Страхование и его роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть страхование и его роль в развитии экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть природу страхования;
исследовать общую классификацию страхования;
дать характеристику основным видам страхования;
охарактеризовать современное состояние страхового рынка в России;
охарактеризовать страхования в России в период экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ФИНАЛ.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

       К наиболее серьезным проблемам страхового рынка относится также введение обязательных видов страхования  под патронажем некоторых министерств  и ведомств. Как правило, страхователи не получают никакой страховой защиты, а министерства или уполномоченные коммерческие организации аккумулируют средства практически на безвозмездной основе, а затем расходуют их далеко не всегда в интересах страхователей. В результате обязательное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу отдельных министерств и ведомств.

       Во  многих случаях обязательное страхование  представляет собой дополнительные поборы с граждан, зачастую даже не предполагающих о том, что их "застраховали". В большинстве случаев такое страхование соответствует не интересам государства, а интересам отдельных страховых компаний, сумевших решить в свою пользу проведение такого страхования. К примеру, пользуясь правовой безграмотностью населения, организации Росгосстраха, угрожая судом, до настоящего времени проводят так называемое «обязательное государственное страхование имущества граждан». Мало того, что договор страхования заключается с нарушением действующего законодательства (гражданским кодексом России предусмотрена обязательность письменной формы договора с указанием определенных обязательных атрибутов без указания которых договор страхования считается недействительным), но и само страхование противоречит действующему Гражданскому кодексу, который определяет государственное страхование как страхование за счет государства, а не за счет граждан. Используя магические слова «обязательное государственное страхование» организации Росгосстраха, давно уже не представляющие интересы государства пытаются поправить свое финансовое положение. Отдельного рассмотрения заслуживает проблема налогообложения операций, связанных со страхованием.

       Специалисты в области страхования неоднократно отмечали, что ряд положений российского  налогового законодательства создает препятствия развитию страхования в нашей стране. При этом именно реформирование налогообложения страхователей потребителей страховых услуг, на мой взгляд, является вопросом первостепенной важности. Существование страхового рынка  зависит, прежде всего, от наличия потребности предприятий и населения в страховании и их способности оплачивать страховые услуги. В настоящее время налогообложение потенциальных клиентов страховых компаний настолько нерационально, что большая их часть теряет всякий интерес к заключению договора. Прежде всего, целесообразно было бы отменить ограничение на включение в себестоимость затрат юридических лиц на страхование.

       В настоящее время на себестоимость  могут быть отнесены расходы на страхование, не превышающие в сумме 1% от объема реализации продукции и услуг предприятия. Опыт показывает, что этого явно недостаточно. Если затраты на страхование принципиально признаны производственными затратами и включаются в себестоимость (хотя бы и в ограниченном размере), надо сделать следующий шаг и снять этот лимит. Кроме того, перечень видов страхования, взносы по которым включаются в себестоимость, можно несколько расширить. В частности, в него должны быть включены страхование гражданской ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда без каких-либо ограничений, а также страхование экспортных кредитов. Внедрение некоторых послаблений в вопросах налогообложения страховых операций, естественно, приведет к некоторому уменьшению поступлений в бюджет. Однако эти суммы, по моему мнению, не смогут сравниться с той выгодой, которую получит государство посредством экономии средств на всевозможных компенсирующих выплатах, так как гражданам будет выгодно за счет своих средств обеспечивать свою страховую защиту, и, в случае необходимости, компенсировать свои убытки не за счет государства, а за счет средств страховых компаний, как это делается во всем цивилизованном мире.

       Особого внимания требует проблема развития долгосрочного страхования жизни  в Российской Федерации, так как  оно успешно решает вопросы социального обеспечения. Пенсионное страхование позволяет получить дополнительную к государственной пенсию, причем не только пенсию по старости, но и пенсию по инвалидности; снижает нагрузку на расходную часть бюджета, поскольку снижает затраты государства на социальное обеспечение граждан, а государство сосредотачивается на защите наименее обеспеченных слоев населения, в отличие от государственных и негосударственных пенсионных фондов обеспечивает страховую защиту в случае смерти застрахованного; позволяет выплачивать пенсию не только от суммы собранных страховых взносов, но также учитывать и инвестиционный доход.

