Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы:

1.Рассмотреть структуру государственного бюджета;

2.Исследовать влияние государственного бюджета на социально-экономическое развитие страны.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Сущность и функции бюджетной системы РФ 4

1.1 Бюджет как экономическая категория 4

1.2 Функции бюджета 5

1.3 Бюджетная политика государства 7

Глава 2. Бюджетная система России 10

2.1 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 10

2.2 Бюджетная классификация 12

2.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 14

2.3.1 Федеральный бюджет 16

2.3.2. Бюджеты субъектов РФ 18

2.3.3. Местные бюджеты 20

2.3.4. Консолидированный бюджет 21

Глава 3. Роль доходов и расходов бюджета в социально-экономическом развитии общества 22

3.1 Налоговые доходы бюджета 22

3.1.1 Классификация налогов Российской Федерации. 24

3.2 Бюджетные расходы на социальную сферу 31

3.2.1 Бюджетные расходы на образование. 32

3.2.2 Бюджетные расходы на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации. 33

3.2.3 Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру. 35

3.2.4 Расходы бюджета на социальную политику. 35

Глава 4. Основные направления бюджетной политики за последние годы. 37

Заключение 39

Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа, ФиК08.docx

— 104.35 Кб (Скачать)

 Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется  возможность бесплатного получения  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях, а  также на конкурсной основе высшего  образования в государственном  или муниципальном учреждении и  на предприятии.

 На 2007 год отдельные  показатели деятельности организаций  образования выглядят следующим  образом:

  2007 год В % к 2006 году
Государственные и муниципальные дневные 
общеобразовательные учреждения

Численность учащихся, тыс.человек:

 
 
 
 
 
 
 
13694,7 95,8
Государственные и муниципальные учреждения среднего  
профессионального образования

Численность студентов, тыс.человек:

   
2287,7 95,8
Государственные и муниципальные учреждения высшего  
профессионального образования

Численность студентов, тыс.человек:

   
6208,4 101,2
 

 Реализация конституционных  прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий  для получения образования, достигаемых, прежде всего, финансированием учебных  учреждений.

 Деятельность  учреждений образования не может  быть обеспечена только рынком, потребности  общества в образовании, их удовлетворение должны быть осуществлены поддержкой государства путем бюджетного финансирования, т.е. практически за счет налогоплательщиков, внесших часть своих доходов  в бюджет.

 Расходы консолидированного бюджета РФ на образование в 2007 году характеризуются следующими показателями: 

Показатели  расходов 2007 г.,

руб.

Образование 294 610 948 079,12
Дошкольное  образование 2 567 630 923,84
Общее образование 3 358 291 800,82
Начальное профессиональное образование 8 826 417 262,09
Среднее профессиональное образование 26 623 217 531,89
Переподготовка  и повышение квалификации 4 946 159 416,04
Высшее  профессиональное образование 228 252 349 567,33
Молодежная  политика и оздоровление детей 317 922 349,49
Прикладные  научные исследования в области  образования 1 967 057 408,14
Другие  вопросы в области образования 17 751 901 819,48
 

 Основные задачи в области финансирования учреждений образования:

  • увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным;
  • усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли «образование», увеличив долю расходов на школьное и высшее образование по опыту промышленно развитых стран.

 Вложения в  образование не пропадают бесцельно. Они дают эффективность, как в  производственной, так и в непроизводственной сфере.

 С развитием образования  повышается культурный и духовный уровень  населения страны.

3.2.2 Бюджетные расходы на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации.

 

 Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека духовными и научными ценностями.

 Комплекс «Культура» как отрасль представляет собой  совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями.

 Правовая база сохранения и развития отечественной  культуры – Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

 С культурой тесно  связано искусство и кинематография.

 Искусство – это художественное творчество в целом, разновидности человеческой деятельности.

 Кинематография – отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, один из массовых видов искусства, важное средство политической и научной пропаганды.

 Средства  массовой информации – систематическое распространение через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы.

