Сравнительная характеристика финансовых систем России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности, структуры, основных принципов построения финансовых систем государства и особенностей современного развития развитых стран. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
раскрыть бюджет как основное звено финансовой системы;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;
рассмотрение финансовых систем на примере Великобритании, Германии, США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства .............................................................5
1.1. Понятие финансовой системы и основные её составляющие…………5
1.2. Бюджетная система как основное звено финансовой системы..……..13
1.3. Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике…………………………………………………………………………...18
Глава 2. Особенности развития финансовых систем на примерах
Европейских стран и США ……………………………………………24
2.1. Процесс "финансизации" экономики как основная особенность
развития финансовых систем развитых стран ………………………...24
2.2. Особенности развития финансовой системы Великобритании……...27
2.3. Особенности развития финансовой системы Германии……………...32
2.4. Особенности развития финансовой системы США ………………….39
2.5. Направления развития финансовых систем РФ, Великобритании…..47
Глава 3. Сравнительная характеристика финансовых систем России и США ………………………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам 2семестр.doc

— 588.50 Кб (Скачать)

     Японцы, напротив, традиционно склонны к  сбережениям, и государство предпринимает  сейчас усилия для увеличения доли потребления. Весной 1998 года правительство Японии обнародовало один из элементов плана санации банковской системы (Big Bang plan), который нацелен на переориентацию потоков сбережений на фондовый рынок. С декабря 1998 года как япон-

ские, так  и зарубежные трастовые фонды  получили возможность инвестировать привлеченные в Японии средства на зарубежных рынках. Сейчас большинство японцев (в силу недоверия к финансовой системе) хранит деньги на пенсионных государственных счетах под 0,25%. На этом фоне услуги зарубежных фондов с мировым именем вполне могут пользоваться спросом, по крайней мере у молодого поколения. В Японии сосредоточено 40% мировых сбережений (около 9 трлн. долл.).

     Резкое  увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих относительно небольшие  суммы в акции корпораций. Сегодня достаточно иметь обычный компьютер и выход в Интернет, чтобы самому активно участвовать в биржевой игре в режиме электронных торгов. Этим все шире пользуется население, особенно в США. Не имея профессиональных знаний, частные инвесторы черпают информацию из СМИ и сообщений консалтинговых фирм. Поэтому они подвержены крайним эйфорическим или паническим настроениям, что делает рынок еще более неустойчивым. 

    2.2  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

    Финансовая  система Великобритании включает в себя 4 традиционных звена: государственный бюджет, местные бюджеты,  специальные внебюджетные фонды, финансовые государственных предприятий. 

    Государственный бюджет страны состоит из двух частей:

    консолидированного  фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование;

    национального  фонда займов, куда входят доходы и  расходы государства,  связанные  с движением капитала.

    Основная  часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который  формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.

    Расходы консолидированного фонда  можно  подразделить по функциональному назначению (табл. 2).

                                                                                                                   Таблица 2.

    Расходы консолидированного фонда государственного бюджета Великобритании

Расходы 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Всего 208 234 261 272 284 295 307 306 313 324
Социальная защита 66 80 92 99 102 107 110 112 113 118
Здравоохранение 27 31 35 37 39 41 43 44 47 50
Оборона 22 24 23 23 22 21 21 21 23 23
Экономические услуги 18 14 14 15 17 17 16 13 13 14
Общегосударственные услуги     6     7     8     9 10 11 11 11 12 13
Охрана правопорядка     6     7     8     8     9     9     9 10 10 11
Коммунальные услуги     5     7     7     7     5     5     6     7     6     7
Образование     5     5     9     9 11 11 11 13 12 12
Другие 53 59 65 65 69 73 80 75 87 76

    Приобретённой сферой расходов государственного бюджета Великобритании   в последнем десятилетии XX в. является социальная защита населения. В 1999 г. эта статья заняла 36% всех расходов бюджета. Особенностью Британии также является увеличение к концу десятилетия удельного веса расходов на образования (с 2 % в 1990 до почти 4% в 1999г.).

    Доходная  часть национального фонда займов формируется за счёт процентов, поступающих от корпораций  и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Расходная часть включает затраты на обслуживание государственного долга и некоторые другие.

    Доходы  двух фондов  в 1999 г. составили 328278 млн.ф.ст. и превысили сумму их расходов на 295 млн ф.ст.,  что и составило  профицит государственного бюджета. Бюджет 2000г. был исполнен  с самым большим  в истории страны профицитом  - 2,7% ВВП. Причиной профицита стало снижение затрат на пособия по безработице  благодаря сокращению числа безработных  (4,3% в 1999г. до3,7 в 2000г.). Кроме того, в апреле 2000г. правительство провело среди телекоммуникационных компании аукцион на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения,  позволяющих владельцам мобильных телефонов получать видео-  и интернет- услуги. Получение от продажи лицензий средства превысили планируемые в бюджет поступления в 7 раз и достигли 22,5 млрд. ф.ст., что более 2%  ВВП страны. Профицит бюджета дал возможность пересмотреть  некоторые государственные программы 2001г. Изменения в основном коснулись налоговой системы, а также увеличения расходов на образование. Бюджетный год,  в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.

    Местные органы власти в трёх частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии – имеют различную структуру. В Англии двухступенчатая система местных органов власти, включающие графства  и округа сельской местности и городах.  В 1992г. в Уэльсе и Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.

    После Второй мировой войны в компетенцию  органов местного самоуправления входило  финансирование социальных услуг, транспорта, образование, жилищно-коммунальнлого  хозяйства. Позже их полномочия  были значительно сужены. Местные органы власти утратили право на строительство и приобретение жилья, приватизацию местного транспорта и коммунальных сетей, из-под их контроля выведены некоторые типы образовательных учреждений,  расходные обязательства муниципалитетов существенно сократились. В настоящее время из местных бюджетов финансируется всего 36% всех государственных расходов.

    Структура расходов местных органов власти следующая, %:

    - социальная защита – 32

    - образование – 28

    - охрана правопорядка – 12

    - коммунальные услуги – 5

    - транспорт и коммуникации – 4

    - другие – 19.

    Система межбюджетного  выравнивания Великобритании достаточно сложная и разная во всех составных  частях страны. В тог  же время финансовая помощь основана на принципах, единых для всей страны. Существует два основных вида финансовой поддержки – блок-гранды (которые в Англии и Уэльсе называются грантами для увеличения доходов) и гранты на специальные цели. Гранты для увеличения бюджетных доходов выделяются ежегодно. Перед определением суммы финансовой помощи центральное правительство исходя из проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объект финансовой поддержки определяется как разница между суммой расходов бюджета муниципального пользования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закреплённых за ним доходных источников. Если центральное правительство видит приоритетным финансирование какой-либо конкретной статьи местного бюджета, то средства выделяются в рамках гранта, т.е. они могут быть потрачены только на оговоренные цели.

    Третьим звеном финансовой системы являются специальные фонды. Их более 80. ведущее место занимает фонд национального страхования. Он создается за счёт взносов населения, государственных предприятий  и дотаций правительства. Аккумулированные  средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни.

    Кроме фонда национального страхования, в финансовую систему Великобритании входят пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Эти фонды создаются за счёт средств и дотаций предприятий и осуществляют расходы в соответствии со своим функциональным назначением.

    Государственные предприятия  Великобритании делятся на 3 вида: государственные корпорации, смешанные предприятия и ведомственные.  Государственные корпорации  в большинстве своём функционируют в национализированных отраслях промышленности. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны. 

      

                                           
 
 

    

     

    Рисунок 5. Схема финансовой системы Великобритании

2.3 ОСОБЕННОСТИ  ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ

    ФРГ входит в число ведущих держав мира. Обладая значительным  экономическим  и  научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после  США и Японии, по объёму промышленного производства  является главным экспортёром товаров и услуг. 

    Финансовая  система ФРГ включает федеральный  бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные  правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду.  Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

    Формально все звенья бюджетной системы  автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют  средства на выполнение функций, подпадающих  под их юрисдикцию.

    Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.

    Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение  и исполнение федерального бюджета  предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

    Высшим  контрольным органом ФРГ в  области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Информация о работе Сравнительная характеристика финансовых систем России и США