Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы:

1.Рассмотреть структуру государственного бюджета;

2.Исследовать влияние государственного бюджета на социально-экономическое развитие страны.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Сущность и функции бюджетной системы РФ 4

1.1 Бюджет как экономическая категория 4

1.2 Функции бюджета 5

1.3 Бюджетная политика государства 7

Глава 2. Бюджетная система России 10

2.1 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 10

2.2 Бюджетная классификация 12

2.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 14

2.3.1 Федеральный бюджет 16

2.3.2. Бюджеты субъектов РФ 18

2.3.3. Местные бюджеты 20

2.3.4. Консолидированный бюджет 21

Глава 3. Роль доходов и расходов бюджета в социально-экономическом развитии общества 22

3.1 Налоговые доходы бюджета 22

3.1.1 Классификация налогов Российской Федерации. 24

3.2 Бюджетные расходы на социальную сферу 31

3.2.1 Бюджетные расходы на образование. 32

3.2.2 Бюджетные расходы на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации. 33

3.2.3 Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру. 35

3.2.4 Расходы бюджета на социальную политику. 35

Глава 4. Основные направления бюджетной политики за последние годы. 37

Заключение 39

Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа, ФиК08.docx

— 104.35 Кб (Скачать)

 Ставки  акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов:

  1. в процентах к стоимости отдельных товаров по отпускным ценам;
  2. в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки).
 

 Налог на прибыль организаций— прямой налог, взимаемый с прибыли организации. Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

 К вычетам относятся:

  • производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • проценты по задолженности;
  • расходы на рекламу и представительство;
  • расходы на научно-исследовательские работы;

 Базовая ставка составляет 24 % (с 1 января 2009 года снизится до 20%): 6,5% (в соответствии с поправками, с 2009 года составит 2,5%) - зачисляется в федеральный бюджет, 17,5% - зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

 Прибыль для российского  налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская  прибыль и прибыль для целей  налогообложения часто не совпадают  из-за разницы в методах определения  прибыли.

 Прибыль:

  • для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов
  • для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

 Процедура определения  доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов  и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи  с этим на российских предприятиях приходится вести два учета - налоговый  и бухгалтерский (иногда к ним  прибавляется еще и третий - управленческий).

 Согласно ст. 246 Налогового Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.

 В соответствии с  п.1 ст. 289 Налогового Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

 Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых  не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении  налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).

 Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса).

 Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных  авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня  окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4...11 месяцев). 

 Налог на доходы физических лиц представляет собой форму изъятия части вновь созданной распределяемой стоимости.

 Плательщиками этого налога являются физические лица Российской Федерации и иностранные граждане, а также лица без гражданства, получающие доходы от источников в Российской Федерации.

 Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной, так и в натуральной форме. 

 Единый  социальный налог  — налог, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации — и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

 Плательщиками единого социального  налога в соответствии со ст. 235, 236 Налогового Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

 Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 30 марта календарного года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля календарного года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса). 
  Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являются:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;
 

 Под государственной пошлиной понимается установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридических значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

 Плательщиками государственной пошлины являются граждане, лица без гражданства, юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. 

 Таможенные  пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. Они взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

 Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации  возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного  дела — Федеральную таможенную службу.

 Ставки  таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара, страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

 Таможенный  тариф – совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территория РФ и при вывозе товаров с нее.

 Основной целью  применения таможенного тарифа являются:

  1. регулирование товарной структуры импорта;
  2. поддержание рационального соотношения экспорта и импорта, валютных доходов и расходов;
  3. защита отечественной экономики от неблагоприятного воздействия иностранного производства и конкуренции;
  4. создание условий для интеграции РФ в мировую экономику.

 Таможенный  тариф – это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком.

 В зависимости  от направления облагаемых товаров  выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров. ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.
 

 Транспортный  налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

 Транспортный  налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и  сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают  органы исполнительной власти субъектов  РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения  налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы  налоговых ставок.

 Налогоплательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

 Объектом  налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 
Доходы млрд. руб.
Доходы  бюджета - всего 13 368, 26
В том числе:  
Некоторые налоговые доходы: 7195,11
Налог на прибыль организаций 2172,03
Налог на доходы физических лиц 1266,61
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1390,61
Транспортный  налог 40,33
Акцизы 2,63
Таможенные  пошлины 2 322,90
Неналоговые доходы: 3021,99
доходы  от внешнеэкономической деятельности 2 408,32
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 526,62
безвозмездные поступления 18,16
прочие  неналоговые доходы 68,89

 О роли отдельных налогов  в формировании доходов  бюджета можно  судить по данным консолидированного бюджета Российской Федерации за 2007 год: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Бюджетные расходы на социальную сферу
 

 В последние годы государство снизило свою роль в  управлении отраслями, усилило значение самоуправления предприятий, акционерных  обществ. Несмотря на снижение роли государства  во многих сферах рыночной экономики, оно объективно вынуждено расходовать  значительные средства на социальную сферу, науку и культуру.

 В результате доля средств, направляемая через государственный  бюджет на обеспечение социальной сферы, науки и культуры, увеличивается быстрее, чем на отрасли производства.

 Необходимость развития науки, культуры, образования, медицинского обслуживания, искусства, определяется самим характером современного общества, которое нуждается в удовлетворении социально-культурных потребностей.

 Выделение средств  на социальную сферу соответствует  политике, направленной на социальную ориентацию экономики.

 Социальная ориентация экономики предполагает подчинение экономики задачам развития личности. Необходимость формирования социально  ориентированной экономики обусловлена  следующими факторами:

  • задачами сделать общественные отношения гуманными, предотвратить в обществе рост бедности и преступности;
  • создать условия для творческого труда с удовлетворением разумных потребностей человека творческого труда;
  • необходимостью создания нормальных условий жизни людей, рационального удовлетворения их материальных и духовных потребностей;
  • задачами формирования эффективной системы социальной защиты, в том числе сдерживания роста безработицы, обеспечения пособий для нетрудоспособных лиц по болезни;
  • задачами поддержания стабильного уровня реальных доходов хозяйств, малых производств, проведение антиинфляционных мер и индексации доходов.

3.2.1 Бюджетные расходы на образование.

 

 Образование – процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования – обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием.

Информация о работе Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства