Структура финансовой системы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:30, реферат

Описание работы

Финансы - инструмент рыночной экономики. Они являются ее неотъемлемой частью, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Финансы поддерживают определенные пропорции между производством и его потреблением.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 64.74 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации  Департамент научно-технологической  политики и образования

Федеральное государственное  образовательное учреждение Высшего  профессионального образования

Волгоградский государственный  аграрный университет

 

 

Кафедра: Экономического анализа  и финансов.

Дисциплина: Финансы.

 

 

Контрольная работа

Вариант №4

 

 

 

Выполнил: студент гр. ЗСБэ-23

Пескова Татьяна Александровна

Проверила: Ляпкосова В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012г.

  1. Структура финансовой системы в Российской Федерации.

 

Финансы - инструмент рыночной экономики. Они являются ее неотъемлемой частью, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Финансы поддерживают определенные пропорции между производством  и его потреблением.

Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство. Объектом государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения в  результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы выступают  материальными носителями финансовых отношений. Они выступают объектом реального денежного оборота, являются источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Таким образом, финансовые ресурсы  государства - это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство. Финансовые ресурсы являются результатом  взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане  финансовые системы достаточно типичны  и зависят от уровня развития экономики, государства. Структура финансовой системы - это совокупность её элементов  и связей между ними. Каждая сфера  финансовых отношений характеризуется  особенностями в формировании и  использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Общегосударственные финансы обеспечивают потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне, финансы хозяйствующих  субъектов используются для обеспечения  воспроизводственного процесса денежными  средствами на микроуровне. Общегосударственные  централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения  и перераспределения национального  дохода, созданного в отраслях материального  производства.

В литературе финансовая система, структура  ее правовых институтов определяется авторами по-разному. Финансовая система  РФ может быть представлена совокупностью  трех основных звеньев:

1. Государственные  финансы, которые объединяют: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, денежные средства Банка России, денежные средства государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями. Он выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. Основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

¦ удержать экономику от спада производства;

¦ обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических  реформ. Только в условиях устойчивого  и хорошо функционирующего денежного  обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма;

¦ стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

¦ сократить непроизводительные расходы  бюджета на государственные дотации  отдельным отраслям сферы материального  производства;

¦ укрепить доходную базу бюджета  за счет совершенствования налогообложения  и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

¦ создать систему действенного финансового контроля за эффективным  и целенаправленным использованием государственных расходов;

¦ усилить контроль за величиной государственного долга.

2. Местные финансы охватывают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граждан.

3. Частные финансы -- это денежные средства юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственности, и денежные средства физических лиц.

В.П.Литовченко рассматривает структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные.

Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные  социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование. Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.

Децентрализованные финансы включают в себя финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий  в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные  акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального  производства (далее через налогообложение формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды). С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита. Финансы предприятий связаны также с кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков. Для решения своих финансово-экономических проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих субъектов (предприятий, страховых компаний и т.д.). Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.

Роль, которую государство выполняет  в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.

Федеральный, региональные и местные бюджеты являются основной составляющей общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фондаденежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.

Государственные внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Государственных внебюджетные фонды РФ:

¦ пенсионный фонд РФ (выплата трудовых пенсий и социальных пенсий и пособий; выплата пенсий военнослужащим и  других государственных пенсий (МВД, ФСБ); содержание аппарата Пенсионного  Фонда; расходы по доставке пенсий; выплата пособий на погребение);

¦ фонд социального страхования  РФ - это часть государственной  системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования  работающих граждан от возможного изменения  материального и социального  положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам;

¦ фонд обязательного медицинского страхования, который является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам. Программы включают «гарантируемый» объем и условия  оказания медицинской и лекарственной  помощи гражданам.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком - государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.

Различают государственный внутренний долг и внешний долг. Государственный  внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед  юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внешний долг - полученные из различных источников внешние заимствования.

Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков при наступлении страховых случаев. Страхование, с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой - взаимодействует с каждым составляющим финансовой системы: бюджетами всех уровней бюджетной системы; финансами предприятий; организациями кредитно-банковской системы. Денежным обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие организационные формы страхового фонда:

¦ централизованный страховой фонд образуется за счёт общегосударственных ресурсов, предназначен для возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы. Централизованный страховой фонд имеет натуральную форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются.

¦ фонд самострахования (резервный  фонд, или фонд риска) формируется  у хозяйствующих субъектов, размеры  его не регламентированы законодательством. Создаётся в целях обеспечения  деятельности предприятия в случае возникновения неблагоприятной  ситуации, используется для покрытия убытков, погашения облигаций и  выпуска акций при отсутствии других средств, для приобретения основных средств производства.

¦ страховой фонд страховщика создаётся  большим кругом участников (предприятия, граждане) и осуществляется в децентрализованном порядке. Страховой фонд по своему использованию  имеет целевой характер, позволяет  раскладывать убытки при страховых  случаях на всех его участников за счёт перераспределения средств страхового фонда. Отношения страхования возникают между двумя сторонами: страховщиком и страхователем.

Финансы кредитно-банковской системы служат основным источником удовлетворения огромного спроса субъектов хозяйствования на дополнительные денежные ресурсы. Зачастую даже при очень высоком уровне самофинансирования для успешного ведения предпринимательской деятельности собственных средств недостаточно. Кредитные средства или финансы кредитно-банковской системы обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность.

Финансы коммерческих предприятий как звено финансовой системы страны формирут преобладающую часть финансовых ресурсов и являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают воспроизводство и распределение ВВП. От состояния финансов коммерческих предприятий зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный кредит, банковский кредит, фонды страхования.

Информация о работе Структура финансовой системы в Российской Федерации