       Страхование ренты обеспечивает застрахованным дополнительный доход, не зависящий  от выплат из бюджета. Страхование жизни позволяет накопить определенную сумму денежных средств, а также защищает финансовые интересы семьи застрахованного на случай его смерти. Следует отметить, что для развития долгосрочного страхования жизни необходима серьезная государственная поддержка. На деле наше законодательство сдерживает развитие страхования жизни (речь здесь идет о реальном долгосрочном страховании жизни, а не о разного рода способах ухода от налогов при помощи псевдостраховых схем). И Налоговый кодекс, и действующий сейчас Закон "О подоходном налоге" предусматривают включение в налогооблагаемую базу физического лица взносов работодателя по страхованию жизни. То есть налог должен быть уплачен уже сегодня, несмотря на то, что реальную выгоду работник получит через много лет. Понятно, что это сделано с целью пресечь попытки ухода от налогообложения с помощью страхования. Но как раз по "зарплатному" страхованию это бьет в последнюю очередь, так как оставляет возможность для использования следующей схемы: взносы предприятие перечисляет по имущественному страхованию, а выплаты работники получают по страхованию жизни.

       При этом не требуется, чтобы предприятие  вносило большие суммы по страхованию  жизни, так как этот договор всего  лишь прикрытие, создающее видимость  законности такой операции. Реально же страдает в первую очередь честное долгосрочное страхование, которое должно быть аккумулятором и поставщиком на рынок долгосрочных и дешевых инвестиционных ресурсов. Представляется, что предел суммы взносов предприятий по пенсионному страхованию своих работников, на которые не начисляются взносы в Пенсионный Фонд РФ, равный сейчас 24 минимальным зарплатам в год, надо снять. Ведь чтобы накопить сколько-нибудь значимую пенсию, этой суммы явно недостаточно. Проблема становится еще более актуальной в условиях очевидного несоответствия размера государственной пенсии  реальной стоимости жизни. Осуществляя пенсионное страхование, страховщики фактически претворяют в жизнь принцип персонифицированного пенсионного обеспечения в максимальной степени. Отменив лимит, государство лишится части взносов в ПФ РФ, но одновременно и "передаст" страховщикам соответствующую часть своих обязательств по выплате пенсий. Среди проблем российского страхового рынка можно выделить также значительные региональные диспропорции и неразвитость его инфраструктуры: страховых брокеров и агентов, оценщиков, экспертов, актуариев, система подготовки страховых кадров. Страховые компании-лидеры сосредоточены в ведущих финансово-промышленных центрах. Только в Москве сосредоточено 25% всех реально функционирующих страховых компаний, на долю которых приходится 45% всей совокупной страховой премии. Страховыми компаниями Москвы за прошедший год собрано только по добровольным видам страхования около 19млрд. руб.

       Сущность  экономической категории страхового рынка заключается в специфических функциях по удовлетворению индивидуальных и общественных интересов, реализуемых через особый тип экономических отношений (страховых отношений), в форме характерного продукта (страховой услуги), предоставляемого специализированными страховыми организациями на коммерческий основе в условиях рыночной среды.

       Снижая  угрозу капитальным ресурсам, связанную  с утратой любых материальных ценностей в процессе производства продукции, работ или услуг, а  также решая проблему защиты трудовых ресурсов общества, угроза которым выражается, главным образом, в виде нанесения ущерба жизни, здоровью и трудоспособности человека, страховой рынок выступает как элемент рыночной инфраструктуры, реализующий важные функции обеспечения реализации экономических интересов субъектов рыночной экономики путем стабилизации процесса общественного производства, формированием необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды. Как элемент инфраструктуры, страховой рынок находится в органичной взаимосвязи с другими институтами (фондовый рынок, банковская система), обслуживающими рынок и выполняющими определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

       В то же время уникальность страхового рынка заключается в том, что он является многофункциональным и способен выполнять, как функцию страховой защиты имущественных интересов предприятий и граждан, так и решать многие макроэкономические задачи государства. К примеру, страховой рынок снижает нагрузку на расходную часть бюджета, возмещая ущерб, нанесенный государству, предприятиям, гражданам вследствие природных и техногенных катастроф и происшествий и освобождая от этих платежей государство, соответственно, уменьшая дефицит государственного бюджета и создавая возможности для направления освободившихся финансовых ресурсов на социальные и иные важнейшие государственные программы. Содействует социально-экономической стабильности в обществе, являясь неотъемлемым элементом системы социальной защиты населения за счет реализации социально важных видов страхования, таких как дополнительное пенсионное страхование, долгосрочное страхование жизни, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и ряда других.

       Особое  значение имеет инвестиционный потенциал страхования. Страховой бизнес является как объектом инвестиций, так и их источником. Повсюду в мире страховые компании располагают немалыми финансовыми, организационными и интеллектуальными возможностями. Инвестиции страховых компаний оказывают стабилизирующее влияние на экономику и фондовый рынок, являются одним из факторов экономического роста. Фактически под инвестициями страховщиков нужно понимать, только, размещение ими своих резервов, созданных для обеспечения предстоящих выплат, иметь самостоятельный непрофильный бизнес страховым компаниям запрещается. Но даже в данном аспекте о масштабах инвестиционного потенциала страховщиков можно судить по совокупному размеру резервов 150 крупнейших компаний, который составлял порядка 1.2 млрд. долл. на начало 2010 г. 
 
 
 
 

      3.2 Влияние страхования на инвестиционную  деятельность в России на современном этапе

   

       

       Кроме прибыли от страховых операций страховщик может получать прибыль от инвестиций, прибыль от снижения финансовой убыточности  и прибыль от экономии управленческих расходов . Прибыль от инвестиций - это прибыль, получаемая страховым обществом от участия в деятельности нестрахового характера. Основным источником получения прибыли для страховых организаций служит инвестиционная деятельность. Инвестирование -это диверсификация страхового дела, которая выражается в расширении сферы деятельности страховщика вне традиционных рамок, в прямом или косвенном участии в предприятиях различных отраслей экономики, т.е . вложение средств страховщика в производственную сферу с целью получения прибыли . Предпосылкой осуществления инвестиционной деятельности выступает способность аккумулировать значительные финансовые ресурсы . Инвестиционными ресурсами являются уставный фонд, гарантийный резерв, страховые резервы, доходы от страховой и других видов деятельности . Договоры по видам страхования иным, чем страхование жизни, заключаются преимущественно на один год . Следовательно, технические резервы необходимо рассматривать как финансовые ресурсы для краткосрочного инвестирования .

       Инвестиции  в акции у разных страховых  компаний крайне разнородны по составу, качеству и уровню диверсификации. У некоторых компаний (большинство  из них имеют высокий рейтинг  надежности) портфель акций состоит  исключительно из "голубых фишек", причем инвестиции хорошо диверсифицированы по объектам вложений, а у некоторых - некотируемые акции одного-двух непрозрачных предприятий. Похожая ситуация отмечается и с облигациями, и другими долговыми инструментами. Вложения в банковские инструменты у большинства страховщиков более диверсифицированы.

Появление "вынужденных" инвестиций связано  со спецификой взаимоотношений с  крупнейшими клиентами и/или собственниками страховых компаний (часто это  структуры одной и той же финансовой группы). Безусловно, подобные инвестиции не являются "подарком", вложения в долговые обязательства клиентов или дружественные банки, конечно, сопровождаются анализом их финансового состояния, но часто этот анализ оказывается достаточно поверхностным, а доходность по подобным вложениям - существенно ниже рыночной. Потери в прибыльности инвестиций обычно компенсируются дополнительными поступлениями страховых премий, в частности, работа с банковскими инструментами может сопровождаться страхованием залогов при осуществлении кредитных операций, страхованием самого банка и его сотрудников, клиентов и партнеров банка, предложением совместных продуктов.

       Цель  вложения средств в аффилированные структуры также в большинстве  случаев отличается от задачи получения  непосредственно инвестиционного дохода. Часто при помощи подобных инвестиций "раздувается" уставный капитал страховой компании: юридические лица, являющиеся ее собственниками, оплачивают уставный капитал своими собственными акциями или другими ценными бумагами аффилированных структур. Очевидно, что подобные бумаги неликвидны и не приносят инвестиционного дохода (либо он минимален). Фактически подобные вложения являются инвестициями лишь на бумаге и не имеют под собой реальной экономической составляющей.

Сложнее ситуация с инвестициями страховых компаний, являющихся составной частью крупных финансово-промышленных групп. Для подобных компаний характерно регламентирование инвестиционной политики со стороны головной организации (являющейся при этом во многих случаях и основным клиентом), в результате, естественно, большая часть инвестиций таких страховщиков приходится на компании, входящие в холдинг. Работа с финансовыми инструментами аффилированных структур позволяет страховым компаниям экономить на трансакционных издержках заключения сделок и, в особенности, мониторинга надежности контрагента. Хотя подобные инвестиции и нельзя считать рыночными, во многих случаях их надежность (особенно для крупнейших страховщиков) достаточно высока. Тем не менее, с чрезмерным "увлечением" инвестиционными вложениями в аффилированные структуры для страховых компаний связан риск финансовой устойчивости из-за возникающей высокой зависимости платежеспособности страховщика от одного объекта инвестирования. По оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", доля подобных инвестиций в общей структуре инвестиционных вложений российских страховщиков выше оптимальной с точки зрения экономической эффективности.

Информация о работе Страхование и его роль в развитии экономики