Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 6
Глава 2. Устройство бюджета Российской Федерации 16
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
В 2010 году нефтегазовые доходы составили 3 830,67 млрд. рублей (102,5% от законодательно утвержденных). Ненефтегазовые доходы составили 4 474,74 млрд. рублей (108,1% от законодательно утвержденных).
Комитет
обращает внимание на имеющуюся совокупную
задолженность по налоговым платежам,
налоговым санкциям и пеням. На
1 января 2011 года она составила 1 100,9 млрд.
рублей, или 13,25% к общему объему доходов
(уменьшилась на 53 млрд. рублей по сравнению
с 2009 годом).
Львиная доля задолженности приходится на три налога: НДС, налог на прибыль организаций и платежи за пользование природными ресурсами.
Значительно выросла задолженность по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам. На 1 января 2011 года она составляла 2 328,1 млрд. рублей. При этом просроченная задолженность составила 1 264,1 млрд. рублей или более 50% от ее общего уровня.
Комитет отмечает, что впервые за последние годы до начала финансового года были приняты 92 из 106 нормативных правовых актов, обеспечивающих исполнение федерального бюджета 2010 году.
Кассовое исполнение расходов в 2010 году характеризовалось следующими данными:
|
Исполнение расходов федерального бюджета по федеральным целевым программам составило 764,7 млрд. рублей или 99,5% к утвержденным, расходы на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы составили 754,3 млрд. рублей (95,8%), что существенно выше, чем в предыдущие годы. Однако из 1 036 объектов, предусмотренных к вводу в 2010 году, введено в эксплуатацию лишь 354 объекта или 34,2% (в 2009 году – 17,6%).
Такое распыление бюджетных ассигнований по объектам свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств. В реализации ФАИП и ФЦП, как и в предыдущие годы, сохраняются серьезные недостатки. Затягиваются сроки разработки и утверждения ФЦП, подготовки проектно-сметной документации и оформления регистрационных документов, имеются нарушения в проведении конкурсных процедур.
Кассовое исполнение приоритетных национальных проектов в 2010 году составило 469,7 млрд. рублей (99,7%). В отличие от предыдущих лет в 2010 году по трем национальным проектам исполнение было наиболее высоким.
Исполнение расходов на реализацию мероприятий по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи составило 188,1 млрд. рублей (98,5% от утвержденных).
В 2010 году из федерального бюджета на реализацию антикризисных мер направлены средства в сумме 1,5 трлн. рублей. При этом расходы федерального бюджета на реализацию мер по ускорению процессов модернизации и созданию условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению инновационных задач исполнены не в полном объеме (90,3%).
В
2010 году расходы федерального бюджета
на межбюджетные трансферты (без учета
трансфертов государственным
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исполнены в 2010 году в сумме 522,7 млрд. рублей или 101,0% к утвержденным ассигнованиям, субсидии – 411,4 млрд. рублей (108,4%), субвенции – 378,6 млрд. рублей (162,0%), иные межбюджетные трансферты – 65,6 млрд. рублей (116,1%).
Совокупный объем Резервного фонда в 2010 году сократился на 1 055,3 млрд. рублей и составил 775 млрд. рублей. За 2010 год средства Фонда национального благосостояния уменьшились на 73,5 млрд. рублей и составили к концу финансового года 2 695,5 млрд. рублей.
Объем государственного долга Российской Федерации на конец 2010 года составил 4 158,2 млрд. рублей (9,3% к ВВП) и увеличился на 28,6% по сравнению с началом года.
Государственный внутренний долг Российской Федерации составил 2 940,4 млрд. рублей, государственный внешний долг Российской Федерации – 1 217,8 млрд. рублей.
В 2010 году в 63 субъектах Российской Федерации бюджеты исполнены с дефицитом против 62 в 2009 году.
По
результатам контрольных
Отсутствие в Бюджетном кодексе Российской Федерации норм, формирующих эффективный контроль за использованием бюджетных средств, препятствует созданию условий для наиболее эффективного исполнения бюджетных ассигнований. По данным Счетной палаты Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года у 43 главных администраторов средств федерального бюджета (39,4% общего количества) отсутствовали утвержденные ведомственные стандарты и методики проведения внутреннего государственного финансового контроля.
Комитет считает, что необходимо ускорить процесс внесения в Государственную Думу проекта новой редакции девятого раздела Бюджетного кодекса Российской Федерации «Государственный и муниципальный финансовый контроль».
В 2010 году продолжилась негативная тенденция расходования значительной части бюджетных средств в IV квартале финансового года.
Комитет
неоднократно обращал внимание Правительства
Российской Федерации, что подобная
практика не дает возможности
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупционные факторы не выявлены.
Учитывая
изложенное, Комитет Совета Федерации
по бюджету считает целесообразным
рекомендовать Совету Федерации
одобрить Федеральный закон «Об
исполнении федерального бюджета за
2010 год».
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации закреплены в статье 85 Бюджетного кодекса РФ и возникают в результате:
- принятия законов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам ведения субъектов Федерации;
- принятия законов субъекта Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов;
- принятия нормативных правовых актов субъекта Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из Федерального бюджета.
Расходные обязательства субъекта Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, расходные обязательства субъекта Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов. Расходные обязательства субъекта Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций. Законы субъекта Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год.
Органы государственной власти субъекта Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Федерации и работников государственных учреждений субъекта Федерации. Органы государственной власти субъекта Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти.
Органы государственной власти субъекта Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Федерации федеральными законами, законами субъекта Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Расходные обязательства муниципального образования по осуществлению отдельных государственных полномочий устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений. В муниципальном образовании, которому предоставляются дотации из бюджета субъекта Федерации или дотации из бюджета муниципального района, размер оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений устанавливается не выше предельных значений, установленных законом субъекта Федерации.
Органы
местного самоуправления не вправе устанавливать
и исполнять расходные
Органы
местного самоуправления вправе устанавливать
и исполнять расходные