Структура и функции Бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 6
Глава 2. Устройство бюджета Российской Федерации 16
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

Работа содержит 1 файл

Бюджет РФ.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

     Органы  местного самоуправления обязаны вести  реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается свод нормативных актов и заключенных органами местного самоуправления договоров, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией и представляется органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     3.1. Итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года, основные проблемы, требующие решения.

     Характерной особенностью бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года стала практическая реализация масштабной реформы федеративных отношений.

     Внесены изменения в законодательство, регулирующее отношения в различных сферах государственного управления, которые обеспечивают разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти.

     Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации на долгосрочной основе закреплены доходные источники, необходимые для выполнения этих обязательств.

     Впервые законодательно определена методика делегирования  субъектам Российской Федерации  ряда федеральных полномочий с предоставлением  субвенций из федерального бюджета.

     В то же время не были своевременно приняты  необходимые решения Правительства  Российской Федерации о выделении  субъектам Российской Федерации  субвенций на исполнение делегированных федеральных полномочий.

     Бюджеты всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации на 2005 год сформированы с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов государственной власти и opганов местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов.

     Проводилась работа по внедрению элементов среднесрочного финансового планирования. В ряде федеральных органов исполнительной власти начата экспериментальная апробация механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на достижение конкретных результатов.

     Снижалась налоговая нагрузка на экономику. В числе наиболее значимых решений – снижение с 35,6 процента до 26 процентов базовой ставки единого социального налога.

     С 1 января 2011г. осуществлена плановая индексация заработной платы работников федеральных организаций бюджетной сферы. Приняты решения о совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

     Проведена реформа системы социальной поддержки  отдельных категорий граждан, значительная часть натуральных льгот переведена в денежную форму. Объемы бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения резко увеличены.

     Однако  последствия принимаемых решений  по монетизации льгот и механизмы  их реализации оказались не до конца  проработанными. Первоначальная оценка бюджетных затрат на проведение реформы системы социальной поддержки населения была неоправданно занижена. Из-за этого пришлось многое менять на ходу, спешно искать выходы из создавшегося положения. Возникла потребность в существенной корректировке расходной части федерального бюджета на 2005 год.

     Сокращен  объем государственного внешнего долга. Досрочно погашена задолженность Российской Федерации перед Международным  валютным фондом. 

           Для повышения эффективности  бюджетной политики необходимо решение ряда проблем:

     Действующее налоговое законодательство пока не в полной мере обеспечивает благоприятные  условия для эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

     В налоговой системе все еще  сохраняются элементы, искажающие экономически обоснованную предпринимательскую мотивацию и препятствующие выводу хозяйственной деятельности из тени.

     Налоговый учет и отчетность остаются неоправданно усложненными, что особенно чувствительно  для малого и среднего бизнеса.

     Процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета излишне затянуты и громоздки.

     Законодательство  о государственных закупках не отвечает современным требованиям. Из-за несовершенства применяемых механизмов государство  по-прежнему несет дополнительные финансовые издержки при осуществлении закупок товаров и услуг, необходимых для реализации его функций.

     Не  завершено упорядочение сети федеральных  государственных унитарных предприятий  и учреждений. Недопустимо медленно принимаются решения о дальнейшей судьбе федеральных учреждений, функции которых признаны избыточными.

     Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам. Не решена проблема реализации мелких пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.

     Осуществление функций государственной власти по-прежнему остается чрезмерно сконцентрированным на федеральном уровне. Требуется  дальнейшее расширение перечня федеральных  полномочий, исполнение которых делегируется органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Эта работа должна быть синхронизирована с реализацией мер по совершенствованию схемы размещения и сокращению штатной численности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

 

      Бюджет Российской Федерации на 2010 год.

     Рассмотрев  Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год», Комитет  Совета Федерации по бюджету отмечает следующее.

     Указанный Федеральный закон внесен Правительством Российской Федерации.

     Исполнение  федерального бюджета в 2010 году осуществлялось в условиях благоприятной ценовой  конъюнктуры для основных товаров  российского экспорта, сокращения численности  безработных, аномально жаркого лета.

     Принятые  антикризисные меры в 2008-2009 годах  позволили экономике страны в 2010 году выйти на траекторию восстановительного экономического роста, повысить устойчивость функционирования финансовой и банковской систем.

     Исполнение  федерального бюджета за 2010 год позволило решить большинство задач, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

     Вместе  с тем в 2010 году не было обеспечено решение проблемы достижения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. До сих пор не внесены в Государственную Думу новая редакция девятого раздела Бюджетного кодекса Российской Федерации «Государственный и муниципальный финансовый контроль» и проект федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации», устанавливающего правовые основы стратегического планирования и социально-экономического развития.

     В ходе исполнения федерального бюджета  в 2010 году изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» вносились три раза, при этом основные характеристики федерального бюджета уточнялись дважды.

