Система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- изучить принципы построения эффективной налоговой системы в экономике с развитым рынком;
- выделить характерные черты современной налоговой системы Российской Федерации;
- раскрыть налоговую систему России, её сущность, место и необходимость.
Исходя из намеченной цели, в рамках курсовой работы решаются следующие задачи:
- провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области налогов, принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;
- систематизировать информацию о структуре действующей налоговой системы и дать характеристику видам налогов и сборов РФ.

Содержание

Введение..............................................................…............................................3
1. Понятие налогов, их сущность …................….............................................5
2.Значение налогов для бюджета, тенденция их развития………………….8
3. Налоговая система РФ, её характеристика……………………………… 13
4.Управление налогообложением…………………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………………..40
Приложение.…………………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

по финансам-система налогообложения.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     Ставка  единого налога определена в размере 15% величины вмененного дохода.

     Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

     Оценивая  прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

     Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли  не тупиковая ситуация. С  одной  стороны,  мало кто знает,  как правильно платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти налоги взимать.

     Поэтому налоговая система со временем меняется, пересматриваются налоги, вносятся дополнения и поправки, пересчитываются ставки. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

   Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются  без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление.

   Хорошо  известны негативные стороны действующего налогового законодательства: недостаточный  уровень юридической проработки издаваемых нормативных актов; сложность, нечеткость, противоречивость нормативно-правового оформления содержания налоговой системы, - это серьезно затрудняет понимание налогового законодательства, а следовательно, и практическое его применение. Налоговый кодекс исправил некоторые негативные стороны налоговой системы, однако несовершенство нормотворческого процесса еще остается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Управление налогообложением

     Организация управления налогообложением играет важную роль в проведении эффективной финансовой политики. От нее зависит действенность  финансовых рычагов по регулированию экономических процессов в условиях рыночной экономики.

     Управление  налогообложением - комплексное понятие, включающее налоги как объект управления и налоги как инструмент. Следовательно, с одной стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов, и контроля за этими процессами, а с другой - управление органами системы Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, Департамента налоговой полиции РФ и Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной комиссии по рыночным ценным бумагам. В связи с этим управление налогообложением охватывает управление налоговыми отношениями в обществе, управление контролем за сбором налогов и управление финансово-налоговым аппаратом.

     В процессе изменения экономической  ситуации в стране управление налоговой  системой постоянно модифицируется. В условиях государственной собственности, когда преобладали централизованные методы управления экономикой, налоговые формы изъятия доходов в бюджет не имели решающего значения. С переходом к рыночным отношениям управление налогообложением выдвигается на передний план, поскольку налоги становятся важным рычагом регулирования социально-экономического развития страны, повышения эффективности хозяйствования.

     Деятельность  финансово-налогового аппарата, связанная  с управлением налогообложением, направлена на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач — на микроуровне. 

     К общенациональным задачам управления следует отнести:

     - образование централизованных бюджетных  и внебюджетных фондов путем  мобилизации налоговых поступлений;

     - установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

     - составление краткосрочных и  долгосрочных программ и планов  поступления налогов с использованием  данных учетной и статистической  отчетности, а также информации  для принятия решений.

     Специфическими задачами управления можно считать:

     - определение участия юридических  и физических лиц в налоговых  доходах бюджета (при этом не  должно быть допущено их переобложение,  чтобы не затруднить процесс  производства и в то же время  не нанести ущерб бюджету);

     - разработку научно обоснованных  ставок налогов, систем оценочных  показателей налогооблагаемой базы;

     - осуществление контроля за налоговыми  поступлениями физических и юридических  лиц, а также проведение жестких  мер против лиц, уклоняющихся  от уплаты налогов.

     Одним из важных объектов управления налогообложением является налоговое право, т.е. совокупность законов, регулирующих налоговые отношения. Источником налогового права выступают  Конституция, законы, а также другие нормативные акты, в которых определены виды налогов, порядок их взимания, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых служб.

     Общее управление налогами в России возложено  на высшие органы государственной власти - парламент, аппарат Президента, Правительство. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ, как законодательный орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, освобождении от их уплаты на территории России вносятся в парламент при наличии заключения Правительства РФ.

     Оперативное управление, т.е. комплекс мер, преследующих получение максимального эффекта  при минимальных затратах, осуществляется финансовым аппаратом. С его помощью государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях народного хозяйства.

     В единую систему органов оперативного управления налогами входят Министерство финансов РФ и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам с налоговыми инспекциями, Федеральная налоговая служба. Министерство финансов РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой бюджетной, финансовой, налоговой и валютной политики РФ и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Положением о МФ РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998, № 273.

     Государственные налоги устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются на основании государственных законов и поступают в государственный бюджет. Если государство имеет федеративное устройство, то в государственных налогах выделяют федеральные и региональные налоги.

     Местные налоги могут устанавливать центральные  органы власти, предоставляя при этом местным органам власти (самоуправления) право определять фактический размер налогов. Кроме того, местные органы управления (самоуправления) вправе самостоятельно вводить налоги в порядке, определенном налоговым законодательством. Местные налоги обязательны на соответствующей территории и обеспечивают доходами местные бюджеты. В ряде стран государственные налоги также собирают местные органы управления, но затем передают их полностью или частично в государственную казну.

     Эффективность управления во многом определяется тем, насколько действенной является система налогового контроля. Последний  как элемент государственного воздействия  на хозяйствующие субъекты обязывает их правильно формировать налоговую базу и точно исчислять величину налогового обязательства. Объект контроля - все финансово-хозяйственные операции и их результаты. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения; они осуществляются в разрезе территорий, налогоплательщиков, классификационных групп налогов, а также отдельных налогов и сборов. При этом необходимо соблюдение одного из основных требований к налоговому контролю: эффект должен значительно превосходить затраты на его проведение.

     Обеспечение государственного налогового контроля возможно различными способами. Одним  из них является учет налогоплательщиков. Установлены обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Действовал также налоговый контроль за расходами физического лица. Однако в связи с его неэффективностью такой контроль отменен с 1 января 2004г.

     Особенностью  корпоративного налогового контроля является то, что нормативными актами установлена  совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Здесь содержание контроля включает в себя: наблюдение за подконтрольными объектами; учет и анализ тенденций в области налогов; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности. Такой контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Разумеется, цели и задачи государственного и негосударственного налогового контроля различны.

     Рассмотрев  задачи, содержание управления, а также органы управления налогами, мы сделали вывод, что эффективность управления во многом зависит от налогового контроля. Он обязывает управление правильно формировать налоговую базу и точно определять ставку налога. Без налогового контроля управление было бы не объективным. Так как надо обязательно контролировать как сам налог, так и процесс его действия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итогом  выполненной курсовой работы является изучение системы налогообложения России, являющейся стержнем нашего общества, который обеспечивает существование самого государства. Можно с уверенностью сказать, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

     В России налогам принадлежит решающая роль в формировании, регулировании  и распределении доходной части  государственного бюджета.

     Так аккумулируя налоги в бюджетном  фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Одним словом государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

     Налоговая система РФ является трехуровневой  как по видам налогов, так и  по уровню власти (федеральной, региональной, местной), каждый из которых имеет свои элементы: виды налогов (федеральные, региональные, местные); законодательную базу (федеральную, региональную, местную); субъекты налогов - налогоплательщиков (федеральные, региональные, местные); органы власти (федеральные, региональные, местные - муниципальные).

Информация о работе Система налогообложения