Структура и функции Бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 6
Глава 2. Устройство бюджета Российской Федерации 16
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

Работа содержит 1 файл

Бюджет РФ.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

     Комитет отмечает, что увеличение тарифов  страховых взносов, проводимое в  рамках пенсионной реформы, позволит одновременно снизить нагрузку на федеральный бюджет и повысить уровень социального обеспечения населения России, но приведет к увеличению налоговой нагрузки на российскую экономику.

     В следующем году впервые с 2008 года планируется индексация на 6,5% денежного  довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц,  фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, стипендий студентам, денежного содержания судей и прокурорских работников. При этом надо учитывать, что решение об индексации оплаты труда в бюджетной сфере на федеральном уровне заставит власти субъектов Российской Федерации принимать аналогичные решения.

     В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011-2013 годах одним из главных приоритетов бюджетных расходов в 2011 – 2013 годах является обеспечение  действующих и вновь принимаемых расходных обязательств в сфере здравоохранения и образования.

     Законопроектом  предусматривается увеличение расходов на здравоохранение в 2011 году по сравнению  с предыдущим годом на 35,9 млрд. рублей (8,4%), в 2012 году – на 15,7 млрд. рублей (3,4%),  однако в 2013 году прогнозируется снижение указанных расходов на 48,9 млрд. рублей  (10,1%), что обусловлено завершением соответствующих программ развития здравоохранения.

     Наблюдается отрицательная динамика бюджетных расходов на физическую культуру и спорт: общее уменьшение объёма финансирования по данному разделу в 2013 году по сравнению с 2010 годом составит 8 млрд. рублей или 23,5%.

     Неравномерно  планируется финансировать расходы по разделу «Образование». Общее увеличение объёма финансирования за три года составит 76,6 млрд. рублей или 14,8%. Но основная часть данного увеличения приходится на 2011 год, в котором расходы по указанному разделу увеличены на 73,6 млрд. рублей или 16,7%, в то время как в 2013 году – 0,7%, а в 2012 году вообще прогнозируется снижение бюджетного финансирования.

     Как и в прежние годы, ни в самом  законопроекте, ни в представленных к нему документах не содержится никаких  официальных материалов, в которых  находилось бы финансово-экономическое обоснование, индикаторы результатов, конкретные расчёты о ходе выполнения каждого из национальных проектов, что не позволяет в должной мере провести анализ их финансовой обеспеченности и эффективности реализации.

     Не  в полной мере выполнена поставленная в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации задача продолжения последовательного перехода к реализации национальных проектов в рамках долгосрочных государственных программ. Из четырех приоритетных национальных проектов в настоящее время пока только проект «Развитие АПК» по подавляющему большинству направлений финансирования интегрирован в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а направления остальных трех проектов распределены по разделам расходов бюджета.

     Рассматриваемым законопроектом не предусматривается  сохранение докризисного уровня расходов на национальную экономику, которые  по своему объему занимают второе место в общей структуре расходов федерального бюджета. Планируется, что расходы на экономику в 2011 увеличатся на 11% по сравнению с 2010 годом, однако в дальнейшем планируется ежегодное снижение темпов их роста по сравнению с предыдущими годами. При этом доля расходов по данному разделу по отношению к ВВП постепенно снижается с 3,5% в 2010 году до 2,7% к 2013 году, что обусловлено постепенным завершением антикризисных мероприятий.

     Комиссии  при Президенте Российской Федерации   по модернизации и технологическому развитию экономики России предусмотрены ассигнования на мероприятия по реализации проектов данной Комиссии в размере 10 млрд. рублей. Приоритетным проектом трехлетнего бюджета станет также создание и развитие инновационного центра «Сколково», на финансирование которого планируется направить в 2011 году 15,0 млрд. рублей, в 2012 году – 22,0 млрд. рублей, в 2013 году – 17,1 млрд. рублей. Общий объём бюджетных инвестиций за три года в этот проект сопоставим с расходами федерального бюджета на все проекты Инвестиционного фонда в 2011 году.

     Правительством  Российской Федерации не приводится обоснований снижения расходов федерального бюджета по подразделу «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» на осуществление  геологического изучения недр с 22 млрд. рублей в 2011 году до 16 млрд. рублей в 2012 и 2013 годах.

     В соответствии с решениями Правительства  Российской Федерации в 2011 году будут  осуществлены взносы в уставные капиталы 79 акционерных обществ в целях  реализации инвестиционных проектов в  размере превышающем 101 млрд. рублей по разделу «Национальная экономика». Перечень акционерных обществ и предельные объёмы бюджетных ассигнований будут утверждаться в текстовой статье 11 рассматриваемого законопроекта.

     Финансовое  обеспечение дорожного хозяйства  с 2011 года будет осуществляться за счет средств создаваемого в рамках федерального бюджета федерального дорожного фонда, в связи с чем предусматривается увеличение объема финансирования дорожного хозяйства на 23,5% в 2013 году по сравнению с 2010 годом. Формирование указанного фонда будет осуществляться, в том числе, за счет поступлений от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. В этих целях устанавливается норматив зачисления в федеральный бюджет доходов от акцизов на нефтепродукты (в 2011 году - 30%, в 2012 году - 23%, в 2013 году - 28%). При этом потери бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается компенсировать за счет существенного повышения ставок акцизов на нефтепродукты. Однако централизация части акцизов на нефтепродукты в федеральном бюджете не будет полностью компенсирована индексацией их ставок. В связи с этим предлагается часть выпадающих доходов вернется в регионы путем финансирования их дорожного хозяйства из средств федерального дорожного фонда.

     Средства  федерального дорожного фонда на 2011 год распределены следующим образом:

     на  строительство и реконструкцию  автомобильных дорог - 247,6 млрд. рублей;

     на  капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог – 99,3 млрд. рублей;

     на  субсидии на капитальный ремонт и  ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей – 34,0 млрд. рублей;

     на  управление дорожным хозяйством и центральный  аппарат – 4,4 млрд. рублей.

     Следует отметить, что решение  об образовании дорожных фондов – это  важный шаг к созданию системы устойчивого финансирования дорожной отрасли. Однако в настоящее время отсутствуют нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации об образовании дорожных фондов, а также порядок распределения средств фондов. Считаем целесообразным подготовить соответствующие изменения в законодательство.

     Одновременно  с проектом федерального бюджета  на 2011 год Правительством Российской Федерации представлена Федеральная адресная инвестиционная программа (далее – ФАИП), таким образом, реализована соответствующая норма пункта 4 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     Объём ФАИП в 2011 году в абсолютном выражении  увеличится по сравнению с 2010 годом  на 27,6% и составит 896 млрд. рублей, благодаря этому доля ФАИП в общем объёме расходов федерального бюджета увеличивается с 7,7% в 2010 году до 9,6% в 2011 году.

     Наибольший  объём инвестиций в ФАИП предусмотрен по разделам «Национальная экономика» (41%) и «Жилищно-коммунальное хозяйство» (16%). Четверть всех программных расходов ФАИП в 2011 году будет направлена на финансирование строительства объектов в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» в сумме 225,8 млрд. рублей.

     В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, начиная с 2009 года, продолжается снижение доли непрограммных расходов ФАИП на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В 2011 году общий объём софинансирования по всем разделам бюджетной классификации уменьшится в 3 раза до 35 млрд. рублей, против 103 млрд. рублей в 2010 году. В 2013 году в рамках ФАИП будет предусмотрено всего 6,9 млрд. рублей на поддержку капитального строительства объектов в субъектах Российской Федерации.

     Федеральные целевые программы остаются одним  из основных инструментов реализации приоритетных задач социально-экономического развития страны, решаемых в рамках государственной политики. Финансовое обеспечение ФЦП в 2011 году достигнет почти 10% от всех расходов федерального бюджет, против 8,3% в 2010 году.

     В открытой части федерального бюджета  предусмотрено финансирование 56 федеральных  целевых программ, что на три программы  больше, чем в 2010 году. Бюджетные ассигнования при этом вырастут на 21% и составят 922 млрд. рублей. В соответствии с действующими паспортами в 2013 году заканчивается срок реализации семи ФЦП.

     Увеличение  финансирования ФЦП в 2011 году в основном связано с ростом расходов на ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» – в 2,9 раза, по ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» – на 61,8%, по ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» – на 50%, по ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» – на 43%.

     Комитет Совета Федерации по бюджету отмечает, что в целом проект федерального бюджета на 2011 – 2013 годы расходы федерального бюджета соответствуют приоритетам, заявленным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. Ряд новаций, примененных при планировании бюджетных ассигнований, приведет в ходе исполнения федерального бюджета к повышению результативности бюджетных расходов.

     IV.  Государственный долг Российской Федерации, источники финансирования дефицита

     Проект  федерального бюджета на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов сформирован  с дефицитом.

     Комитет отмечает, что Правительству Российской Федерации не удалось полностью  адаптировать расходы федерального бюджета к сложившемуся уровню доходов, что связано, с одной стороны, со снижением налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, осуществленным в качестве антикризисной меры, с другой стороны, принятием новых расходных обязательств федерального бюджета.

     В 2011 году превышение расходов федерального бюджета над доходами запланировано  на уровне 3,6% ВВП (1 814,0 млрд.рублей), при  этом ожидаемый дефицит федерального бюджета в 2010 году составит 5,3% ВВП (2 371,9 млрд.рублей).

     В 2012-2013 годах объем дефицита федерального бюджета, снижаясь в процентном отношении  к ВВП, практически не изменяется в номинальном выражении: в 2012 году – 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. рублей), в 2013 году – 2,9% ВВП (1 795,7 млрд.рублей).

     Комитет отмечает, что, если в 2009-2010 годах основными  источниками покрытия дефицита федерального бюджета являлись средства Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, то в 2011-2013 годах в связи с исчерпанием средств Резервного фонда к концу 2011 года и принятым решением о сохранении объема Фонда национального благосостояния на существующем уровне (2 603,7 млрд.рублей) главными источниками финансирования дефицита федерального бюджета станут государственные заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, поступления от приватизации федеральной собственности.

     «Чистое»  привлечение денежных средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках за три года составит 4 721,4 млрд. рублей, в том числе, в 2011 году – 1 432,9 млрд. рублей, в 2012 году – 1 651,8 млрд. рублей и в 2013 году – 1 636,7 млрд. рублей, из них на внутреннем рынке: 1 340,7 млрд.рублей в 2011 году, 1 504, 4 млрд.рублей  - в 2012 году, 1 485,3 млрд.рублей - в 2013 году.

     В этой связи Комитет обращает внимание на то, что объем планируемых заимствований  в 2011–2013 годах беспрецедентен для  российского рынка внутреннего  государственного долга. В последние  годы Министерство финансов Российской Федерации не размещало на открытом рынке облигаций на сумму более 420 млрд. рублей за один календарный год. В результате таких заимствований может образоваться дефицит на внутреннем рынке заемного капитала, что неминуемо приведет к росту процентных ставок по кредитам для предприятий реального сектора экономики, у которых, в большинстве своем, нет доступа к внешнему финансированию. В 2011-2013 годах Министерству финансов Российской Федерации при реализации намеченной долговой политики необходимо соизмерять потребности федерального бюджета в заемном капитале с возможностями внутреннего финансового рынка и удовлетворять их без ущерба для всей экономики в целом.

Информация о работе Структура и функции Бюджета РФ