Структура финансовой системы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, реферат

Описание работы

Финансы - инструмент рыночной экономики. Они являются ее неотъемлемой частью, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Финансы поддерживают определенные пропорции между производством и его потреблением.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 64.74 Кб (Скачать)

Источники формирования оборотного капитала в значительной степени  определяют эффективность его использования. Установление оптимального соотношения  между собственными и привлеченными  средствами, обусловленного специфическими особенностями кругооборота фондов в том или ином хозяйствующем  субъекте, является важной задачей  управляющей системы. В процессе управления формированием оборотного капитала должна быть обеспечены права  предприятия организаций в сочетании  с повышением их ответственности  за эффективное и рациональное использование  средств. Достаточный минимум собственных  и заемных средств должен обеспечивать непрерывность движения оборотного капитала на всех стадиях кругооборота, что удовлетворяет потребности  производства материальных и денежных ресурсах, а также обеспечивает своевременные  и полные расчеты с поставщиками, бюджетом, банками и другими корреспондирующими звеньями.

Ведущую роль в составе  источников формирования призваны играть собственные оборотные средства. Они должны обеспечивать имущественную  и оперативную самостоятельность  предприятия, столь необходимую  для рентабельной предпринимательской  деятельности. Собственные оборотные  средства свидетельствуют о степени  финансовой устойчивости предприятия, его положении на финансовом рынке. Эти средства служат источником покрытия запасов, т.е. нормируемых оборотных  средств. Первоначальное формирование их происходит в момент создания компании и образования, ее уставного капитала. Источником собственных оборотных  средств на этой стадии являются инвестиционные средства учредителей. В дальнейшем по мере развития предпринимательской деятельности собственные оборотные средства пополняются за счет получаемой прибыли, выпуска ценных бумаг и операций на финансовом рынке, дополнительно привлекаемых средств.

Дополнительные привлекаемые средства по существу не принадлежат  предприятию, поэтому их нельзя отнести  к собственным. Однако эти средства постоянно находятся в обороте и в сумме минимального остатка используются в качестве источника формирования оборотных средств.

К этим средствам относятся: минимальная переходящая задолженность  по оплате труда работникам предприятия; резерв предстоящих платежей; минимальная  переходящая задолженность бюджету  и внебюджетным фондам; минимальная  задолженность покупателям по залогам  за возвратную тару; средства кредиторов, поступающие в виде предоплаты за продукцию (товары, услуги); переходящие  остатки фонда потребления и др.

Дополнительно привлекаемые средства являются источником покрытия собственных оборотных средств  только в сумме прироста, т.е. разницы  между их величинами на конец и начало предстоящего года.

Минимальная переходящая  задолженность по оплате труда работникам предприятия определяется за промежуток времени между концом расчетного периода, за который производится оплата труда, и конкретной датой средств по формуле

Мз = (Ф*Д):90 (2)

где Мз - минимальная переходящая задолженность по оплате труда;

Ф - фонд оплаты труда в 4 квартале предстоящего года;

Д - число дней с начала месяца до дня выплаты заработной платы.

Недостаток собственных  оборотных средств возникает  в том случае, если величина действующего норматива превышает сумму собственных  оборотных средств. Этот недостаток средств, как правило, является результатом  недополучения запланированной прибыли или неправомерного, нерационального ее использования, «проедания» оборотных средств и других негативных факторов, возникших в процессе коммерческой деятельности. Недостаток собственных средств самого предприятия, допустившего такое положение. Прежде всего, на покрытие недостатка направляется часть чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Заемные средства в источниках формирования оборотного капитала в современных условиях приобретают все более важное и перспективное значение. Привлечение заемных средств обусловлено характером производства, сложными расчетно-платежными отношениями, возникшими при переходе к рыночной экономике, необходимостью восполнения недостатка собственных оборотных средств и другими объективными и субъективными причинами.

Финансовый рычаг (ФР) измеряется с помощью следующих показателей:

ФР1 = Заемные средства: Собственные средства

А также с помощью показателя рентабельности собственного капитала (Рс.к), определяется по формуле:

Рс.к = Чистая прибыль: Собственный капитал.

В зарубежной литературе формирование показателя рентабельности собственного капитала представлено как «формула Дюпона».

Если показатель финансового  рычага способствует максимизации рентабельности собственного капитала, то действие его будет эффективно.

Эффект финансового рычага (Эф.р) можно рассчитать по формуле

Эф.р = К х ФР1

где К - разница между рентабельностью собственного капитала и уровнем процентной ставки за банковский кредит; ФР1 - отношение заемного капитала к собственному капиталу, называемое плечом финансового рычага.

В зарубежной практике показатель эффекта финансового рычага считается  оптимальным, если он колеблется в пределах 1,3-1,2 уровня рентабельности собственного капитала, а отношение заемных  средств к собственным не должно быть меньше 2:1.

Однако слишком большое  значение показателя плеча финансового  рычага (соотношение заемных и  собственных средств) сопряжено  с финансовым риском, так как в  случае недопоступления выручки от реализации продукции, т.е. объема продаж и других непредвиденных факторов, резко сократится прибыль, а следовательно, снизится рентабельность собственного капитала и ухудшатся все взаимосвязанные показатели.

В российской практике к  заемным средствам относятся, прежде всего банковские и коммерческие кредиты, инвестиционный налоговый кредит и займы. Заемные средства в виде банковских кредитов используются эффективнее, чем собственные оборотные средства, так как совершают более быстрый кругооборот, имеют целевое назначение, выдаются на определенный срок, сопровождаются взиманием банковского процента.

Наряду с финансированием  оборотных средств, в форме краткосрочного банковского кредитования широкое  распространение в рыночной экономике получил коммерческий кредит.

