Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 6
Глава 2. Устройство бюджета Российской Федерации 16
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Это обусловлено тем, что норма статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что федеральные законы, которые приводят к изменению доходов бюджетов и вступают в силу в очередном финансовом году, должны быть приняты до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете, приостановлена до 1 января 2011 года. Однако отсутствие в материалах к проекту федерального бюджета на 2011-2013 годы планируемых к принятию федеральных законов вносит элемент неопределенности в бюджетный процесс, и от подобной практики в следующем году необходимо отказаться.
Наибольшее влияние на увеличение доходов федерального бюджета окажут следующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации:
• индексация ставок акцизов по подакцизным товарам – с 20,2 млрд. рублей в 2011 году до 51,8 млрд. рублей в 2013 году, в том числе, по табачным изделиям с 19,7 млрд. рублей до 49,5 млрд. рублей соответственно;
• индексация ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газ – с 47,5 млрд. рублей в 2011 году до 136,2 млрд. рублей в 2012 году;
• установление норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от акцизов на нефтепродукты в целях формирования федерального дорожного фонда – 84,3 млрд. рублей в 2011 году, 87,9 млрд. рублей в 2012 году и 140,8 млрд. рублей в 2013 году;
• индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами – 3,7 млрд. рублей в 2011 году, 8,4 млрд. рублей в 2012 году и 15,3 млрд. рублей в 2013 году;
• отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на отдельных месторождениях Восточной Сибири – 97,3 млрд. рублей в 2011 году, затем уменьшение в три раза этих поступлений;
• увеличение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, никель и медь – с 21,2 млрд. рублей в 2011 году до 66,3 млрд. рублей в 2013 году.
Налог на добавленную стоимость (НДС) в 2011 году планируется с увеличением на 21,5% по сравнению с 2010 годом, однако затем темпы его прироста снижаются до 11-12% в год. Комитет обращает внимание, что вычеты НДС по внутренним операциям в 2011 году составят 93% от суммы исчисленного налога, а сумма возмещения НДС экспортерам составит 950,8 млрд. рублей или 62% от общей суммы налога, начисленного к уплате в бюджет. В 2012 и 2013 годах ситуация кардинально не меняется. НДС продолжает оставаться сложным и дорогим в администрировании налогом, поэтому, по мнению Комитета, нуждается в реформировании.
Высокими темпами будут расти акцизы. В 2011 году прогнозируется их увеличение в 2 раза, затем они будут расти на 20-35% в год. Их доля в структуре доходов бюджета увеличится с 2% в 2010 году до 4% в 2013 году. Это связано с планируемой индексацией ставок акцизов, которая составит в 2011 году по сравнению с 2010 годом от 10% (этиловый спирт, алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше 9%, пиво с долей этилового спирта от 0,5 до 8,6%, легковые автомобили мощностью свыше 150 л.с.) до 100% (сигареты без фильтра, папиросы, автомобильный бензин низкого качества, дизельное топливо), а также изменением норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет.
Структура
неналоговых доходов
Степень детализации информации о планируемых доходах федерального бюджета ограничена общими сведениями о наиболее существенных причинах изменения объёмов поступления доходов, однако по-прежнему отсутствуют данные об использованных методиках расчета по каждому виду доходов.
Так, например, введение отдельного показателя увеличения доходов за счет улучшения их администрирования могло бы стать основанием для оценки качества и эффективности работы главных администраторов доходов федерального бюджета.
При планировании доходов от поступлений вывозных таможенных пошлин в 2011 году использовался консервативный прогноз. Из общего увеличения указанных доходов на 13,3% только около 4 % можно отнести к изменению ценовых факторов, связанных с повышением средневзвешенных цен на экспортируемый природный газ. В остальном это увеличение связано с ростом объемов экспорта нефти и газа, а также с указанными выше мерами таможенной политики.
Точное
прогнозирование объёмов
Следует отметить положительные тенденции в отражении некоторых видов неналоговых доходов, по которым были учтены замечания Комитета, высказанные в 2008 – 2009 годах. В частности, в составе доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, на 2011 год теперь появился прогноз доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые значительно снижаются в 2011 году в связи с расходованием в 2010 году большей части Резервного фонда.
В расчетах неналоговых доходов, получаемых в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, представлен прогнозный перечень по выплате дивидендов по акциям, которые составят не менее 25% чистой прибыли большинства акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации. Такое решение позволит направить в доходную часть федерального бюджета в 2011 году дополнительно почти 30 млрд. рублей. Следует отметить, что решение о направлении 25% чистой прибыли акционерных обществ, указанных в приложении 5 к пояснительной записке, не оформлено единым решением Правительства Российской Федерации. Таким образом, в случае уменьшения доли государства в отдельных акционерных обществах или принятия особых решений по изменению дивидендной политики расчетные показатели по этому виду неналоговых доходов могут оказаться невыполнимыми.