 Учреждения культуры не могут обеспечиваться только рынком, они должны поддерживаться обществом.

 Бюджетные расходы  РФ на культуру, искусство и кинематографию за 2007 год показаны в следующей  таблице:

Показатели  расходов 2007 г.,

руб.

Культура, кинематография и  средства массовой информации 70 992 863 820,69
Культура 38 866 463 830,24
Кинематография 3 695 303 360,47
Телевидение и радиовещание 21 786 885 015,94
Периодическая печать и издательства 3 431 388 738,37
Прикладные  научные исследования в области  культуры, кинематографии и средств  массовой информации 309 156 217,01
Другие  вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации 2 903 666 658,66

3.2.3 Расходы бюджета  на здравоохранение  и физическую культуру.

 

 Здравоохранение – система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов.

 Кроме этого в  России финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется развитие физической культуры и спорта.

 Расходы консолидированного бюджета РФ на здравоохранение и  спорт в 2007 году характеризуются  следующими показателями: 

Показатели  расходов 2007 г.,

руб.

Здравоохранение и спорт 196 494 203 833,64
Здравоохранение 169 835 915 642,18
Спорт и  физическая культура 11 072 768 246,76
Прикладные  научные исследования в области  здравоохранения и спорта 3 385 812 466,14
Другие  вопросы в области здравоохранения  и спорта 12 199 707 478,56
 

 Эффективность вложения средств в здравоохранение в  обществе определяется тем, что здравоохранение  увеличивает фонд фактически отработанного  времени в смежных отраслях экономики  вследствие снижения заболеваемости и продления работоспособности человека.

 Основными факторами  повышения социально-экономических  результатов от здравоохранения  являются строительство новых и  расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшения  медицинского обслуживания. 
 
 

3.2.4 Расходы бюджета  на социальную  политику.

 

 Социальная  политика – сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства. 

 В Конституции  РФ (статья 39 пункт 1) провозглашено: «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет:

  • средств федерального бюджета;
  • бюджетов субъектов РФ;
  • местных бюджетов муниципальных образований;
  • государственных внебюджетных фондов.

 В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

  • содержание учреждений социального обеспечения и  службы занятости;
  • содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
  • содержание учреждений по обучению инвалидов;
  • социальная помощь;
  • возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльских и других радиационных катастроф;
  • программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;
  • выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;
  • субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога;
  • пенсии военнослужащим и членам их семей;
  • расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;
  • прочие расходы социального характера.

 Бюджетные расходы  на социальную политику приведены в  следующей таблице:

Показатели  расходов 2007 г.,

руб.

Социальная  политика 214 039 445 577,00
Пенсионное  обеспечение 160 573 420 282,63
Социальное  обслуживание населения 3 817 568 003,93
Социальное  обеспечение населения 43 569 115 475,52
Борьба  с беспризорностью, опека, попечительство 201 829 256,15
Прикладные  научные исследования в области  социальной политики 134 690 887,89
Другие  вопросы в области социальной политики 5 742 821 670,88

Глава 4. Основные направления бюджетной политики за последние годы.

 

 За последние  годы наибольшим темпом возрастали бюджетные  доходы, связанные с добычей и  экспортом полезных ископаемых (налог  на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).

 В расходах за последние  пять лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

 Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в  сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам  и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

 Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

 19 декабря 2006 г.  Президент РФ подписал Федеральный  закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2007 год», по которому  расходы федерального бюджета  должны иметь показатель 5463,5 млрд  руб., доходы — 6965,3 млрд руб.  Уровень инфляции установлен  в размере 6,5 — 8,0 %.

 23 ноября 2007 г.  был принят Федеральный закон  267-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2007 год», который значительно  скорректировал доходы и расходы  бюджета 2007 года. Расходы увеличивались  до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы —  до 7443,9 млрд руб. (на 6,9%).

 В 2007 году был  впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный  закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

Информация о работе Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства