Система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- изучить принципы построения эффективной налоговой системы в экономике с развитым рынком;
- выделить характерные черты современной налоговой системы Российской Федерации;
- раскрыть налоговую систему России, её сущность, место и необходимость.
Исходя из намеченной цели, в рамках курсовой работы решаются следующие задачи:
- провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области налогов, принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;
- систематизировать информацию о структуре действующей налоговой системы и дать характеристику видам налогов и сборов РФ.

Содержание

Введение..............................................................…............................................3
1. Понятие налогов, их сущность …................….............................................5
2.Значение налогов для бюджета, тенденция их развития………………….8
3. Налоговая система РФ, её характеристика……………………………… 13
4.Управление налогообложением…………………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………………..40
Приложение.…………………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

по финансам-система налогообложения.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Смоленский институт экономики

Санкт-Петербургской  академии управления и экономики (НОУ  ВПО)

Кафедра «Финансы и кредит» 
 

                           Отделение: очное

                                                        Специальность: финансы и кредит 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Финансы»

Вариант-21 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

группы 411/08, № зач.кн.066/08

Сухарева  Ксения Юрьевна

Проверила:

Хоминок Анастасия Николаевна 
 
 
 
 
 
 

Смоленск

2009-2010 уч.г. 

 Тема: «Система налогообложения» 

План: 

 Введение..............................................................…............................................3

 1. Понятие налогов, их сущность …................….............................................5

 2.Значение налогов для бюджета, тенденция их развития………………….8

 3. Налоговая система РФ, её характеристика……………………………… 13

4.Управление налогообложением…………………………………………....33

 Заключение……………………………………………………………………38

 Список используемой литературы…………………………………………..40

 Приложение.…………………………………………………………………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

     Данная  тема - «Налоговая система России» - сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

     Взимание  налогов  - древнейшая функция и  одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

     Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создаёт угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства, инфляция и другое.

     Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая  система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

     Другая  особенность экономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью предпринимательской сферы.

     В данной работе  раскрывается понятие  налоговой системы, ее характеристика, тенденции развития в соответствии, с которыми формируются национальные налоговые системы, говорится об управлении налогообложением, о значении налогов.

     Целью данной работы является:

     - изучить принципы построения эффективной налоговой системы в экономике с развитым рынком;

     - выделить характерные черты современной налоговой системы Российской Федерации;

     - раскрыть налоговую систему России, её сущность, место и необходимость.

     Исходя  из намеченной цели, в рамках курсовой работы решаются следующие задачи:

     - провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области налогов, принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;

     - систематизировать информацию о структуре действующей налоговой системы и дать характеристику видам налогов и сборов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие налогов,  их сущность

     Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

     Налог есть обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства (п. 1 ст. 8 НК РФ).

     Источником налогов является обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами. (приложение 1)

     Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

     В условиях развитых рыночных отношений  налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная. Мы же рассмотрим лишь фискальную и регулирующую функции.

     Фискальная  функция (фискас - государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

     Фискальная  функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

     Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

     - регулирование рыночных, товарно-денежных  отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т. Е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавца и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. П. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

     - регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т. П.

     Центральное место в этом комплексе экономических  методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     Сделаем вывод: сущность налога составляет изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

     Таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Значение налогов  для бюджета, тенденция  их развития

     В Российской Федерации установлены  следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия (приложение 2):

  - федеральные налоги и сборы;

  - налоги и сборы субъектов РФ;

  - местные налоги и сборы.

     Суммы отчислений с юридических и физических лиц и распределение их по бюджетам различных уровней определяется при утверждении федерального бюджета. В связи с определёнными противоречиями интересов центрального правительства и региональных экономических интересов вокруг разделения налоговых поступлений постоянно идёт политическая борьба. Местные власти естественно хотят иметь больше средств на финансирование инфраструктуры.

     Федеральные налоги - перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

     Так НК РФ были установлены Федеральные налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним отнесены:

   - НДС;

   - акцизы;

   - налог на доходы физических лиц;

   - единый социальный налог;

   - налог на прибыль организаций;

   - налог на добычу полезных ископаемых;

   - водный налог;

   - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов;

   - государственная пошлина.

   Динамика  налоговых поступлений и ВВП.

   Рост  ВВП в 3 квартале 2008г. замедлился. Согласно данным Росстата, темп прироста ВВП в 3 квартале 2008г. составил 6,2%. Годом ранее аналогичный показатель составлял 7,3%.

   В 3 квартале 2008г. замедление темпов прироста реального объема ВВП зафиксировано  по большинству видов экономической  деятельности. Наибольшее замедление по сравнению с 3 кварталом 2007г. наблюдалось в сфере торговли, в финансовой деятельности, в строительстве и обрабатывающих отраслях. (приложение 3.1)

   Согласно  последнему варианту Минэкономразвития, по итогам 2008г. ВВП России вырос на 6,8-7,0%. По данным всемирного банка рост российского ВВП в 2008г. составил 6,0%.

   Доходы  федерального бюджета в ноябре 2008г. значительно сократились, что привело  к возникновению бюджетного дефицита. По данным Минфина об исполнении федерального бюджета за январь-ноябрь 2008г., доходы бюджета за ноябрь составили 571млрд. руб., что почти на 40% меньше, чем в предыдущем месяце, и на 20% меньше, чем в ноябре прошлого года. При этом сборы доходов администрируемых ФНС, в ноябре 2008г. снизились на 37% по сравнению с ноябрем прошлого года. (приложение 3.2) Поступление доходов, администрируемых ФТС, в ноябре 2008г. превышают аналогичный показатель прошлого года, однако по сравнению с октябрем 2008г. они оказались ниже на 26%. В результате, в ноябре 2008г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом, как и в ноябре 2007г. Вместе с тем, в целом за январь-ноябрь 2008г. федеральный бюджет имеет профицит около 2,5трлн. руб. Сокращение доходов бюджета связано прежде всего с падением прибыли предприятий и снижением поступлений от экспорта нефти. По оценке Минфина, в ноябре 2008г. резко сократились поступления по налогу на прибыль, составив только 38% по сравнению с поступлениями по этому налогу годом ранее. (приложение 3.3) Однако сокращение поступлений налога на прибыль особенно скажется на региональных бюджетах, аккумулирующих наибольшую часть поступлений по данному налогу. По оценкам, снижение налоговых поступлений в федеральный бюджет также связано с уменьшением ставки НДПИ на нефть (в связи с падением цен), а также с возможными задержками в уплате и перечислений платежей НДС за ноябрь.

Информация о работе Система налогообложения