Объёмы
поступлений в федеральный
В
связи с принятием Федерального
закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные
Комитет отмечает, что прогноз федерального бюджета по доходам несет в себе определенные риски, связанные с неустойчивостью мировой цены на нефть.
В предстоящий период перед Правительством Российской Федерации стоит сложная задача, связанная с необходимостью, с одной стороны, принимать меры в сфере налоговой политики, направленные на мобилизацию налоговых доходов в федеральный бюджет. К ним относятся увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики, отмена неэффективных налоговых льгот и повышение качества налогового администрирования.
С другой стороны, одной из главных целей налоговой политики является поддержка инноваций, стимулирование технологического обновления и модернизации экономики. Для этого уже приняты федеральные законы о создании инновационного центра «Сколково», предусматривающие многочисленные налоговые и таможенные льготы для участников проекта. Однако это только начало. В планируемом периоде Правительству Российской Федерации и парламенту предстоит принять ряд дополнительных законодательных актов по решению поставленных задач.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011-2013 годах будут увеличиваться в среднем на 6-8% в год. При этом доля собственных доходов региональных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации останется на уровне 37-38%.
Риски
недопоступлений доходов в
III. Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета на 2011 – 2013 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения реализации приоритетных направлений экономического и социального развития страны, включая развитие экономики инновационного типа, безусловное исполнение принятых государством социальных обязательств и повышение качества человеческого капитала, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации представило проект федерального бюджета полностью в трехлетнем формате по сравнению с прошлым годом, что является шагом вперед, свидетельствующем о стабилизации ситуации в экономике и выходе на траекторию развития.
Принципиальной особенностью бюджетной политики на 2011 – 2013 годы является начало реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и реформирование правового положения государственных и муниципальных учреждений.
В связи с тем, что, начиная с 2012 года, планируется утверждать федеральный бюджет в разрезе государственных программ, в составе материалов к проекту федерального бюджета на 2011 – 2013 годы представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам.
Также отличительной особенностью рассматриваемого законопроекта является изменение бюджетной классификации, что позволяет более точно отражать приоритеты бюджетной политики и отраслевое назначение бюджетных ассигнований.
Расходы федерального бюджета планируются на 2011 год в размере 10 658,6 млрд. рублей, в 2012 и 2013 годах – 11 237,9 млрд. рублей и 12 175,6 млрд. рублей соответственно. Темпы прироста расходов составляют в 2011 году 4,2 %, в 2012 году – 5,4 %, в 2013 годах – 8,3%. По сравнению с 2010 годом расходы федерального бюджета увеличиваются к 2013 году почти на 19%.
Но в реальном выражении расходы федерального бюджета в 2011 – 2012 годах по сравнению с предыдущими годами будут снижаться на 2,7% и 1,4% соответственно, а в 2013 году планируется их рост на 2,3%.
В связи с необходимостью последовательного снижения бюджетного дефицита в условиях ограниченности государственных ресурсов проект федерального бюджета на 2011 – 2013 годы предусматривает сокращение расходов федерального бюджета по отношению к ВВП с 22,6% в 2010 году до 19,7% в 2013 году. Но несмотря на относительное сокращение, они в номинальном выражении значительно увеличатся по сравнению с 2008 годом (для сравнения, в 2008 году объем расходов федерального бюджета составил 18,3% ВВП).
Одним из главных приоритетов бюджетной политики остается обеспечение социальных обязательств государством, социальные расходы составляют наиболее значительную часть в общем объеме расходов федерального бюджета.
Следует
обратить внимание, что в связи
с увеличением тарифов
Всего в 2011 году межбюджетные трансферты планируются на уровне 88,5% по отношению к 2010 году. Однако, в дальнейшем планируется возобновление их роста с 1 819,7 млрд. рублей в 2011 году до 2 208,5 млрд. рублей в 2013 году, что составит 19,1% от общего объема расходов федерального бюджета. Увеличение объемов трансфертов обусловлено проведением ежегодных индексаций пенсий, пособий и социальных выплат, а также увеличением количества получателей указанных выплат.
Высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение значительных средств из федерального бюджета, что создает определенные риски достижения сбалансированности федерального бюджета в установленные сроки.
Кроме того, в 2011 году продолжатся мероприятия, связанные с валоризацией величины расчетного пенсионного капитала, на которые будет выделено 527,7 млрд. рублей, что составит почти 18% от общего объема расходов на социальную политику.
Предусматривается также индексация материнского (семейного) капитала, расходы на предоставление которого составят в 2011 году 120,8 млрд. рублей.