Сравнительная характеристика финансовых систем России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности, структуры, основных принципов построения финансовых систем государства и особенностей современного развития развитых стран. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
раскрыть бюджет как основное звено финансовой системы;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;
рассмотрение финансовых систем на примере Великобритании, Германии, США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства .............................................................5
1.1. Понятие финансовой системы и основные её составляющие…………5
1.2. Бюджетная система как основное звено финансовой системы..……..13
1.3. Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике…………………………………………………………………………...18
Глава 2. Особенности развития финансовых систем на примерах
Европейских стран и США ……………………………………………24
2.1. Процесс "финансизации" экономики как основная особенность
развития финансовых систем развитых стран ………………………...24
2.2. Особенности развития финансовой системы Великобритании……...27
2.3. Особенности развития финансовой системы Германии……………...32
2.4. Особенности развития финансовой системы США ………………….39
2.5. Направления развития финансовых систем РФ, Великобритании…..47
Глава 3. Сравнительная характеристика финансовых систем России и США ………………………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам 2семестр.doc

— 588.50 Кб (Скачать)

российский  финансовый сектор в основном удовлетворяет  лишь финансовые

потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

    В кратко- и среднесрочном плане  массовое финансирование возможно, на наш взгляд, на основе банковского кредита. Должная финансовая трансформация силами финансового рынка в современных российских условиях проблематична.

    Развитие  доступного банковского кредитования также ограничивается

действием целого ряда факторов, для элиминирования которых (в условиях

ограниченных  возможностей ускоренной капитализации банковского сектора)

необходима  в первую очередь корректировка  сложившегося режима денежного

предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.

    Акцент  на развитие банковского кредита  не отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые высокотехнологичные производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок, действительно, – основа финансового перераспределения. 

    Изменение и развитие финансовой системы Великобритании

    В 80-е годы произошли значительные изменения в структуре и регулировании финансовых институтов Великобритании. Они повлияли на систему банков, систему страхования, строительные общества, фондовую биржу, а также на рынок потребительских товаров. Некоторые раньше четко очерченные разграничения сфер деятельности стали более размытыми, например, если раньше кредиты на строительство дома были исключительной прерогативой строительных обществ, то теперь эти кредиты стали выдавать как банки, так и страховые компании. Произошли два связанных с этим изменения: трансформация филиалов строительных обществ в фактические банки со своим собственным запасом наличности и расширение сфер деятельности всех трех типов организаций на рынок недвижимости. Строительные общества также участвуют в какой-то мере в услугах по капиталовложению, страховании и земельных услугах.

    Лондон  продолжил расти как центр  международных финансовых операций. Увеличились притоки капитала, а  также обмен валюты и торговля ценными бумагами, таким образом, в Лондоне представлено большое  количество иностранных банков - Увеличившаяся конкуренция и развитие техники ускорило процесс обмена и торговли - Фондовая биржа была реорганизована, и традиционная система брокеров и джобберов была отменена. В результате, образовался ряд компаний, которые стали промежуточным звеном между британскими и иностранными банками и бывшими брокерами и джобберами. В конце 80-х подоспели и законы, регулирующие деятельность этих новых финансовых организаций. Пришлось даже создать новые контролирующие органы, которые следили за выполнением буквы закона в этой сфере деятельности.

      Все коммерческие банки находятся под  присмотром Банка Англии, который  имеет право выпускать банкноты в Англии и Уэльсе (банки Шотландии  и Северной Ирландии обладают ограниченными  правами выпускать деньги на их территориях). Банк Англии лицензирует банки, которые в основном работают с населением (как Сбербанк), инвестиционные, ипотечные и другие британские или иностранные банки. Разделительные линии в этом секторе/тоже стали менее различимы, притом, что банки, работающие с физическими лицами, разделились на ипотечные банки, страховые банки; банки по работе с ценными бумагами и т.д. Банк Англии также контролирует ставку рефинансирования, которая влияет на структуру и уровень процентных ставок. Он активно вмешивается на иностранные валютные рынки, охраняя стабильность фунта. Фунт стерлингов - одна из главных валют мира, а Лондон является одним из важнейших торговых центров мира.

      Сбережения  населения вкладываются в развитие экономики через сеть финансовых организаций. Примерами могут послужить страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды. Другие организации специализируются в отдельных областях финансирования; таким образом, финансовые организации обеспечивают деньги под залог недвижимости. Есть еще компании, которые финансируют лизинг оборудования и средне- и долгосрочные рынки капитала, которые также финансируют банки или фондовый рынок, включая рынок инновационных технологий.

      В Великобритании существует несколько  организованных финансовых рынков. Рынки  ценных бумаг состоят из Международной фондовой биржи, которая работает с зарегистрированными ценными бумагами и акциями (включая государственные ценные бумаги и опционы), Рынок незарегистрированных ценных бумаг, для более мелких компаний, и Третий рынок, для небольших компаний, ценные бумаги которых не зарегистрированы. Действия на валютном рынке включают торговлю депозитными сертификатами, краткосрочными депозитами и др. Другие рынки имеют дело с Евро, обменом валюты, фьючерсами и др.

