Санация предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:28, реферат

Описание работы

С момента вступления в силу Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»
от 14 мая 1992 года № 2343-Х11 (далее – Закон) прошло уже достаточно времени, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что предложенные им инструменты действительно работают. В качестве иллюстрации практического применения некоторых его норм (касающихся прежде всего моратория на удовлетворение требования кредиторов и использование мирового соглашения) рассмотрим ситуацию, в которой, к сожалению, еще находятся многие отечественные предприятия, а также основанный на Законе способ выхода из нее.

Содержание

Введение

1 Экономическая сущность санации предприятий……………………….

1.Санация предприятия как понятие…………………………………….
2.Менеджмент финансовой санации предприятия……………………..
3.Классическая модель финансовой санации…………………………...
4.Выводы по разделу 1…………………………………………………...
2 Разработка плана санации. Контролинг и его роль в санации предприятий………………………………………………………………….

2.1 Разработка плана санации………………………………………………

2.2 Сущность и основные задачи финансового контролинга…………….

2.3 Выводы по разделу 2…………………………………………………….

3 Ликвидация предприятия-банкрота………………………………………

3.1 Признание должника банкротом……………………………………….

3.2 Оценка и продажа имущества банкрота………………………………..

3.3 Очередность удовлетворения требований кредиторов………………..

3.4 Обязанности и отчет ликвидатора. Ликвидационная масса…………..

3.5 Выводы по разделу 3…………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………..

Расчетная часть………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

      Если  хозяйственный суд пришел к выводу, что ликвидатор  
не обнаружил или не реализовал все имеющиеся в наличии имущественные активы ликвидационной массы, необходимые для полного удовлетворения кредиторов, он выносит постановление о назначении нового ликвидатора. Новый ликвидатор возглавляет ликвидационную комиссию и действует согласно требованиям Закона.

      Если  ликвидатор не обнаружил имущественных  активов, которые подлежат включению в ликвидационную массу, он обязан представить хозяйственному суду ликвидационный баланс, удостоверяющий отсутствие  
у банкрота имущества. После утверждения отчета ликвидатора финансово-хозяйственные документы банкрота передаются в архивные организации для дальнейшего хранения.
 

      Выводы  по разделу 3 

      В случаях признания предприятия  банкротом его ликвидация производится в соответствии с Законом  Украины  «О банкротстве».

      Банкротство предприятия означает, что хозяйственный  суд признал неспособность данного предприятия возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов каким-либо иным способом, нежели путем ликвидации этого предприятия.

      Ликвидация – это прекращение деятельности предприятия, признанного хозяйственным судом банкротом, с целью осуществления мероприятий по удовлетворению признанных судом требований кредиторов путем продажи его имущества.

      Кроме ликвидации, являющейся фактически самой  последней стадией в деле о  банкротстве предприятия, Закон  предусматривает следующие судебные процедуры:

      распоряжение  имуществом должника – система мер  по надзору  
и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранности и эффективного использования имущественных активов должника и проведения анализа его финансового состояния;

      мировое соглашение договоренность между должником  
и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон (мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела о банкротстве: распоряжения имуществом должника, санации должника или ликвидации банкрота);

      санация (восстановление платежеспособности) должника – система мероприятий, осуществляемых во время ведения  дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации  
и направленных на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой  
и производственной структуры должника.      

      Хозяйственный суд может принять постановление  о признании должника банкротом  и открыть ликвидационную процедуру  в следующих случаях: непредставление в хозяйственный суд плана санации должника  
в течение шести месяцев после вынесения постановления о его санации; обращение по решению комитета кредиторов (после рассмотрения отчета руководителя санации) в хозяйственный суд с ходатайством  
о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры; непринятие по результатам рассмотрения отчета руководителя санации ни одного из возможных решений (предусмотренных пунктом 5 статьи 21 Закона) или непредставление такового в хозяйственный суд в течение  
15 дней со дня окончания санации; возникновение оснований для досрочного прекращения санации; отказ хозяйственного суда в утверждении отчета руководителя санацией; непредставление в хозяйственный суд отчета руководителя санации в установленный срок; непроведение расчетов с кредиторами в сроки, установленные по ходатайству комитета кредиторов хозяйственным судом как окончательные для расчетов должника с кредиторами; обращение ликвидатора (ликвидационной комиссии) предприятия-должника, в отношении которого уже принято решение о ликвидации и имущества которого недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве такого предприятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Процедура банкротства является достаточно эффективным инструментом для восстановления платежеспособности предприятия, которая во многих случаях позволяет достаточно успешно избавиться  
от долгов и фактически начать работу с «чистого листа», не растеряв при этом активы предприятия после проведения кредиторами исполнительного производства против должника, а также сохранив за собой контроль над предприятием. Более того, проведение такой процедуры во многих случаях является также достаточно выгодным и для кредиторов (в том числе государства). Как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве,  
в случае ликвидации предприятия государство получает в среднем 15 – 30% причитающихся ему налогов (обязательных платежей). Что касается кредиторов следующих очередей, их требования, как правило, удовлетворяются даже в меньшем объеме. Это объективно связано  
с отсутствием рынка на «старое» оборудование и производственные активы, а следовательно, с незначительными денежными поступлениями в результате реализации ликвидационной массы на открытом рынке.

      Основным инструментом при ведении дела о банкротстве является мировое соглашение, представляющее собой договоренность между должником и кредитором об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон (прощение долгов). Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела  
о банкротстве.

     Наиболее  действующим способом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация.

     Санация – система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых мероприятий, направленных  
на достижение или восстановление платежеспособности, прибыльности  
и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде.  
То есть, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению.

     Процесс организации финансовой санации  предприятий можно разделить  на три основных функциональных блока: разработка санационной концепции  и плана санации; проведение санационного аудита; менеджмент санации. Проведение процедуры санации и подписание мирового соглашения позволят в значительной мере учесть интересы кредиторов, которые получат в данном случае удовлетворение своих требований в большем объеме, хотя  
и на протяжении более длительного времени (в случае реструктуризации задолженности). Государство также заинтересовано даже в полном списании всей налоговой задолженности по условиям мирового соглашения для сохранения предприятия, которое в дальнейшем будет осуществлять текущие налоговые платежи.

           План финансового оздоровления разрабатывают, как правило, финансовые и контролинговые службы предприятия, которое пребывает  
в финансовом кризисе, представители потенциального санатора, независимые аудиторские и консалтинговые фирмы.

     Одной из причин возникновения кризисной ситуации на большинстве украинских предприятий является низкий уровень менеджмента. Именно неквалифицированные и ошибочные действия руководства привели большинство субъектов хозяйствования к черте банкротства. Существенным фактором, который обусловливает принятие неправильных управленческих решений, является отсутствие на отечественных предприятиях системы контролинга.

     Большинство специалистов в отрасли управления и финансового менеджмента под  контролингом понимают функциональную систему планирования, контроля, анализа отклонений, координации, внутреннего консалтинга и общего информационного обеспечения руководства предприятием.

     В реализации плана санации важную роль играет оперативный санационный  контролинг, который с помощью  своего методического  
и функционального инструментария координирует деятельность разных подразделений, контролирует качество реализации запланированных мероприятий, анализирует отклонения, идентифицирует и нейтрализует риски, а также выявляет дополнительные шансы и возможности.

     Санация считается успешной, если с помощью  внешних и внутренних финансовых источников, проведения организационных  и производственно-технических усовершенствований предприятие выходит из кризиса (нормализует производственную деятельность и избегает объявления банкротства) и обеспечивает свою прибыльность и конкурентоспособность  
в долгосрочном периоде.

      В случаях признания предприятия  банкротом его ликвидация производится в соответствии с Законом «О банкротстве».

      Банкротство предприятия означает, что хозяйственный суд признал неспособность данного предприятия возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов каким-либо иным способом, нежели путем ликвидации этого предприятия. Ликвидация с точки зрения Закона – это прекращение деятельности предприятия, признанного хозяйственным судом банкротом, с целью осуществления мероприятий  
по удовлетворению признанных судом требований кредиторов путем продажи его имущества. Кроме ликвидации, являющейся фактически самой последней стадией в деле о банкротстве предприятия, Закон предусматривает следующие судебные процедуры:

      распоряжение  имуществом должника – система мер  по надзору  
и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранности и эффективного использования имущественных активов должника и проведения анализа его финансового состояния;

      мировое соглашение договоренность между должником  
и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон (мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела о банкротстве: распоряжения имуществом должника, санации должника или ликвидации банкрота);

      санация (восстановление платежеспособности) должника – система мероприятий, осуществляемых во время ведения дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации  
и направленных на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой  
и производственной структуры должника.

      Хозяйственный суд может принять постановление  о признании должника банкротом  и открыть ликвидационную процедуру в следующих случаях:

      непредставление в хозяйственный суд плана  санации должника  
в течение шести месяцев после вынесения постановления о его санации;

      обращение по решению комитета кредиторов (после  рассмотрения отчета руководителя санации) в хозяйственный суд с ходатайством  
о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры;

      непринятие  по результатам рассмотрения отчета руководителя санации ни одного из возможных решений (предусмотренных  пунктом 5 статьи 21 Закона) или непредставление такового в хозяйственный суд в течение  
15 дней со дня окончания санации;

      возникновение оснований для досрочного прекращения  санации;

      отказ хозяйственного суда в утверждении  отчета руководителя санации;

      непредставление в хозяйственный суд отчета руководителя санации  
в установленный срок;

      непроведение  расчетов с кредиторами в сроки, установленные  
по ходатайству комитета кредиторов хозяйственным судом как окончательные для расчетов должника с кредиторами;

      обращение ликвидатора (ликвидационной комиссии) предприятия-должника, в отношении которого уже принято решение о ликвидации  
и имущества которого недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела  
о банкротстве такого предприятия.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    1. Закон Украины  «О банкротстве» (С изменениями и  дополнениями) // Ведомости Верховной  Рады Украины. – 1992. – № 2343-Х. –  
      Ст. 308.
    2. Анализ и прогнозирование результатов производственной и финансовой деятельности предприятий, объединений, региона (методические пособия) / Прокопенко Н.Д., Белый Е.Л., Богачев С.В. и др. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1999. – 111 с.
    3. Антикризисное управление: Учебное пособие / В.Г. Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; под ред. Э.С. Минаева и  
      В.П. Панагущина. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – 432 с.
    4. Булеев И.П., Брюховецкая Н.Е. Антикризисное управление предприятием. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1999. – 179 с.
    5. Кутыркин А.Н., Слобожанинова Л.Ю. Финансовая санация предприятий // Вестник Донецкого института экономики и хозяйственного права. Серия «Финансы и банковское дело. Учет и аудит». – № 5. – Донецк: ДИЭХП. – 1999. – С. 4-10.
    6. Проблемы формирования антикризисной политики и механизма банкротства предприятий. – Донецк: ИЭП НАН Украины. – 1998. – 388 с.
    7. Сытник Л.С. Методы прогнозирования банкротства и обеспечения безубыточности предприятия // Экономика промышленности. – 1999. – № 1 (3). – С. 96-104.
    8. Сытник Л.С. Организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятием. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 2000. – 504 с.
    9. Финансовые проблемы несостоятельности (банкротства) предприятий // Финансы / Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 259-279.

Информация о работе Санация предприятия