Сравнительная характеристика финансовых систем России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности, структуры, основных принципов построения финансовых систем государства и особенностей современного развития развитых стран. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
раскрыть бюджет как основное звено финансовой системы;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;
рассмотрение финансовых систем на примере Великобритании, Германии, США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства .............................................................5
1.1. Понятие финансовой системы и основные её составляющие…………5
1.2. Бюджетная система как основное звено финансовой системы..……..13
1.3. Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике…………………………………………………………………………...18
Глава 2. Особенности развития финансовых систем на примерах
Европейских стран и США ……………………………………………24
2.1. Процесс "финансизации" экономики как основная особенность
развития финансовых систем развитых стран ………………………...24
2.2. Особенности развития финансовой системы Великобритании……...27
2.3. Особенности развития финансовой системы Германии……………...32
2.4. Особенности развития финансовой системы США ………………….39
2.5. Направления развития финансовых систем РФ, Великобритании…..47
Глава 3. Сравнительная характеристика финансовых систем России и США ………………………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам 2семестр.doc

— 588.50 Кб (Скачать)
Таблица 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 1980-2003, МЛРД. ДОЛЛ.1
Доходы  1980 1990 2003
Всего доходов 517,1 1032,0 1836,2
Подоходные  налоги с физических лиц 244,1 466,9 849,1
Налоги  на доход корпораций 64,6 93,5 143,2
Социальное  страхование 157,8 380,0 726,6
Акцизы 24,3 35,3 68,4
1 При составлении таблицы использовались российские эквиваленты бюджетных и налоговых терминов.  
Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2004. P. 325.
 
 
 
Таблица 8. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ,ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2004
Статьи  доходов млрд. руб. Статьи расходов млрд. руб.
Налоговые доходы, 2 071,385 Обслуживание  государственного долга 287,570
из  них:
налоги  на прибыль 164,587 Финансовая  помощь другим бюджетам бюджетной системы 813,970
налоги  на товары и услуги (НДС, акцизы 1 088,390 Национальная  оборона и вооружение 430,185
платежи за пользование природными ресурсами 279,381 Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ 203,854
налоги  на внешнюю торговлю 532,538 Социальная  политика 161,194
прочие  налоги 6,489 Суды, правоохранительная деятельность 343,828
ГО  и ЧС2, окружающая среда 38,651
Организация народного хозяйства 149,000
Функционирование органов власти и международная деятельность 122,052
Целевые фонды1 14,061
Неналоговые доходы 219,194 Пополнение  государственных запасов 20,269
Доходы  целевых бюджетных  фондов1 14,061 Дорожное хозяйство 79,133
Единый  социальный налог 438,210 Прочие расходы –4,320
Всего доходов 2 742,850 Всего 2 659,447
1 К целевым бюджетным фондам относится, например, фонд Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.  
2 ГО и ЧС – Гражданская оборона и борьба с чрезвычайными ситуациями.
 

    Краткая сравнительная характеристика бюджетных систем

    Бюджетные системы России и США в целом  имеют много общего. Федеративное устройство этих государств обусловливает  трехуровневую бюджетную систему. Бюджеты 2-ого и 3-его уровня имеют  относительную самостоятельность (хотя в США она все же больше). Взаимоотношения между бюджетами схожи – существует практика межбюджетных трансфертов сверху вниз, кроме того в РФ бюджеты субъектов-доноров могут перечислять часть своих доходов в бюджеты субъектов, не имеющих достаточно собственных доходов. Структура доходной и расходной части бюджетов обеих стран претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.

    Есть, однако, и существенные отличия в бюджетном устройстве этих стран. Например, для федерального бюджета США бюджетный год начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ – 1 января. Это означает и различия в организации бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ – 1 января.) Структура доходов бюджета США отличается тем, что в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (48%), в РФ его эквивалент – налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует экономическое состояние России не лучшим образом.