      Доля  невидимой торговли (гонорары и плата за финансовые услуги, проценты по вкладам, прибыли и дивиденды) постоянно увеличивается с одной трети до половины всех внешних доходов государства. 

    Развитие  финансовой системы  Германии

    Задача  государства и политиков при  этом состоит в создании рамочных условий для  функционирования конкуренции и гармонизации различных интересов. Одновременно необходимо стимулировать готовность и способность людей к действиям на свой страх и риск и большая самостоятельность.

Важнейшие элементы концепции социальной рыночной экономики следующие: 
–частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; 
– создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции); 
–сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста; 
– обеспечение полной занятости;

–свобода внешней торговли, свободный валютный обмен; 
– политика стабильной валюты (в т.ч. через независимый эмиссионный банк); 
– социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т.д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство).

        Германия обладает третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии. Страна является одним из крупнейших в мире производителей металла, цемента, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков, продукции судостроительной, химической, текстильной промышленности.

       На рубеже веков Германия испытывает серьезные экономические проблемы, которые вызваны, прежде всего, довольно низкими темпами роста ВВП (по сравнению с ведущими индустриальными странами) и тяжелым бременем осуществления щедрых социальных программ. 40% чистой прибыли компаний ФРГ идет на оплату труда, на отчисления в многочисленные социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. 
 
        Из-за старения населения (его прирост в 2000 г. составил всего 0,29%) расходы на социальное обеспечение пенсионеров и ряда других слоев населения неуклонно растут. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе. Такая реальность на фоне падения темпов экономического роста сделала безработицу проблемой постоянной, а не цикличной. На начало 2002 г. в стране зарегистрировано свыше 4 млн. безработных.

       Высокий уровень социальной защиты населения постоянно требует притока финансов в государственную казну. Налоговый пресс в Германии значительно выше, чем в США, Великобритании и многих странах Европы. Только по этой причине многие германские компании предпочитают развивать свою производственную и экономическую деятельность за пределами своей страны. Такая устоявшаяся система налогообложения и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.  
       Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства в экономику восточных земель составляют 100 млрд. долларов.

       Введение общеевропейской валюты и общая политическая и экономическая интеграция Европы вновь обнажили многочисленные экономические проблемы Германии.  
       По данным Национального статистического бюро Германии ВВП Германии в 2004 г. вырос на 1,6%. Рост ВВП Германии в 2005 г.  составил 0,9%, в 2006 г. – 2,5%.
 
 

3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И США

 

  В США федеративная бюджетная система во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. Структура консолидированного бюджета США показана в Табл. 5.

  За  последние десятилетия федеральный  бюджет США значительно вырос (только с 1980 по 2002 – в 4 раза). Структура доходов  и расходов федерального бюджета США приведена в Табл. 6 и 7.

Таблица 5. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США (1952-2002)
Тип бюджета 1952 1962 1972 1982 1992 2002
Всего бюджетов: 116807 91237 78269 81831 85006 87576
Федеральных 1 1 1 1 1 1
Штатов 501 50 50 50 50 50
Местных: 116756 91186 78218 81780 84955 87525
Графств 3052 3043 3044 3041 3043 3034
Муниципалитетов 16807 18000 18517 19076 19279 19429
Городов 17202 17142 16991 16734 16656 16504
Школьных  округов 67355 34678 15781 14851 14422 13506
Специальных округов 12340 18323 23885 28078 31555 35052
 

  Необходимо отметить высокую долю расходов США на оборону (17,6% бюджета). Доля военных расходов в бюджетах развитых стран обычно ниже. Так, среди ведущих стран НАТО она составляла в 2000 в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%. В России военные расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют в 2000-е по разным оценкам в среднем около 16%.

Таблица 6. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 1980-2003,

МЛРД. ДОЛЛ.1

Расходы 1980 1990 2003
Всего расходов 590,9 1 253,2 2 140,4
Национальная  оборона 134,0 299,3 376,3
Социальное  развитие 313,4 619,3 1419,6
Образование 31,8 37,2 86,3
Здравоохранение 23,2 57,7 223,1
Бесплатная  медицинская помощь 32,1 98,1 244,7
Помощь  малоимущим 86,6 148,7 330,1
Социальная  защита 118,5 248,6 478,5
Пенсии  и государственная помощь ветеранам 21,2 29,1 57,1
Экономическое развитие 66,0 126,0 115,2
Энергетика 10,2 3,3 0,7
Полезные  ископаемые и окружающая среда 13,9 17,1 30,6
Коммерческий и потребительский кредит 9,4 67,6 1,3
Транспорт 21,3 29,5 64,2
Региональное  развитие 11,3 8,5 18,5
Административные  расходы 52,5 184,4 161,4
Внешняя политика 12,7 13,8 20,7
Сельское  хозяйство 8,8 12,0 20,8
Юстиция 4,6 10,0 36,1
Правительственные органы 13,0 10,6 19,0
Прочие –19,9 –36,6 –50,3
1 При составлении таблицы использовались российские эквиваленты бюджетных и налоговых терминов.  
Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2004. P. 322.

Информация о работе Сравнительная характеристика финансовых систем России и США