Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы:

1.Рассмотреть структуру государственного бюджета;

2.Исследовать влияние государственного бюджета на социально-экономическое развитие страны.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Сущность и функции бюджетной системы РФ 4

1.1 Бюджет как экономическая категория 4

1.2 Функции бюджета 5

1.3 Бюджетная политика государства 7

Глава 2. Бюджетная система России 10

2.1 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 10

2.2 Бюджетная классификация 12

2.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 14

2.3.1 Федеральный бюджет 16

2.3.2. Бюджеты субъектов РФ 18

2.3.3. Местные бюджеты 20

2.3.4. Консолидированный бюджет 21

Глава 3. Роль доходов и расходов бюджета в социально-экономическом развитии общества 22

3.1 Налоговые доходы бюджета 22

3.1.1 Классификация налогов Российской Федерации. 24

3.2 Бюджетные расходы на социальную сферу 31

3.2.1 Бюджетные расходы на образование. 32

3.2.2 Бюджетные расходы на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации. 33

3.2.3 Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру. 35

3.2.4 Расходы бюджета на социальную политику. 35

Глава 4. Основные направления бюджетной политики за последние годы. 37

Заключение 39

Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа, ФиК08.docx

— 104.35 Кб (Скачать)

бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

 Регулирующая  и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Бюджетные средства содержат и социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

 Функция планирования бюджетов предполагает:

• определение бюджетной  политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

• разграничение  полномочий и предметов ведения  между органами власти всех уровней  бюджетной системы;

• разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

• разработку и обоснование  проектов бюджетов, их доходной и расходной  частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год.

 Функция организации бюджетов предполагает:

• определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

• определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

• выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

• разграничение  полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной  системы;

• определение органов  ответственных за разработку критериев  и нормативов, определяющих структуру  и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

• определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

 Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной функцией и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

• контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

• контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

    1. Бюджетная политика государства
 

  Выполнение органами государственной власти своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в федеральном бюджете. В процессе мобилизации ресурсов в бюджет и использования денежных средств из бюджета возникают финансово-кредитные отношения между властью в лице государства, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и реализуемой органами государственной власти.

 Бюджетная политика — это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой. С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.

 Бюджетная политика главным образом проявляется  в процессе реализации работ по мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и их использовании в ходе бюджетного процесса.

 Бюджетная политика государства ежегодно определяется и корректируется в послании Президента РФ Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ. На территориальном уровне бюджетная политика определяется решениями глав администраций и президентами территориальных образований.

 Бюджетная политика непосредственно реализуется в деятельности финансовых, налоговых, кредитно-счетных звеньях соответствующих структур органов власти всех уровней бюджетной системы.

 К таким органам  относятся:

 • органы представительной и исполнительной власти;

 • финансовые и  налоговые органы;

 • органы денежно-кредитного регулирования и органы финансового контроля;

 • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

 • государственные  целевые внебюджетные фонды.

 Представительные  органы власти всех уровней рассматривают, регулируют и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

 Исполнительные  органы власти всех уровней осуществляют бюджетное планирование, составление проектов бюджетов и их внесение на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов в соответствии с функциональной и ведомственной бюджетной классификацией.

 Правительство РФ совместно с  Центральным Банком РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе РФ основные направления бюджетной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов и счета территориальных бюджетов.

 Главным распорядителем бюджетных  средств является первый получатель бюджетных средств, который имеет право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям и получателям средств, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной сметы, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Распорядителем бюджетных средств является орган исполнительной власти, который распределяет средства между получателями, утверждает сметы доходов и расходов, контролирует целевое использование бюджетных средств получателями.

 Бюджетополучателем является бюджетное учреждение (организация), финансируемое в сметном порядке из бюджета или внебюджетного фонда.        

 К контрольно-счетным  органам относятся Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль за исполнением бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов использования средств бюджетов и внебюджетных фондов.

   Первоочередными задачами бюджетной политики, остающимися актуальными и поныне, являются: стабилизация производства и создание условий для устойчивого роста экономического потенциала. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры по дальнейшему укреплению денежного обращения и финансовой стабилизации, подготовке кадров для экономики, использованию стимулирующего налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и по научным исследованиям.

 Для укрепления денежного  обращения и финансового положения  страны необходимо:

  1. совершенствовать бюджетный механизм в направлении государственного регулирования денежной массы, приоритетного финансирования развития реального сектора в экономики, совершенствования деятельности банковской системы;
  2. создавать благоприятный инвестиционный климат для отечественных и иностранных инвесторов;
  3. снижать уровень инфляции.

Глава 2. Бюджетная система  России

2.1 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

 

 Бюджетная система  Российской Федерации основывается на ряде принципов, перечень которых  установлен главой 5 Бюджетного Кодекса  Российской Федерации.

 Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации  являются:

  1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство денежной системы, использование единых форм бюджетной документации, общей технологии ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также единство правовой базы, применяемых санкций за нарушения бюджетного законодательства страны.
  2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами, представляющими указанные уровни власти.
  3. Принцип самостоятельности бюджетов означает, что местные органы могут самостоятельно осуществлять управление бюджетными процессами, в том числе расходованием средств и выбором источников финансирования дефицитов соответствующих бюджетов при условии наличия собственных источников и регулирующих бюджетных доходов. Недопустимо изъятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджетов, и сумм превышения доходов над расходами, а также сумм при экономии расходов. Одновременно недопустима компенсация  потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджетов, за счет бюджетов других уровней. Исключения по этому положению связаны с исправлением законодательства.
  4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.
  5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
  7. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
  8. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, ожидаемых доходов и расходов бюджета.
  9. Принцип целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

2.2 Бюджетная классификация

 

 Бюджетная классификация Российской Федерации – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 Бюджетная классификация  РФ включает в свой состав:

  1. Классификацию доходов бюджетов РФ;
  2. Функциональную, экономическую и ведомственную классификации расходов бюджетов РФ;
  3. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  4. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  5. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов РФ, унитарных образований;
  6. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов РФ.
 

    Классификация доходов бюджетов.

 Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов.

 В составе доходов  бюджета выделяются следующие основные группы:

  • Налоговые доходы;
  • Неналоговые доходы;
  • Безвозмездные и безвозвратные перечисления.
 

 Налоговые доходы – это доходы, зачисленные в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

 В составе неналоговых доходов в бюджетах учитываются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Учитываются и зачисляются в бюджеты также средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества. 
 

 К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся: финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций, перечисления из внебюджетных фондов, от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. 

 Классификация расходов бюджетов.

Информация о работе Сущность бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства