Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа
Цели моей работы:
1.Рассмотреть структуру государственного бюджета;
2.Исследовать влияние государственного бюджета на социально-экономическое развитие страны.
Введение 2
Глава 1. Сущность и функции бюджетной системы РФ 4
1.1 Бюджет как экономическая категория 4
1.2 Функции бюджета 5
1.3 Бюджетная политика государства 7
Глава 2. Бюджетная система России 10
2.1 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 10
2.2 Бюджетная классификация 12
2.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 14
2.3.1 Федеральный бюджет 16
2.3.2. Бюджеты субъектов РФ 18
2.3.3. Местные бюджеты 20
2.3.4. Консолидированный бюджет 21
Глава 3. Роль доходов и расходов бюджета в социально-экономическом развитии общества 22
3.1 Налоговые доходы бюджета 22
3.1.1 Классификация налогов Российской Федерации. 24
3.2 Бюджетные расходы на социальную сферу 31
3.2.1 Бюджетные расходы на образование. 32
3.2.2 Бюджетные расходы на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации. 33
3.2.3 Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру. 35
3.2.4 Расходы бюджета на социальную политику. 35
Глава 4. Основные направления бюджетной политики за последние годы. 37
Заключение 39
Список литературы 40
бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат и социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Функция планирования бюджетов предполагает:
• определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
• разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
• разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
• разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год.
Функция организации бюджетов предполагает:
• определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
• определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
• выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
• разграничение
полномочий законодательных и
• определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
• определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной функцией и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
• контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
• контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.
Выполнение органами государственной власти своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в федеральном бюджете. В процессе мобилизации ресурсов в бюджет и использования денежных средств из бюджета возникают финансово-кредитные отношения между властью в лице государства, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и реализуемой органами государственной власти.
Бюджетная политика — это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой. С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.
Бюджетная политика главным образом проявляется в процессе реализации работ по мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и их использовании в ходе бюджетного процесса.
Бюджетная политика государства ежегодно определяется и корректируется в послании Президента РФ Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ. На территориальном уровне бюджетная политика определяется решениями глав администраций и президентами территориальных образований.
Бюджетная политика непосредственно реализуется в деятельности финансовых, налоговых, кредитно-счетных звеньях соответствующих структур органов власти всех уровней бюджетной системы.
К таким органам относятся:
• органы представительной и исполнительной власти;
• финансовые и налоговые органы;
• органы денежно-кредитного регулирования и органы финансового контроля;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти всех уровней рассматривают, регулируют и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти всех уровней осуществляют бюджетное планирование, составление проектов бюджетов и их внесение на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов в соответствии с функциональной и ведомственной бюджетной классификацией.
Правительство РФ совместно с Центральным Банком РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе РФ основные направления бюджетной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов и счета территориальных бюджетов.
Главным распорядителем бюджетных средств является первый получатель бюджетных средств, который имеет право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям и получателям средств, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной сметы, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Распорядителем бюджетных средств является орган исполнительной власти, который распределяет средства между получателями, утверждает сметы доходов и расходов, контролирует целевое использование бюджетных средств получателями.
Бюджетополучателем является бюджетное учреждение (организация), финансируемое в сметном порядке из бюджета или внебюджетного фонда.
К контрольно-счетным органам относятся Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль за исполнением бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов использования средств бюджетов и внебюджетных фондов.
Первоочередными задачами бюджетной политики, остающимися актуальными и поныне, являются: стабилизация производства и создание условий для устойчивого роста экономического потенциала. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры по дальнейшему укреплению денежного обращения и финансовой стабилизации, подготовке кадров для экономики, использованию стимулирующего налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и по научным исследованиям.
Для укрепления денежного
обращения и финансового
Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов, перечень которых установлен главой 5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
Бюджетная классификация Российской Федерации – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация РФ включает в свой состав:
Классификация доходов бюджетов.
Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов.
В составе доходов бюджета выделяются следующие основные группы:
Налоговые доходы – это доходы, зачисленные в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
В составе неналоговых
доходов в бюджетах учитываются доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности. Учитываются и зачисляются
в бюджеты также средства, получаемые
в процессе приватизации государственного
и муниципального имущества.
К безвозмездным
и безвозвратным перечислениям
относятся: финансовая помощь из бюджетов
других уровней в форме дотаций и субвенций,
перечисления из внебюджетных фондов,
от юридических и физических лиц, международных
организаций и правительств иностранных
государств.
Классификация расходов бюджетов.
Информация о работе Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства