Социально-экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Работа содержит 1 файл

Социально.doc

— 448.50 Кб (Скачать)

    В финансовой деятельности хозяйствующего субъекта различаются активы и пассивы. Активы хозяйствующего субъекта - это совокупность имущественных прав, принадлежащих ему. В состав активов хозяйствующего субъекта входят основные средства, нематериальные активы, оборотные средства. Активы за вычетом долгов (расчеты с кредиторами, заемные средства доходы будущих периодов) представляют чистые активы. Пассивы хозяйствующего субъекта - это совокупность его долгов и обязательств, состоящих из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность. К пассивам не относятся дотации, субвенции, собственные средства и другие источники. 

    Субвенция - вид денежного пособия со стороны  государства из внебюджетных фондов. Субвенция в отличие от дотации  предоставляется на финансирование определенного мероприятия и  подлежит возврату в случае нарушения  ее целевого использования. 
 

            7. Финансовая политика. 

    Финансовая  политика – это самостоятельная  сфера деятельности государства  в области финансовых отношений, направленная на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации государственных, экономических и социальных программ.

    Финансовая  политика – это процесс определения  целей и задач, на решение которых  направлено формирование, распределение  и использование фондов денежных средств.

    Финансовая  политика

     - классический подход (А. Смит, Риккардо), государство не влияет.

     - кейнсианские теории – государство  регулирует госрасходы – инструмент; бюджетные дефициты.

     - неоклассики – роль государства  надо снизить, но расширить.

     - политика финансовой централизации  (при социализме).

    Структура финансовой политики.

    В рамках финансовой политики выделяют бюджетную и денежно-кредитную  политику.  

    Бюджетная политика – политика, направленная на формирование источников дохода госбюджета, определение направлений расходов, определение допустимых пределов разбалансированности бюджета (превышение доходов над расходами (профицит) и наоборот  (дефицит)), определения источников финансирования дефицита госбюджета, определение правил взаимоотношений звеньев бюджетной системы и другое.

    В рамках бюджетной политики выделяют как самостоятельные:

     - налоговую политику;

     - инвестиционную политику;

     - политику управления государственным  долгом;

     - политику бюджетного федерализма. 

    Денежно-кредитная  политика – обеспечение устойчивости денежного обращения.

    В денежно-кредитную политику входят:

     - эмиссионная;

     - ценовая;

     - валютная;

     - кредитная.

    Финансовая  система – это совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. 

            8.  Финансовая система и ее структура. 

    Финансовая  система – это совокупность рынков и других финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, а так же обмена активами и рисками. 

    Финансовая  система состоит из двух элементов:

    1). Финансы предприятий.

    2). Государственная финансовая система.

    Что первично? Финансы предприятий первичны (зарабатывают те деньги, которые потом  распределяются в государственной  финансовой системе)

    Государственная финансовая система включает следующие  элементы (звенья):

     - госбюджетную систему;

     - госкредит;

     - внебюджетные фонды;

    Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. В унитарных  государствах выделяют госбюджет и  местный бюджет.

    В федеративных государствах выделяют госбюджет, бюджеты членов федерации и местные  бюджеты.

    Ведущее звено финансовых систем – бюджет. Госбюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона, он утверждается законодательным органом страны. Через бюджет перераспределяется около 40% национального дохода.

    За  госбюджетом закреплены основные налоги. Налоги – основные источники пополнения доходной части бюджета. За ним же закреплены основные доходы. Госбюджеты большинства развитых стран характеризуются значительными и хроническими бюджетными дефицитами, что вызывает развитие госзаймов.

    Госкредит – это кредитные отношения между государством и физическими и юридическими лицами, при котором государство выступает в качестве заёмщика.

    Финансы – это наука о том, каким  образом люди управляют расходованием  и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. 

    Финансовые  решения характеризуются тем, что доходы и расходы, как правило, разнесены во времени, и они точно не могут быть предсказаны никем. 

    Финансовые  решения принимаются домохозяйствами:

    1). Первые финансовые решения – решение о потреблении и сбережении.

    2). Инвестиционное решение.

    3). Решение о финансировании.

    4). Решение, связанное с управлением  риском. 

    Активы  – все то, что имеет экономическую ценность.

    Чистая  стоимость имущества домохозяйства  определяется путем нахождения разницы между стоимостью активов и суммой долговых обязательств.

    В конечном счете все ресурсы принадлежат  домохозяйству.

    Отделение собственности от управления – наиболее эффективный способ управления акционерным  обществом.

    Пять  причин:

    1). Компетентность (наемного работника).

    2). Объединение капитала.

    3). Диверсификация (наша как собственника, т.е. вклад денег в разные  сферы деятельности).

    4). Информационная (например, что бы  снять кино, надо долго учиться  как это делать).

    5). «Эффект кривой обучения» (в случае продажи компании собственником, который ей и управляет, необходимо будет обучать нового собственника).

    Как контролировать топ-менеджера?

     - нанять другого человека (возможен  сговор);

     - аудит (не катит больше одного  раза в год).

     - есть инструмент на рынке, который контролирует топ-менеджера – цена акций (если рынок оценил действия вашего топ-менеджера, как правильные, акции взлетели, цена акций – как показатель работы. Если акции растут – мы его оставим работать, если нет – нахуй его).

     - нельзя также обмануть, т.к. рынок контролирует наемного рабочего, т.к. если он обеспечивает темп роста акций в 10% (а реально возможно 20%), то придет человек и предложит 15%. Т.е. топ-менеджер должен делать все, что бы вам было хорошо.

    + боязнь  поглощения. 

            9. Функции финансовой  системы. 

    1. Понятие финансовой  системы.

    Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций  и задач государства и обеспечения условий расширенного производства.

          Под централизованными  финансами понимают отношения, связанные  с формированием, распределением и  использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной  бюджетной системе и вне бюджетных фондов.

          Под децентрализованными  финансами понимают отношения, опосредующие круговорот фондов предприятия.

    Финансы (отношения) ≠ деньги (всеобщий эквивалент стоимости) 

    Функции финансов. Выделяют:

    - распределительную

    - контрольную

    - регулирующую

    - стабилизационную

    Первые  две наиболее важные. 

    Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода ( = ВВП – амортизация), при образовании первичных или основных доходов. Эти основные доходы – это доходы сферы материального производства; они подразделяются на зарплату работников сферы материального производства и дохода предприятий. (основной доход – то, что создано в экономике).

    Дальнейшее  перераспределение связано с:

    1). Межотраслевым и межтерриториальным  распределением средств с целью достижения оптимальной эффективности.

    2). Наличием наряду с производственной  сферой непроизводственной сферы.

    3). Перераспределение доходов между  различными социальными группами  населения.

          В результате такого перераспределения образуется вторичный или производственный доход. 

    Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и распределением их по целевому назначению, она так же проявляется в контроле деятельности финансовых органов государства. (???минфонд???, комитет госконтроля, министерство по налогам и сборам, таможенный комитет) 

    Регулирующая  функция связана с тем, что через финансы государство пытается регулировать экономику. 

    Стабилизационная  функция. Роль этой функции заключается в том, чтобы обеспечить стабильные условия хозяйствования для экономических субъектов.

    Функции финансов регулируются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных  форм финансовых отношений, порядок  формирования и использования централизованный и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовое законодательство. 

    Главная цель финансовых отношений:

    1). Обеспечение непрерывности воспроизводственного  процесса.

    2). Обеспечение роста общественного богатства. 

    Функции финансовой системы. Основные функции финансовой системы заключаются в распределении финансовых ресурсов.

    Выделяют  еще 6 функций:

    1). Обеспечение способов перемещений  экономических ресурсов во времени  и пространстве.

    2). Обеспечение способов управления риском.

    3). Обеспечение способов Клиринга  и осуществление расчетов.

    4). Обеспечение механизмов объединения  финансовых ресурсов и разделение  владения в различных предприятиях.

    5). Снабжение ценовой информацией.

    6). Обеспечение способов решения психологических проблем стимулирования. 

    Пояснения:

    1: Перемещение денег во времени  – например, кредиты, депозиты  и т.д.

    Перемещение денег в пространстве – вкладываем деньги (например, РБ в USA).

    2: Для того, что бы развивать  бизнес, надо взять кредит. Банк дает нам деньги и риск переходит на них (управление риском).

    3: Клиринг осуществляется на чистой  основе (от обычной (валовой) системы  расчетов).

    Клиринг: один должен 100 долларов, второй – 80, 20 долларов отдает первый второму (в режиме фиксированного момента времени, по чистому остатку).

    Обычная система: один отдает 100, а второй 80 (в  режиме реального времени)

    + финансовая  система обеспечивает осуществление  платежей, создает для этого новые  ресурсы.

Информация о работе Социально-экономическая сущность финансов