Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы:

1.Рассмотреть структуру государственного бюджета;

2.Исследовать влияние государственного бюджета на социально-экономическое развитие страны.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Сущность и функции бюджетной системы РФ 4

1.1 Бюджет как экономическая категория 4

1.2 Функции бюджета 5

1.3 Бюджетная политика государства 7

Глава 2. Бюджетная система России 10

2.1 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 10

2.2 Бюджетная классификация 12

2.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 14

2.3.1 Федеральный бюджет 16

2.3.2. Бюджеты субъектов РФ 18

2.3.3. Местные бюджеты 20

2.3.4. Консолидированный бюджет 21

Глава 3. Роль доходов и расходов бюджета в социально-экономическом развитии общества 22

3.1 Налоговые доходы бюджета 22

3.1.1 Классификация налогов Российской Федерации. 24

3.2 Бюджетные расходы на социальную сферу 31

3.2.1 Бюджетные расходы на образование. 32

3.2.2 Бюджетные расходы на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации. 33

3.2.3 Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру. 35

3.2.4 Расходы бюджета на социальную политику. 35

Глава 4. Основные направления бюджетной политики за последние годы. 37

Заключение 39

Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа, ФиК08.docx

— 104.35 Кб (Скачать)

 Бюджет каждого  муниципального образования (местный  бюджет) – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

 Роль местных  бюджетов в социально-экономическом  развитии районов характеризуется  следующим:

 Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ: «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (статья 130). И далее в Конституции РФ сказано: «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Создание финансовой базы – главная роль в местных бюджетах.

 Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

 В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

 В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

 В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

 В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

 Формирование  и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной  финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

2.3.4. Консолидированный  бюджет

 Понятие «консолидированный бюджет» впервые введено в  Российской Федерации Законом РСФСР  от 10 октября 1991 г. № 1734-I «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В статье 8 этого закона было сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.

 В современных  условиях правовой основой консолидированного бюджета является Бюджетный Кодекс РФ.

 Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

 Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а  также разработку его прогноза осуществляет Министерство финансов РФ.

 Консолидированные бюджеты Российской Федерации, субъектов  федерации и муниципальных районов  не подлежат утверждению. Они являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих  агрегированные показатели по доходам  и расходам бюджетов бюджетной системы.

 Показатели консолидированных  бюджетов используют:

  • для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;
  • при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, регионов, субъектов РФ;
  • при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;
  • при разработке нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджеты субъектов РФ и местных органов;
  • для определения степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете государства.

Глава 3. Роль доходов и  расходов бюджета  в социально-экономическом  развитии общества

    1. Налоговые доходы бюджета
 

 Доходы бюджетов формируются в соответствии с  бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации.

 В НК РФ дано понятие  налога, а также сбора.

 Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности  государства и муниципальных образований.

 Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 Налоги выполняют  в государстве следующие основные функции: фискальную, регулирующую, социальную.

 Фискальная  функция налогов характерна для всех государств. При помощи фискальной функции налогов формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для деятельности государства. Основная задача фискальной функции – обеспечение доходной базы бюджетов, привлечение средств в государственную казну.

 Регулирующая  функция налогов – проявляется в регулировании финансовой деятельности предприятий отраслей народного хозяйства, доходов бюджетов разных уровней.

 Социальная  функция налогов используется для регулирования изъятия части доходов у населения, предоставления налоговых льгот определенным категориям населения.

 В соответствии с  НК РФ в России принята классификация  налогов по характерным признакам.

 В зависимости  от способа взимания налоги подразделяются на прямые, которые берут непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика, и косвенные, которые не связаны  с доходом и имуществом конкретного налогоплательщика, а устанавливаются в виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги.

 В зависимости  от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги подразделяются на три вида:

  • федеральные налоги;
  • региональные налоги;
  • местные налоги.

 Главой 2 НК РФ определено, что в Российской Федерации устанавливаются  и взимаются следующие виды налогов  по категориям:

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и  сборы
1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

2. Акцизы

3. Налог на прибыль  организаций

4. Налог на доходы  физических лиц

5. Единый социальный  налог

6. Государственная  пошлина

7. Налог на добычу  полезных ископаемых 

8. Сборы за пользование  объектами животного мира и  водных биологических ресурсов

9. Водный налог

1. Налог на имущество  организаций

2. Транспортный налог

3. Налог на игорный  бизнес

1. Земельный налог

2. Налог на имущество  физических лиц

 

 Специальные налоговые режимы:

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  2. Упрощенная система налогообложения;
  3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

3.1.1 Классификация налогов Российской Федерации.

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Главой 21 НК РФ установлено, что :

    1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

    2. Не признаются  налогоплательщиками организации,  являющиеся иностранными организаторами  Олимпийских игр и Паралимпийских  игр в соответствии со статьей  3 Федерального закона "Об организации  и о проведении XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских  зимних игр 2014 года в городе  Сочи, развитии города Сочи как  горноклиматического курорта и  внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской  Федерации", в отношении операций, совершаемых в рамках организации  и проведения XXII Олимпийских зимних  игр и XI Паралимпийских зимних  игр 2014 года в городе Сочи.

   3. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
  • В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 Добавленная стоимость  представляет собой ту часть стоимости  товара (работ, услуг), которую производитель  товара добавляет к стоимости  затрат. В добавленную стоимость  входят следующие компоненты:

  • затраты на оплату производственного персонала (ЗП);
  • отчисления в социальные фонды (ОСФ);
  • амортизационные отчисления (АО);
  • проценты за кредит, некоторые налоги и другие расходы (Р);
  • прибыль (П).

 Таким образом, стоимость  товара (СТ) складывается из стоимости  сырья, материалов (ССМ) и других указанных  компонентов, т.е.:

 СТ=ССМ+ЗП+ОСФ+АО+Р+П.

 Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить путем вычитания из суммы отпускной  цены товара (по цене реализации) стоимость  товара (по цене производства):

 ДС= СТо-СТ,

 где, СТо –  стоимость товара по свободным отпускаемым  ценам;

     СТ  – стоимость товара по цене производства.

 Сумма налога на добавленную стоимость составит:

 НДС = ДС ×ставка НДС, %

 С 1999 года применяются две ставки налога на добавленную стоимость:

  • 10% по продовольственным товарам и товарам для детей по перечню, утверждаемому правительством РФ;
  • 18% по остальным товарам, включая подакцизные продовольственные товары.

 При реализации товаров  по ценам и тарифам, которые уже  включают в себя НДС, взимаемый по ставкам 18% и 10%, применяются расчетные  ставки, соответственно 15,25% и 9,09%. 

 Акцизы - один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тарифов за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

 Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица – организации, индивидуальные предприниматели, производящие продукцию. 

Информация о работе Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства