Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:39, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности, структуры, основных принципов построения финансовых систем государства и особенностей современного развития развитых стран. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
раскрыть бюджет как основное звено финансовой системы;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;
рассмотрение финансовых систем на примере Великобритании, Германии, США.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства .............................................................5
1.1. Понятие финансовой системы и основные её составляющие…………5
1.2. Бюджетная система как основное звено финансовой системы..……..13
1.3. Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике…………………………………………………………………………...18
Глава 2. Особенности развития финансовых систем на примерах
Европейских стран и США ……………………………………………24
2.1. Процесс "финансизации" экономики как основная особенность
развития финансовых систем развитых стран ………………………...24
2.2. Особенности развития финансовой системы Великобритании……...27
2.3. Особенности развития финансовой системы Германии……………...32
2.4. Особенности развития финансовой системы США ………………….39
2.5. Направления развития финансовых систем РФ, Великобритании…..47
Глава 3. Сравнительная характеристика финансовых систем России и США ………………………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………
Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.
Центральное
место в системе
За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги (об их процентном соотношении см. далее).
В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.
В базе собственных доходов властей штатов и местных властей наблюдается неуклонно растущая зависимость от федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (»23%) и местным властям (»6%) носит ярко-выраженный програмно - целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что «федеральная помощь» (»29% общей суммы доходов штатов и месных органов) превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.
Федеральный бюджет в США – это весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств.
Доля в общей сумме поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 процентов.
Источниками федеральных доходов являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налоги социального страхования, акцизы, налоги на имущество и на дарение, таможенные пошлины. Налог на доходы физических лиц дает почти половину всех доходов и составляет почти 10% ВНП. Налоги на социальное страхование - это второй важнейший источник поступлений, составляющий примерно треть общих поступлений и чуть меньше 7% ВНП. Вклад налога на прибыль корпораций - 10 % совокупных доходов (от 1.5 до 2 % ВНП). Поступления от остальных налогов и прочих разнообразных источников, включающих прибыль Федеральной Резервной Системы, дополняют баланс и составляют примерно 1.5% ВНП.
Таблица 3. Доходы федерального бюджета (в млрд. долларов) | |||||||||||||
2001 |
22002 | 22003 | 22004 | 22005 | 22006 | 22007 | 22008 | 22009 | 22010 | 22011 | |||
Вид поступления | |||||||||||||
Налог
на доходы
физических лиц |
994 | 947 | 998 | 10,059 | 10,114 | 10,162 | 10,228 | 10,305 | 10,387 | 10,477 | 10,673 | ||
Корпоративный налог | 151 | 179 | 175 | 199 | 235 | 246 | 260 | 275 | 289 | 303 | 319 | ||
Налог на социальное страхование | 694 | 710 | 748 | 789 | 832 | 869 | 908 | 948 | 994 | 1,045 | 1,097 | ||
Акцизы | 66 | 67 | 70 | 72 | 75 | 77 | 79 | 82 | 85 | 87 | 90 | ||
Налог
на имущество
и на дарение |
28 | 26 | 24 | 25 | 22 | 25 | 22 | 23 | 25 | 16 | 15 | ||
Таможенные пошлины | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 26 | 27 | 28 | ||
Прочие поступления | 38 | 33 | 34 | 39 | 42 | 44 | 46 | 48 | 50 | 52 | 55 | ||
Итого | 1,991 |
10,983 | 20,07 | 20,206 | 20,342 | 20,447 | 20,568 | 20,706 | 20,856 | 30,008 | 30,277 | ||
On-budget | 10,484 | 10,464 | 10,525 | 10,632 | 10,739 | 10,816 | 10,907 | 20,014 | 20,130 | 20,243 | 20,474 | ||
Off-budget | 508 | 518 | 545 | 574 | 602 | 631 | 661 | 693 | 727 | 764 | 803 | ||
Источник: Бюджетное Управление Конгресса |
О
налоговых источниках поступлений
бюджета уже говорилось. Охарактеризуем
прочие источники бюджетных
Крупнейшей составляющей прочих поступлений являются доходы Федеральной Резервной Системы, которые учитываются вкачестве поступлений с момента перевода на счета Казначейства. Эти доходы обуславливаются величиной процентов, полученных по инвестиционным портфелям ценных бумаг, а также прибылью или убытками от операций с иностранной валютой.
Другой небольшой, но очень важный компонент прочих поступлений - это Universal Service Fund. Получаемые из сферы телекоммуникаций, деньги фонда предназначаются на финансирование Интернет-услуг для библиотек и школ в низко-доходных районах и на субсидирование базовых телефонных услуг для районов с высокой стоимостью и низкодоходных домохозяйств.
Федеральные расходы могут быть разделены на три категории, в соответствии с подходом к ним в бюджетном процессе.
Дискреционные расходы - на оборону, транспорт, национальные парки, международную помощь - составляют примерно треть бюджета.
Обязательные расходы, которые представляют более 50% федерального бюджета, состоят в подавляющем числе из программ по выплате пособий, таких как Социальное обеспечение, Медицинская помощь для престарелых, Медицинская помощь для неимущих.
Компенсирующие поступления - различные сборы, которые учитываются как отрицательные бюджетные полномочия и расходы - собираются вне ассигнационных процессов.
Чистый процент - включает процент, выплачиваемый по ценным бумагам Казначейства и прочие проценты, уплачиваемые правительством (например, за просроченный долг) за вычетом процентов, получаемых правительством из различных источников.
Таблица 4. Расходы федерального бюджета.
| ||||||||||||||||||
2001 |
22002 | 22003 | 22004 | 22005 | 22006 | 22007 | 22008 | 22009 | 22010 | 22011 | 2012 | Итого 2003- 2007 |
иИтого 2003- 2012 | |||||
Дискреционные расходы | 649 | 733 | 764 | 784 | 808 | 824 | 841 | 866 | 888 | 910 | 937 | 953 | 40,021 | 80,575 | ||||
Обязательные расходы | 10,095 | 10,188 | 10,248 | 10,292 | 10,362 | 10,428 | 10,508 | 10,602 | 10,701 | 10,809 | 10,933 | 20,023 | 60,837 | 15,904 | ||||
Компенсационные выплаты | -87 | -88 | -101 | -113 | -119 | -115 | -122 | -129 | -136 | -143 | -152 | -160 | -570 | -1,289 | ||||
Чистый процент | 206 | 170 | 174 | 188 | 188 | 182 | 175 | 165 | 153 | 138 | 120 | 92 | 908 | 1,577 | ||||
Итого | 10,864 | 20,003 | 20,085 | 20,152 | 20,238 | 20,319 | 20,402 | 20,504 | 20,606 | 20,714 | 20,838 | 20,908 | 11,196 | 24,767 | ||||
OOn-budget | 10,517 | 10,645 | 10,718 | 10,774 | 10,848 | 10,915 | 10,983 | 20,069 | 20,153 | 20,240 | 20,343 | 20,387 | 90,237 | 20,429 | ||||
OOff-budget |
347 | 358 | 367 | 379 | 391 | 405 | 419 | 434 | 453 | 474 | 495 | 521 | 10,960 | 40,337 | ||||
Источник: Бюджетное Управление Конгресса | ||||||||||||||||||
|
В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.
В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.
Наиболее крупными в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение (»35% от расходной части бюджетов), социальное обеспечение (»13%), здравоохранение (»9%), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.
Основным источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления. Сегодня основным источником доходов бюджетов штатов является налог на продажу – 29% от доходной части. А индивидуальный подоходный налог составляет 17%. Недостаток собственных средств штатов порывается за счет финансовой поддержки из федерального бюджета (23% от доходной части) и поступлений из бюджетов местных органов власти(»1,5%).
Что касается местных административных единиц и местных функциональных органов и учреждений, то они также располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению и исполнению своих бюджетов, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.
В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений.
К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов).
Таким образом, важно выделить, что при единстве налоговой системы США каждая административная единица выбирает свою структуру налогов с учетом разнообразия местных условий и уровня жизни населения.
Важное
место в системе
Наиболее значительными являются фонды социального страхования. К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования и обеспечения относятся страхование по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья. Кроме того, существует страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. В дополнение к этому имеются весьма урезанные системы семейных пособий, которые частично финансируются федерацией, но находятся в ведении властей штатов и местных органов.
Также в США в зависимости от целей использования выделяют следующие специальные фонды:
Информация о работе Сравнительная характеристика финансовых систем России и США