Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 6
Глава 2. Устройство бюджета Российской Федерации 16
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
|
Исполнение расходов федерального бюджета по федеральным целевым программам составило 764,7 млрд. рублей или 99,5% к утвержденным, расходы на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы составили 754,3 млрд. рублей (95,8%), что существенно выше, чем в предыдущие годы. Однако из 1 036 объектов, предусмотренных к вводу в 2010 году, введено в эксплуатацию лишь 354 объекта или 34,2% (в 2009 году – 17,6%).
Такое распыление бюджетных ассигнований по объектам свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств. В реализации ФАИП и ФЦП, как и в предыдущие годы, сохраняются серьезные недостатки. Затягиваются сроки разработки и утверждения ФЦП, подготовки проектно-сметной документации и оформления регистрационных документов, имеются нарушения в проведении конкурсных процедур.
Кассовое исполнение приоритетных национальных проектов в 2010 году составило 469,7 млрд. рублей (99,7%). В отличие от предыдущих лет в 2010 году по трем национальным проектам исполнение было наиболее высоким.
Исполнение расходов на реализацию мероприятий по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи составило 188,1 млрд. рублей (98,5% от утвержденных).
В 2010 году из федерального бюджета на реализацию антикризисных мер направлены средства в сумме 1,5 трлн. рублей. При этом расходы федерального бюджета на реализацию мер по ускорению процессов модернизации и созданию условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению инновационных задач исполнены не в полном объеме (90,3%).
В
2010 году расходы федерального бюджета
на межбюджетные трансферты (без учета
трансфертов государственным
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исполнены в 2010 году в сумме 522,7 млрд. рублей или 101,0% к утвержденным ассигнованиям, субсидии – 411,4 млрд. рублей (108,4%), субвенции – 378,6 млрд. рублей (162,0%), иные межбюджетные трансферты – 65,6 млрд. рублей (116,1%).
Совокупный объем Резервного фонда в 2010 году сократился на 1 055,3 млрд. рублей и составил 775 млрд. рублей. За 2010 год средства Фонда национального благосостояния уменьшились на 73,5 млрд. рублей и составили к концу финансового года 2 695,5 млрд. рублей.
Объем государственного долга Российской Федерации на конец 2010 года составил 4 158,2 млрд. рублей (9,3% к ВВП) и увеличился на 28,6% по сравнению с началом года.
Государственный внутренний долг Российской Федерации составил 2 940,4 млрд. рублей, государственный внешний долг Российской Федерации – 1 217,8 млрд. рублей.
В 2010 году в 63 субъектах Российской Федерации бюджеты исполнены с дефицитом против 62 в 2009 году.
По
результатам контрольных
Отсутствие в Бюджетном кодексе Российской Федерации норм, формирующих эффективный контроль за использованием бюджетных средств, препятствует созданию условий для наиболее эффективного исполнения бюджетных ассигнований. По данным Счетной палаты Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года у 43 главных администраторов средств федерального бюджета (39,4% общего количества) отсутствовали утвержденные ведомственные стандарты и методики проведения внутреннего государственного финансового контроля.
Комитет считает, что необходимо ускорить процесс внесения в Государственную Думу проекта новой редакции девятого раздела Бюджетного кодекса Российской Федерации «Государственный и муниципальный финансовый контроль».
В 2010 году продолжилась негативная тенденция расходования значительной части бюджетных средств в IV квартале финансового года.
Комитет
неоднократно обращал внимание Правительства
Российской Федерации, что подобная
практика не дает возможности
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупционные факторы не выявлены.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год».
Председатель Комитета Е.В. Бушмин
Бюджет Российской Федерации на 2011 год.
Рассмотрев проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», Комитет Совета Федерации по бюджету отмечает следующее.
I.
