Вместе
с тем предпринимаемые правительством
антикризисные меры пока не позволяют
преодолеть экономическую рецессию
в Швейцарии. Все более серьезной
проблемой в экономике становится
дефляция, которая является тормозом
для экономического роста. По недавнему
прогнозу американского «Ситибанка»,
в июле 2009 г. снижение уровня цен
в Швейцарии может составить 1,7%
по сравнению с прошлогодним уровнем.
Швейцария
предпринимала неоднократные попытки
для того, чтобы ее пригласили на
саммит «Большой 20-ки» в Лондон хотя
бы в формате наблюдателя. Однако
этого не произошло.
Серьезным
вызовом для будущего швейцарской
экономики и, прежде всего, ее банковского
сектора является усилившееся давление
со стороны таких стран, как США,
Германия и Франция, которые настаивают
на прекращение практики оффшорного
бизнеса, практикуемой швейцарскими банками.
США и Германия считают, что это
приводит к уводу от налогообложения
многомиллиардных доходов, которые
оседают в швейцарских банках.
Швейцария даже была включена в так
называемый «серый» список стран-оффшоров,
который был представлен странами
ОЭСР на последней встрече лидеров
стан «Большой 20-ки» в Лондоне 2 апреля
2009 года. Рискуя потерять чрезвычайно
выгодный для страны оффшорный бизнес,
Швейцария пошла на уступки, согласившись
сотрудничать со странами ОЭСР в вопросах
передачи банковской информации в случае,
если страна происхождения капитала
докажет его криминальную природу
или, по крайней мере, приведет свидетельство
того, его владелец преднамеренно
уклонился от налогообложения в
своей стране. Швейцария приступает
к пересмотру действующих двусторонних
соглашений об избежании двойного налогообложения
с тем, чтобы предусмотреть в
обновленных соглашениях эту
норму. Первыми будут пересмотрены
подобные соглашения с США и Японией.
В то же
время, по нашему мнению, антикризисные
меры швейцарского правительства достаточно
взвешаны и представляют определенный
интерес.
Прежде
всего, я хотел бы отметить тот
факт, что выделяемые из бюджета
средства на поддержку национальной
экономики не ведут к бюджетному
дефициту и строго ограничены существующей
законодательной нормой о бездефицитности
федерального бюджета.
Более
того, Швейцария сохраняет за собой
звание страны с дной из самых либеральных
экономик, и даже в условиях кризиса
правительство не перешло грань
между экономическим регулированием
и вмешательством государства в
экономику. Причем невмешательство
государства в экономику поддерживают
именно предприниматели страны и
их федеральное объединение - «Экономисуисс»,
хотя многие из них переживают далеко
не лучшие времена.
Далее,
антикризисные меры не сопровождаются
сокращением национальных золото-валютных
запасов, чему способствует независимость
центрального банка от правительства
и парламента.
Швейцарский
национальный банк последовательно
понижал базовую процентную ставку,
доведя ее до 0,25%.
Принятые
правительством меры по стимулированию
инвестиционного процесса в стране
не подменяют частные инвестиции,
а направлены на как раз на создание
дополнительных условий для увеличения
частного инвестирования.
За
счет активизации международно-правовой
деятельности правительство Швейцарии
создает более выгодные условия
для внешнеэкономической деятельности
швейцарских предприятий и, главным
образом, для расширения экспорта на
ключевые рынки. В данном контексте
для создаваемого таможенного союза
Россия-Казахстан-Белоруссия представляет
интерес деятельность Европейской
Ассоциации Свободной Торговли (Швейцария,
Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), создавшей
сеть двусторонних соглашений о свободной
торговле с третьими странами.
Заключение
Итак, Швейцария
- экспортно-ориентированная страна.
Благодаря высокой конкурентоспособности
швейцарских компаний на внешнем
рынке, обусловленной высоким качеством
выпускаемых продуктов, более 90% произведенной
в стране продукции вывозится
за границу. В некоторых отраслях
экономики для развития и внедрения
инновационных проектов выделяется
свыше 15% денежных средств от общего
дохода. Примерно около половины всех
экспортных доходов страны приходится
на продукцию машиностроения, а также
на электронную и химическую промышленность.
Швейцария производит около половины
общего объема часовой продукции
в мире, основными партнерами по
экспорту этих товаров являются государства
Евросоюза, США и Великобритания.
Руководство
Швейцарии, активно используя механизм
участия в международных экономических,
финансовых и торговых организациях,
продолжает проводить взвешенную политику
в отношении зарубежных государств,
прежде всего в тех регионах, где
присутствует интерес Конфедерации.
Главным образом - это страны-участницы
ЕС, США, Китай, Канада, Япония, Австралия,
Индия, Россия, Бразилия, Мексика, отдельные
страны СНГ.
Развитие
и углубление двусторонних связей со
своим ближайшим партнером - Евросоюзом
(на ЕС приходится 70% внешнеторгового
оборота Швейцарии) остается для
руководства Швейцарии одной
из приоритетных задач ее внешнеполитической
деятельности. В данном случае речь
не идет о стремлении Конфедерации
целиком «влиться» в ЕС, а о
желании укрепить свои позиции в
Европе с целью создания благоприятного
для себя режима торговых связей, инвестиционного
сотрудничества, миграционных потоков.
Внешнеэкономические
связи Швейцарии в 2009г. в значительной
степени оставались ориентированными
на промышленно-развитые государства,
в первую очередь, Евросоюза. По итогам
2009г. основным фактором, оказавшими непосредственное
влияние на их развитие, стала снижающаяся
динамика экономического роста в странах
ЕС - основных торговых партнерах Швейцарии.
Список
использованной литературы
1. Астахов
А. Яблоко раздора - банковская тайна Швейцарии
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.prostobank.com/ru/komanda/blogi/andrey_astahov/yabloko_razdora_bankovskaya_tayna_shveytsarii
2. Драгунов
Г. П. Швейцария: история и
современность. - М.: «Мысль», 2002.
3. Катин
В. Швейцария сдает позиции
Евросоюзу [Электронный ресурс] //
Портал Euroworld. - режим доступа: http://www.credcard.ru/euroworld/analitik.phtml?razd=4&new=94
4. Кружков
В., Марков О. 200 лет без войн. Швейцарский
нейтралитет в новом веке // Международная
жизнь. - 2002. - № 8.
5. Новиков
А. Экономические отношения между
Швейцарией и ЕС [Электронный
ресурс] // Публикации Международного
центра делового сотрудничества.
- Режим доступа: http://www.mcds.ru/default.asp?Mode=Review&ID_L0=6&ID_L1=55&ID_L2=550&ID_L3=3871&ID=&ID_Review=20843
6. Петров
И. Очерки истории Швейцарии. -
Екатеринбург, 2006.
7. Хмелев
И.Б. Мировая экономика: Учебно-методический
комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009.
8. Хромов
Ю.С. Швейцарский опыт антикризисных
мер в международном контексте
[Электронный ресурс] // Материалы
XIV Международного Конгресса Международного
Союза экономистов по региональному
развитию «Мировой опыт и экономика
России до 2020 года и экономическая
безопасность». Швейцария (г. Монтрё),
14-19 апреля 2009 года. - Режим доступа:
http://www.iuecon.org/Montreux09-hromov.html
9. Экономика
зарубежных стран / Под ред.
Колесова В.П., Осьмовой М.Н. - М.: Флинта,
2000.
10. Экономика
Швейцарии [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_2A6BD2B8-2AFE-4FCD-A3D7-41ECC18EF8AE.html