Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:39, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности, структуры, основных принципов построения финансовых систем государства и особенностей современного развития развитых стран. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
раскрыть бюджет как основное звено финансовой системы;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;
рассмотрение финансовых систем на примере Великобритании, Германии, США.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства .............................................................5
1.1. Понятие финансовой системы и основные её составляющие…………5
1.2. Бюджетная система как основное звено финансовой системы..……..13
1.3. Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике…………………………………………………………………………...18
Глава 2. Особенности развития финансовых систем на примерах
Европейских стран и США ……………………………………………24
2.1. Процесс "финансизации" экономики как основная особенность
развития финансовых систем развитых стран ………………………...24
2.2. Особенности развития финансовой системы Великобритании……...27
2.3. Особенности развития финансовой системы Германии……………...32
2.4. Особенности развития финансовой системы США ………………….39
2.5. Направления развития финансовых систем РФ, Великобритании…..47
Глава 3. Сравнительная характеристика финансовых систем России и США ………………………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………
Таблица 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 1980-2003, МЛРД. ДОЛЛ.1 | |||
Доходы | 1980 | 1990 | 2003 |
Всего доходов | 517,1 | 1032,0 | 1836,2 |
Подоходные налоги с физических лиц | 244,1 | 466,9 | 849,1 |
Налоги на доход корпораций | 64,6 | 93,5 | 143,2 |
Социальное страхование | 157,8 | 380,0 | 726,6 |
Акцизы | 24,3 | 35,3 | 68,4 |
1
При составлении таблицы использовались
российские эквиваленты бюджетных и налоговых
терминов. Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2004. P. 325. |
Таблица 8. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ,ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2004 | |||
Статьи доходов | млрд. руб. | Статьи расходов | млрд. руб. |
Налоговые доходы, | 2 071,385 | Обслуживание государственного долга | 287,570 |
из них: | |||
налоги на прибыль | 164,587 | Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы | 813,970 |
налоги на товары и услуги (НДС, акцизы | 1 088,390 | Национальная оборона и вооружение | 430,185 |
платежи за пользование природными ресурсами | 279,381 | Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ | 203,854 |
налоги на внешнюю торговлю | 532,538 | Социальная политика | 161,194 |
прочие налоги | 6,489 | Суды, правоохранительная деятельность | 343,828 |
ГО и ЧС2, окружающая среда | 38,651 | ||
Организация народного хозяйства | 149,000 | ||
Функционирование органов власти и международная деятельность | 122,052 | ||
Целевые фонды1 | 14,061 | ||
Неналоговые доходы | 219,194 | Пополнение государственных запасов | 20,269 |
Доходы целевых бюджетных фондов1 | 14,061 | Дорожное хозяйство | 79,133 |
Единый социальный налог | 438,210 | Прочие расходы | –4,320 |
Всего доходов | 2 742,850 | Всего | 2 659,447 |
1
К целевым бюджетным фондам относится,
например, фонд Министерства промышленности
и энергетики Российской Федерации. 2 ГО и ЧС – Гражданская оборона и борьба с чрезвычайными ситуациями. |
Краткая сравнительная характеристика бюджетных систем
Бюджетные
системы России и США в целом
имеют много общего. Федеративное
устройство этих государств обусловливает
трехуровневую бюджетную
Есть, однако, и существенные отличия в бюджетном устройстве этих стран. Например, для федерального бюджета США бюджетный год начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ – 1 января. Это означает и различия в организации бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ – 1 января.) Структура доходов бюджета США отличается тем, что в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (48%), в РФ его эквивалент – налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует экономическое состояние России не лучшим образом.
Краткая сравнительная характеристика государственных кредитов
И для США, и для Российской Федерации понятие государственного кредита в первую очередь означает внутреннюю задолженность государства перед населением; остальные функции государственного кредита для этих стран вторичны. И хотя в целом Соединенные Штаты Америки более экономически успешны (или, по крайней мере, так принято считать), но их государственный долг (в том числе внутренний) гораздо выше, чем долг РФ, а значит, для США в перспективе это возможная экономическая нестабильность и спад. Можно сказать, что форма выражения государственных долговых обязательств РФ более разнообразна по сравнению с США, но схемы проведения кредитных операций государства и обслуживания имеющихся кредитов более-менее схожи.
Краткая сравнительная характеристика банковских систем
На первый взгляд кажется, что банковские системы России и США настолько различаются, что сравнивать их не имеет смысла. Однако это первое впечатление ошибочно – если внимательно разобраться, то у кредитных систем этих стран много общего.
