерных обществ. Текущие расходы они финансируют за счет собственных средств, а если их недостаточно, то они прибегают к кредиту.

Часто для финансирования капитальных вложений они прибегают к дополнительным выпускам ценных бумаг, льготным банковским кредитам, гарантом по которым нередко выступает правительство и органы местного самоуправления.

В Республике Беларусь имеются предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, входящие в состав управлений соответствующих министерств и ведомств. Вся их хозяйственная деятельность, регламентируется государством и контролируется государством в большей степени, чем например частные предприятия, так как отсутствует коммерческая тайна. Прибыль полностью или частично поступает в соответствующие бюджеты, а капитальные вложения финансируются, главным образом, за счет бюджетных ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, которые утверждаются одновременно с государственным бюджетом.

Государственные предприятия для финансирования капитальных вложений, кроме собственных ресурсов, могут получать средства отраслевых инвестиционных фондов, государственных целевых фондов, ассигнования из бюджета. Причем средства из республиканского бюджета выделяются на платной и возвратной: основе по ограниченному перечню объемов, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь.

Однако, современное состояние экономики республики, ограниченность централизованных финансовых ресурсов не позволяют выделять большие средства на развитие государственных предприятий.

Мировой опыт показывает, что в подобных ситуациях государство вынуждено привлекать иностранный капитал. Но для этого требуются серьезные государственные гарантии, обеспечивающие правовую защищенность капиталовложений и благоприятный режим для их деятельности, который бы стимулировал инвесторов вкладывать средства в развитие экономики республики.

 

2. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов и оборотных средств

 

Деятельность государственных и негосударственных предприятий связана с использованием основных и оборотных средств, которые входят в состав уставного фонда. Сформировав предприятие, начинает функционировать, как самостоятельное юридическое лицо.

Размер уставного фонда отражается в бухгалтерском балансе, от величины этого фонда зависит первоначальная финансовая мощность предприятия.

Основные и оборотные средства являются двумя частями уставного капитала. В тоже время механизм их использования различен.

Основные средства – денежные средства, инвестированные в основные фонды. Основные фонды с течением времени изнашиваются. Если на первоначальном этапе размеры основных средств и основных фондов совпадают, то по мере износа уставный фонд в части основных средств сокращается на сумму износа. Одновременно для воспроизводства изношенных основных фондов формируется амортизационный фонд.

Средства государственного бюджета служат первоначальным источником инвестиций в производство на государственном предприятии. Затем производственная деятельность предприятия осуществляется за счет внутренних финансовых ресурсов и прежде всего собственного капитала предприятия, а также привлеченных средств. Собственный капитал предприятия подразделяется на постоянный (уставный) и переменный. Переменный капитал во многом зависит от финансовой деятельности предприятия, объема выпускаемой продукции, цен на них и других факторов.

Целевым источником капитальных вложений являются амортизационные отчисления. Амортизация по установленным государством нормам начисляется на балансовую стоимость основных фондов ежемесячно и включается в себестоимость произведенной продукции и после ее продажи материализуется в денежной форме в составе выручки от реализации. Полученные таким образом средства накапливаются в амортизационном фонде, и после истечения срока эксплуатации основных фондов используются на воспроизводство.

Информация о работе Сущность финансов