    Краткая сравнительная характеристика государственных  кредитов

    И для США, и для Российской Федерации  понятие государственного кредита в первую очередь означает внутреннюю задолженность государства перед населением; остальные функции государственного кредита для этих стран вторичны. И хотя в целом Соединенные Штаты Америки более экономически успешны (или, по крайней мере, так принято считать), но их государственный долг (в том числе внутренний) гораздо выше, чем долг РФ, а значит, для США в перспективе это возможная экономическая нестабильность и спад. Можно сказать, что форма выражения государственных долговых обязательств РФ более разнообразна по сравнению с США, но схемы проведения кредитных операций государства и обслуживания имеющихся кредитов более-менее схожи.  

    Краткая сравнительная характеристика банковских систем

    На  первый взгляд кажется, что банковские системы России и США настолько различаются, что сравнивать их не имеет смысла. Однако это первое впечатление ошибочно – если внимательно разобраться, то у кредитных систем этих стран много общего.

    Федеральная Резервная Система США построена  по принципу трехуровневости: первым (верхним) уровнем являются Федеральный консультационный совет, Совет управляющих и Федеральный комитет по открытому рынку, вторым – 12 федеральных резервных банков, третьим – множество коммерческих банков (см. рис.1, Приложение). В то же время банковская система РФ включает только два уровня – ЦБ РФ и коммерческие банки. Однако по функциям Центральный Банк России частично аккумулирует в себе  функции 1 и 2 уровней кредитной системы США. ЦБ осуществляет и контроль, и управление банковской деятельностью по всей стране, кроме того, он участвует в регулировании экономической жизни страны посредством эмиссии денежных средств, созданием и регулированием правовой базы в банковской сфере и т.п. Правда, Банк России выборочно занимается регулированием рынка ценных бумаг (не так, как ФКОР), не вся деятельность по ценным бумагам входит в сферу влияния ЦБ (подробнее о рынке ценных бумаг и его регулировании – в п.6).

    Самый нижний уровень банковских систем США  и России практически идентичен  и состоит из банков и небанковских кредитных организаций. Надо сказать, что как система банков и прочих кредитных организаций, так и вся банковская система в целом, в США гораздо более развита, чем в России. Связано это скорее всего с тем, что российская банковская сфера совсем «молода» по сравнению с американской – наиболее старым российским коммерческим банкам не более 20 лет.

    Краткая сравнительная характеристика страховых систем

    В США и в РФ страхование бывает как добровольным, так и обязательным. Медицинское страхование, обязательное для Российской Федерации, не является таковым в Соединенных Штатах. Однако граждане этой страны добровольно страхуют свое здоровье на разные случае – перечень предоставляемых в данном случае услуг крайне широк. Для обеих стран также является обязательным автомобильное страхование (в России было введено совсем недавно). Наибольшей популярностью у американцев пользуется страхование жизни (которое не  так распространено у нас), а также добровольное страхование имущество. В России за последние годы увеличился показатель добровольного страхования (в том числе – страхования жизни, см. Приложение, табл.1), однако в США цифра все равно неизмеримо больше. Это обусловлено не только менталитетами соответствующих народов, но и тем, что американский страховой рынок предоставляет гораздо более широкий ассортимент услуг.

    Краткая сравнительная характеристика фондовых рынков

    К сожалению, сравнение фондовых рынков США и РФ – не в пользу последней. Объясняется это, как и в случае с банковской системой, определенной «молодостью» данного сегмента финансово-кредитной системы страны. Регулирование фондового рынка в России гораздо хуже, чем в США, условия деятельности не настолько приспособлены. Фондовый рынок США прочно занимает лидирующие позиции по всем существенным для этого сегмента аспектам. Несмотря на то, что инфраструктура российского рынка ценных бумаг развивается неплохими темпами и уже включает в свой состав практически все необходимые компоненты, в целом фондовое звено отстает от общемировых показателей. В РФ недостаточна база по регулированию фондовое деятельности, и многие аспекты (например, ненаказуемость инсайдинга или возможность других нарушений) отталкивают от отечественного рынка ценных бумаг потенциальных инвесторов.

     Главные сходства и отличия финансово-кредитных  систем Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки я решила представить в виде таблицы (см. табл.9).

     Таблица 9. Основные сходства и отличия финансово-кредитных систем США и России.

Параметр США Россия
Иерархичность бюджетной системы + +
Самостоятельность бюджетов нижних уровней Практически полная Достаточно  полная
Налоговые доходы бюджета Все возможные  налоги, сборы, штрафы, пени федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени
Основные  бюджетообразующие налоги Прямые налоги Косвенные налоги
Неналоговые доходы Подарки и вклады, доходы от выплат за различные нарушения, компенсации ущерба и т.п., перечисления из др. бюджетов Доходы от использования  и продажи гос.имущества, от оказанных  платных услуг, штрафы и прочие денежные компенсации правовой ответственности, добровольные пожертвования, перечисления из бюджетов других уровней
Наиболее  крупные статьи расходов бюджета  за последние годы Образование

Наука

Здравоохранение

Социальное обеспечение

Социальные  расходы

Сокращение различий в соц.-эк. развитии регионов

Здравоохранение

Безопасность

Научный потенциал

Дефицит гос.бюджета + -
Начало  бюджетного года

   - федерального  бюджета

   - региональных  и местных бюджетов

 
01 октября

01 января

 
01 января

01 января

Иерархия  банковской системы 3 уровня 2 уровня
Управление  и контроль банковской деятельности Совет управляющих, ФКОР, Федеральный консультационный совет Центральный банк России
Высшая  власть в иерархии банковской системы Совет управляющих Председатель  ЦБ, Совет директоров ЦБ
Страхование: добровольное

                        обязательное

+

+

+

+

Наиболее  предпочитаемые страховые услуги жизни;

имущества;

автомобильное.

медицинское;

автомобильное.

Ассортимент страховых услуг Разнообразный Ограниченный
Инфраструктура  фондового рынка Крайне развитая Зарождающаяся
Контроль  сегмента фондовых сделок Высокий уровень Противоречивый, слабо подкрепленный правовой базой
Обращение капитала на фондовом рынке Половина всего  мирового оборота Незначительный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Финансовая  система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

     Финансовая  система развитых зарубежных стран  и финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; местные  финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы предприятий  различных форм собственности.

     Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

     Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит от формы государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: - государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства; - бюджеты членов федерации; - местные бюджеты.

     Управление  государственными финансами в экономически развитых государствах и в России регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета  и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др.

     Таким образом, можно сказать что:

  1. Доходы государственного бюджета формируются как за счет налоговых поступлений (с физических и юридических лиц), так и неналоговых доходов (от имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности, реализации государственных запасов, административных платежей и сборов, штрафных санкций и т.д.). Однако налоговые поступления с физических лиц во всех развитых странах являются основным источником пополнения государственного бюджета. В этом отношении Россия наряду с Францией составляют исключение, так как в этих странах доля налогов с населения в доходах бюджета меньше 20%. В других странах она составляет от 60 до 80%.
  2. Системы налогообложения практически во всех странах основаны на шкалах, носящих прогрессивный характер, т.е. ставка налога увеличивается с ростом дохода. Это позволяет перераспределить средства между бедными и богатыми, снизить степень социальной напряженности и обеспечить гарантированное поступление средств из наиболее вероятных источников.
  3. Система налогообложения в зарубежных странах носит ярко выраженный социальный характер, формирующийся на системе льгот для слоев населения с низкими доходами.
  4. Так как в России разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями значительно больше, чем в ведущих индустриальных странах, то в российских условиях безусловно должна быть сохранена прогрессивная шкала взимания налогов с населения.

Информация о работе Сравнительная характеристика финансовых систем России и США