Федеральная
Резервная Система США
Самый нижний уровень банковских систем США и России практически идентичен и состоит из банков и небанковских кредитных организаций. Надо сказать, что как система банков и прочих кредитных организаций, так и вся банковская система в целом, в США гораздо более развита, чем в России. Связано это скорее всего с тем, что российская банковская сфера совсем «молода» по сравнению с американской – наиболее старым российским коммерческим банкам не более 20 лет.
Краткая сравнительная характеристика страховых систем
В США и в РФ страхование бывает как добровольным, так и обязательным. Медицинское страхование, обязательное для Российской Федерации, не является таковым в Соединенных Штатах. Однако граждане этой страны добровольно страхуют свое здоровье на разные случае – перечень предоставляемых в данном случае услуг крайне широк. Для обеих стран также является обязательным автомобильное страхование (в России было введено совсем недавно). Наибольшей популярностью у американцев пользуется страхование жизни (которое не так распространено у нас), а также добровольное страхование имущество. В России за последние годы увеличился показатель добровольного страхования (в том числе – страхования жизни, см. Приложение, табл.1), однако в США цифра все равно неизмеримо больше. Это обусловлено не только менталитетами соответствующих народов, но и тем, что американский страховой рынок предоставляет гораздо более широкий ассортимент услуг.
Краткая сравнительная характеристика фондовых рынков
К сожалению, сравнение фондовых рынков США и РФ – не в пользу последней. Объясняется это, как и в случае с банковской системой, определенной «молодостью» данного сегмента финансово-кредитной системы страны. Регулирование фондового рынка в России гораздо хуже, чем в США, условия деятельности не настолько приспособлены. Фондовый рынок США прочно занимает лидирующие позиции по всем существенным для этого сегмента аспектам. Несмотря на то, что инфраструктура российского рынка ценных бумаг развивается неплохими темпами и уже включает в свой состав практически все необходимые компоненты, в целом фондовое звено отстает от общемировых показателей. В РФ недостаточна база по регулированию фондовое деятельности, и многие аспекты (например, ненаказуемость инсайдинга или возможность других нарушений) отталкивают от отечественного рынка ценных бумаг потенциальных инвесторов.
Главные сходства и отличия финансово-кредитных систем Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки я решила представить в виде таблицы (см. табл.9).
Таблица 9. Основные сходства и отличия финансово-кредитных систем США и России.
Параметр | США | Россия |
Иерархичность бюджетной системы | + | + |
Самостоятельность бюджетов нижних уровней | Практически полная | Достаточно полная |
Налоговые доходы бюджета | Все возможные налоги, сборы, штрафы, пени | федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени |
Основные бюджетообразующие налоги | Прямые налоги | Косвенные налоги |
Неналоговые доходы | Подарки и вклады, доходы от выплат за различные нарушения, компенсации ущерба и т.п., перечисления из др. бюджетов | Доходы от использования и продажи гос.имущества, от оказанных платных услуг, штрафы и прочие денежные компенсации правовой ответственности, добровольные пожертвования, перечисления из бюджетов других уровней |
Наиболее крупные статьи расходов бюджета за последние годы | Образование
Наука Здравоохранение Социальное обеспечение |
Социальные
расходы
Сокращение различий в соц.-эк. развитии регионов Здравоохранение Безопасность Научный потенциал |
Дефицит гос.бюджета | + | - |
Начало
бюджетного года
- федерального бюджета - региональных и местных бюджетов |
01 октября 01 января |
01 января 01 января |
Иерархия банковской системы | 3 уровня | 2 уровня |
Управление и контроль банковской деятельности | Совет управляющих, ФКОР, Федеральный консультационный совет | Центральный банк России |
Высшая власть в иерархии банковской системы | Совет управляющих | Председатель ЦБ, Совет директоров ЦБ |
Страхование:
добровольное
обязательное |
+
+ |
+
+ |
Наиболее предпочитаемые страховые услуги | жизни;
имущества; автомобильное. |
медицинское;
автомобильное. |
Ассортимент страховых услуг | Разнообразный | Ограниченный |
Инфраструктура фондового рынка | Крайне развитая | Зарождающаяся |
Контроль сегмента фондовых сделок | Высокий уровень | Противоречивый, слабо подкрепленный правовой базой |
Обращение капитала на фондовом рынке | Половина всего мирового оборота | Незначительный |
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
Финансовая система развитых зарубежных стран и финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы предприятий различных форм собственности.
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: - государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства; - бюджеты членов федерации; - местные бюджеты.
Управление государственными финансами в экономически развитых государствах и в России регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др.
Таким образом, можно сказать что:
Информация о работе Сравнительная характеристика финансовых систем России и США