     С 1 января 2010 года единый социальный налог, взимавшийся около девяти лет, был заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Была проведена валоризация пенсионных прав, что позволило осуществить самое значительное увеличение пенсионных выплат за последние 10 лет. На валоризацию было направлено 502,2 млрд. рублей.

     Если  в 2009 году отмечалось падение темпов роста по большинству основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие России, то в 2010 году, по сравнению с предыдущим годом, произошло улучшение их динамики: индекс выпуска товаров  и услуг по базовым видам экономической деятельности составил 105,7 % (в 2009 году – 91,4 %), индекс промышленного производства – 108,2 % (90,7 %), объем инвестиций в основной капитал – 106 % (84,3 %), грузооборот транспорта – 106,9 % (89,9 %), объем платных услуг населению – 101,5 % (97,5 %), оборот розничной торговли – 106,3 % (94,9 %). Однако докризисный уровень по этим показателям не был достигнут.

     В 2010 году объем ВВП составил 44 939,2 млрд. рублей, что на 4% больше чем в 2009 году.

     Уровень инфляции в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года составил 8,8 % (в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года – 8,8 %). При этом в отличие от предыдущих лет значительное увеличение цен наблюдалось во второй половине года и было обусловлено ростом цен на продовольственные товары из-за сокращения производства продукции сельского хозяйства в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 11,9 %, вызванного значительными потерями урожая из-за аномально жаркого лета.

     В среднем за 2010 год мировая цена на нефть марки «Юралс» составила 78,2 доллара США за баррель, что выше уровня 2009 года на 28 % (61,1 доллара США за баррель), однако на 17,2 % ниже уровня 2008 года (94,4 доллара США за баррель). Средняя экспортная цена на природный газ в 2010 году находилась на уровне 268,5 доллара США за 1 тыс. куб. м.  и была на 7,7 % выше чем в 2009 году (249,3 доллара США за 1 тыс. куб. м.), но на 24,1 % ниже чем в 2008 году (353,7 доллара США за 1 тыс. куб. м.).

     Объем экспорта в 2010 году составил 400,1 млрд. долларов США, рост по сравнению с 2009 годом  на 31,8%. Импорт составил в 2010 году 248,7 млрд. долларов США (129,7% к уровню 2009 года). Положительное сальдо торгового баланса в 2010 году составило 151,4 млрд. долларов США, что на 34,8 млрд. долларов США выше чем в 2009 году.

     В 2010 году остался достаточно низкий уровень консолидированного внешнего долга Российской Федерации, который составил на начало 2011 года 489,04 млрд. долларов США (33% к ВВП), увеличившись по сравнению с началом 2010 года на 21,8 млрд. долларов США. При этом международные резервы Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года (479,4 млрд. долларов США) оказались на 9,64 млрд. долларов США меньше общего объема консолидированного внешнего долга Российской Федерации.

     В 2010 году темп прироста реальных располагаемых  денежных доходов населения составил 4,2 % против 2 % в 2009 году, реальный размер назначенных пенсий вырос на 34,8 % (в 2009 году – увеличение на 10,7 %).

     Доходы  федерального бюджета в 2010  году составили  8 305,4 млрд. рублей, что на 430,4 млрд. рублей или на  5,5 %, больше законодательно установленного показателя, расходы – 10 117,4  млрд. рублей, что на 139,0 млрд. рублей или на 1,4 %, меньше законодательно установленного показателя. Размер дефицита федерального бюджета – 1 812,0 млрд. рублей, что на 569,5 млрд. рублей или на 23,9 % меньше установленной  
суммы (4% к ВВП).

     Основными доходными статьями федерального бюджета  в 2010 году, как и в предыдущие годы, были: вывозная таможенная пошлина, НДС  и НДПИ.

     В 2010 году нефтегазовые доходы составили 3 830,67 млрд. рублей (102,5% от законодательно утвержденных). Ненефтегазовые доходы составили 4 474,74 млрд. рублей (108,1% от законодательно утвержденных).

     Комитет обращает внимание на имеющуюся совокупную задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням. На  
1 января 2011 года она составила 1 100,9 млрд. рублей, или 13,25% к общему объему доходов (уменьшилась на 53 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом).

     Львиная доля задолженности приходится на три  налога: НДС, налог на прибыль организаций  и платежи за пользование природными ресурсами.

     Значительно выросла задолженность по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам. На 1 января 2011 года она составляла 2 328,1 млрд. рублей. При этом просроченная задолженность составила 1 264,1 млрд. рублей или более 50% от ее общего уровня.

     Комитет отмечает, что впервые за последние  годы до начала финансового года были приняты 92 из 106 нормативных правовых актов, обеспечивающих исполнение федерального бюджета 2010 году.

     Кассовое  исполнение расходов в 2010 году характеризовалось  следующими данными:

Информация о работе Структура и функции Бюджета РФ