Оценка прогноза социально-
Макроэкономические
условия формирования проекта федерального
бюджета на 2011-2013 годы характеризуются
сохранением умеренной
В 2011-2013 годах прогнозируется последовательное снижение целевого показателя инфляции с 6-7% в 2011 году до 5-6% в 2012 году и 4,5-5,5% в 2013 году. Однако эти показатели значительно превышают уровень инфляции в экономически развитых странах, что во многом обусловлено значительной монополизированностью внутреннего рынка, а также ростом цен на продукцию естественных монополий и тарифов на газ, электроэнергию и услуги ЖКХ.
По
оценкам Правительства
По основным показателям, характеризующим уровень жизни населения, также наблюдается сдержанная динамика.
Вследствие медленной динамики восстановления доходов населения доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума будет уменьшаться и составит в 2011 году 12,2% от общей численности населения (что соответствует уровню 2010 года) и 11,3% в 2013 году (на 1,2 процентных пункта ниже уровня 2010 года). К 2013 году прогнозируется сокращение общей численности безработных до 4,9 млн. человек, что соответствует показателю 2008 года.
В отличие от прошлых лет, прогнозируемая Правительством Российской Федерации для расчета проекта федерального бюджета на 2011 - 2013 годы цена на нефть марки «Urals» в пределах 75 - 79 долларов США не является консервативной. В то же время сохраняются риски ее падения вследствие нестабильности мировой экономики и возможности замедления темпов ее роста.
Комитет отмечает, что базовые прогнозируемые показатели для расчета бюджетных проектировок, прежде всего по доходам, являются весьма напряженными. Работа по исполнению федерального бюджета на предстоящие три года потребует от Правительства Российской Федерации мобилизации всех сил и ресурсов.
II. Доходы федерального бюджета
В условиях дефицита федерального бюджета важное значение приобретает задача наполнения его доходной части. В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» доходы федерального бюджета на 2011 год определены в размере 8 844,6 млрд. рублей, на 2012 и 2013 годы – 9 503,5 млрд. рублей и 10 379,9 млрд. рублей соответственно.
Федеральный бюджет на 2011-2013 годы формируется в условиях продолжения положительной динамики роста бюджетных доходов, которая в 2010 году сменила 20%-е падение доходов бюджета предыдущего года. Прирост доходов федерального бюджета по годам будет составлять в 2011 году 12,5%, а в 2012 и 2013 годах – 7,5% и 9,2% соответственно. Однако, несмотря на планируемые Правительством Российской Федерации меры по увеличению доходных поступлений, лишь в 2012 году будут несколько превышены номинальные объемы доходов федерального бюджета, соответствующие уровню 2008 года (102,5% по сравнению с 2008 годом).
В 2011-2013 годах будет продолжаться тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась и ранее (с 18,8% в 2009 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция связана со снижением прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году. При этом ненефтегазовые доходы останутся практически на прежнем уровне - 9,1-9,3%.
Нефтегазовые доходы в 2010 году составят около 48% всех доходов федерального бюджета, а ненефтегазовые - 52%, к 2013 году это соотношение планируется как 45% к 55% соответственно. Хотя пропорция и меняется в направлении ненефтегазовых доходов, влияние нефтегазовой составляющей на формирование параметров федерального бюджета останется весьма высоким.
Ненефтегазовые доходы в плановом периоде растут в среднем на 11,5% в год, однако по годам их прирост происходит весьма неравномерно (от 15,3% в 2011 году до 7,6% в 2013 году). Это связано с тем, что на их поступление значительное влияние будут оказывать изменения налогового и бюджетного законодательства, а также меры Правительства Российской Федерации в области таможенной политики.
Комитет отмечает, что около трети прироста доходов федерального бюджета в 2011-2013 годах планируется достичь за счет изменения налогового, бюджетного и таможенного законодательства. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что большинство этих изменений, которые должны вступить в силу с 1 января 2011 года, на настоящий момент законодательно не оформлены, более того ряд необходимых законопроектов даже не внесен в Государственную Думу.