Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, реферат
Финансы - инструмент рыночной экономики. Они являются ее неотъемлемой частью, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Финансы поддерживают определенные пропорции между производством и его потреблением.
Источники формирования оборотного
капитала в значительной степени
определяют эффективность его
Ведущую роль в составе
источников формирования призваны играть
собственные оборотные
Дополнительные привлекаемые средства по существу не принадлежат предприятию, поэтому их нельзя отнести к собственным. Однако эти средства постоянно находятся в обороте и в сумме минимального остатка используются в качестве источника формирования оборотных средств.
К этим средствам относятся:
минимальная переходящая
Дополнительно привлекаемые средства являются источником покрытия собственных оборотных средств только в сумме прироста, т.е. разницы между их величинами на конец и начало предстоящего года.
Минимальная переходящая задолженность по оплате труда работникам предприятия определяется за промежуток времени между концом расчетного периода, за который производится оплата труда, и конкретной датой средств по формуле
Мз = (Ф*Д):90 (2)
где Мз - минимальная переходящая задолженность по оплате труда;
Ф - фонд оплаты труда в 4 квартале предстоящего года;
Д - число дней с начала месяца до дня выплаты заработной платы.
Недостаток собственных
оборотных средств возникает
в том случае, если величина действующего
норматива превышает сумму
Финансовый рычаг (ФР) измеряется с помощью следующих показателей:
ФР1 = Заемные средства: Собственные средства
А также с помощью показателя рентабельности собственного капитала (Рс.к), определяется по формуле:
Рс.к = Чистая прибыль: Собственный капитал.
В зарубежной литературе формирование показателя рентабельности собственного капитала представлено как «формула Дюпона».
Если показатель финансового рычага способствует максимизации рентабельности собственного капитала, то действие его будет эффективно.
Эффект финансового рычага (Эф.р) можно рассчитать по формуле
Эф.р = К х ФР1
где К - разница между рентабельностью собственного капитала и уровнем процентной ставки за банковский кредит; ФР1 - отношение заемного капитала к собственному капиталу, называемое плечом финансового рычага.
В зарубежной практике показатель эффекта финансового рычага считается оптимальным, если он колеблется в пределах 1,3-1,2 уровня рентабельности собственного капитала, а отношение заемных средств к собственным не должно быть меньше 2:1.
Однако слишком большое значение показателя плеча финансового рычага (соотношение заемных и собственных средств) сопряжено с финансовым риском, так как в случае недопоступления выручки от реализации продукции, т.е. объема продаж и других непредвиденных факторов, резко сократится прибыль, а следовательно, снизится рентабельность собственного капитала и ухудшатся все взаимосвязанные показатели.
В российской практике к заемным средствам относятся, прежде всего банковские и коммерческие кредиты, инвестиционный налоговый кредит и займы. Заемные средства в виде банковских кредитов используются эффективнее, чем собственные оборотные средства, так как совершают более быстрый кругооборот, имеют целевое назначение, выдаются на определенный срок, сопровождаются взиманием банковского процента.
Наряду с финансированием оборотных средств, в форме краткосрочного банковского кредитования широкое распространение в рыночной экономике получил коммерческий кредит.
В обороте предприятия кроме кредиторской задолженности могут находиться прочие привлеченные средства. Это остатки фондов, резервов и целевых средств самого предприятия, временно не используемых по прямому назначению. Целевые фонды и резервы образуются за счет себестоимости, прибыли и других целевых поступлений. К этой группе средств относятся суммы временно не используемые амортизационного фонда, ремонтного фонда, резерва предстоящих платежей, финансового резерва, премиального и благотворительного фондов и др. Все эти фонды и резервы предприятия в установленные сроки используются по целевому назначению. В качестве источников покрытия оборотных средств в оборот могут вовлекаться лишь остатки этих фондов на период, предшествующих их целевому использованию.
Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетная система предприятия - совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами. Консолидированный (общий) бюджет - свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.
Традиционная структура системы бюджетов на предприятии представлена на рисунке1. Этот рисунок также отражает взаимосвязи между отдельными бюджетами и логику разработки общего (консолидированного) бюджета предприятия.
Представленная на рисунке1 система может быть дополнена следующими аспектами классификации бюджетных документов:
по функциональному назначению:
бюджет имущества,
бюджет доходов и затрат,
бюджет движения денежных средств,
бюджет операционной деятельности,
по отношению к уровню интеграции управленческой информации:
бюджет центра первичного учета,
консолидированный бюджет,
в зависимости от временного интервала:
стратегический бюджет,
оперативный бюджет,
в зависимости от этапа бюджетного процесса:
плановый бюджет,
фактический (исполненный) бюджет.
Обычно на уровне предприятия в качестве основных бюджетных документов рассматриваются
<Бухгалтерский баланс> (бюджет имущества)- форма 1 бухгалтерской отчетности предприятия;
<Отчет о прибылях и убытках> (бюджет доходов и расходов) - форма 2 бухгалтерской отчетности предприятия;
<Отчет о движении денежных средств> (бюджет движения денежных средств)- форма 4 бухгалтерской отчетности предприятия;
Бюджет производствено-
В бюджетном процессе происходит
декомпозиция, а затем интеграция
информации перечисленных выше документов,
являющихся бюджетом предприятия. Показатели
бюджета предприятия
Бюджет производствено-
Реализация системы бюджетирования
Система, реализующая управление бюджетом предприятия, включает следующие части:
а) экономическую, б) организационную, в) информационную, г) компьютерную.
Экономическая часть обеспечивающей системы представлена своеобразным хозяйственным механизмом, действующим в рамках предприятия. Этот механизм предполагает:
закрепление за подразделениями
предприятия определенного
применение специальных
методов распределения
использование методов экономического стимулирования.
Разработка бюджета требует значительного объема нормативной информации - норм расхода, расценок, тарифов и т.п. Для ее получения проводится значительная подготовительная аналитическая работа. В ее процессе осуществляется тщательная инвентаризация доходов и затрат предприятия. Выявляются резервы и потери.
Организационное обеспечение
включает модификацию организационной
структуры управления предприятием
и изменение его
каждому подразделению присваивается статус : <центр дохода>, <центр прибыли>, <центр затрат> и т.п.,
создается подразделение, эксплуатирующее систему управления бюджетом (расчетно-финансовый центр, казначейство и т.п.),
руководитель этого
Рис. 1. Традиционная структура системы бюджетов.
схема документооборота предприятия изменяется следующим образом:
вводятся новые документы - обязательные для исполнения планы доходов и затрат,
все виды фактических затрат предприятия перед их исполнением сверяются с бюджетом.
Компьютерная часть обеспечения включает
персональные компьютеры,
универсальную программную среду (при решении этих задач хорошо зарекомендовала себя система Excel),
специализированный
В качестве примеров специализированных программных комплексов можно привести R/3 (фирма SAAP), <Галактика> (фирма <Галактика>), (фирма ) и др. Большинство из этих комплексов позиционируются их разработчиками как универсальный инструмент, пригодный для применения на любом предприятии.
Однако опыт внедрения
подобных систем показал, что в каждом
случае необходима индивидуальная настройка
системы на каждое конкретное предприятие.
Эта настройка сводится к учету
специфики предприятия в
Информация о работе Структура финансовой системы в Российской Федерации