В обороте предприятия  кроме кредиторской задолженности  могут находиться прочие привлеченные средства. Это остатки фондов, резервов и целевых средств самого предприятия, временно не используемых по прямому  назначению. Целевые фонды и резервы  образуются за счет себестоимости, прибыли  и других целевых поступлений. К  этой группе средств относятся суммы  временно не используемые амортизационного фонда, ремонтного фонда, резерва предстоящих  платежей, финансового резерва, премиального и благотворительного фондов и др. Все эти фонды и резервы  предприятия в установленные  сроки используются по целевому назначению. В качестве источников покрытия оборотных  средств в оборот могут вовлекаться  лишь остатки этих фондов на период, предшествующих их целевому использованию.

 

  1. Системы бюджета предприятия.

 

Бюджетное устройство предприятия  представляет собой организационные  принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система предприятия - совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами. Консолидированный (общий) бюджет - свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.

Традиционная структура  системы бюджетов на предприятии  представлена на рисунке1. Этот рисунок также отражает взаимосвязи между отдельными бюджетами и логику разработки общего (консолидированного) бюджета предприятия.

Представленная на рисунке1 система может быть дополнена следующими аспектами классификации бюджетных документов:

по функциональному назначению:

бюджет имущества,

бюджет доходов и затрат,

бюджет движения денежных средств,

бюджет операционной деятельности,

по отношению к уровню интеграции управленческой информации:

бюджет центра первичного учета,

консолидированный бюджет,

в зависимости от временного интервала:

стратегический бюджет,

оперативный бюджет,

в зависимости от этапа  бюджетного процесса:

плановый бюджет,

фактический (исполненный) бюджет.

Обычно на уровне предприятия  в качестве основных бюджетных документов рассматриваются

<Бухгалтерский баланс> (бюджет имущества)- форма 1 бухгалтерской  отчетности предприятия;

<Отчет о прибылях  и убытках> (бюджет доходов и  расходов) - форма 2 бухгалтерской  отчетности предприятия;

<Отчет о движении  денежных средств> (бюджет движения  денежных средств)- форма 4 бухгалтерской  отчетности предприятия;

Бюджет производствено-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия - документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты (в состав официальной отчетности не входит, разрабатывается в произвольной форме).

В бюджетном процессе происходит декомпозиция, а затем интеграция информации перечисленных выше документов, являющихся бюджетом предприятия. Показатели бюджета предприятия складываются из показателей бюджетов цехов, служб, отделов. Показатели бюджета цеха - из показателей бюджетов участков и  т.п. При этом <Бухгалтерский баланс предприятия трансформируется в  систему балансов имущества центров  финансовой ответственности. <Отчет  о прибылях и убытках> предприятия - в систему бюджетов доходов и  затрат ЦФО. <Отчет о движении денежных средств> предприятия - в систему бюджетов движения денежных средств ЦФО.

Бюджет производствено-хозяйственной деятельности предприятия трансформируется в систему бюджетов операционной деятельности ЦФО.

Реализация  системы бюджетирования

Система, реализующая управление бюджетом предприятия, включает следующие  части:

а) экономическую, б) организационную, в) информационную, г) компьютерную.

Экономическая часть обеспечивающей системы представлена своеобразным хозяйственным механизмом, действующим  в рамках предприятия. Этот механизм предполагает:

закрепление за подразделениями  предприятия определенного имущества, наделение правами управления этим имуществом, доходами и затратами,

применение специальных  методов распределения полученного  дохода и формирования затрат,

использование методов экономического стимулирования.

Разработка бюджета требует  значительного объема нормативной  информации - норм расхода, расценок, тарифов  и т.п. Для ее получения проводится значительная подготовительная аналитическая  работа. В ее процессе осуществляется тщательная инвентаризация доходов  и затрат предприятия. Выявляются резервы и потери.

Организационное обеспечение  включает модификацию организационной  структуры управления предприятием и изменение его документооборота. При этом внедрение системы обычно не требует радикальной перестройки  организационной структуры. В этой области минимальные требования сводятся к следующему:

каждому подразделению присваивается  статус : <центр дохода>, <центр прибыли>, <центр затрат> и т.п.,

создается подразделение, эксплуатирующее  систему управления бюджетом (расчетно-финансовый центр, казначейство и т.п.),

руководитель этого подразделения  наделяется полномочиями заместителя  директора предприятия,

Рис. 1. Традиционная структура системы бюджетов.

схема документооборота предприятия  изменяется следующим образом:

вводятся новые документы - обязательные для исполнения планы  доходов и затрат,

все виды фактических затрат предприятия перед их исполнением  сверяются с бюджетом.

Компьютерная часть обеспечения включает

персональные компьютеры,

универсальную программную  среду (при решении этих задач  хорошо зарекомендовала себя система  Excel),

специализированный программный  комплекс, реализующий разработку и  исполнение бюджетных документов.

В качестве примеров специализированных программных комплексов можно привести R/3 (фирма SAAP), <Галактика> (фирма <Галактика>), (фирма ) и др. Большинство из этих комплексов позиционируются их разработчиками как универсальный инструмент, пригодный для применения на любом предприятии.

Однако опыт внедрения  подобных систем показал, что в каждом случае необходима индивидуальная настройка  системы на каждое конкретное предприятие. Эта настройка сводится к учету  специфики предприятия в области  планирования, учета, организации документооборота и т.п. Такая настройка чрезвычайно  трудоемка. Ее стоимость может на порядок превосходить затраты на приобретение универсальной части  программного обеспечения. Поэтому  всякая настройка <универсального> программного комплекса сводится к  разработке уникальной системы, пригодной  только для одного конкретного предприятия.

Информация о работе Структура финансовой системы в Российской Федерации