Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:28, реферат
С момента вступления в силу Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»
от 14 мая 1992 года № 2343-Х11 (далее – Закон) прошло уже достаточно времени, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что предложенные им инструменты действительно работают. В качестве иллюстрации практического применения некоторых его норм (касающихся прежде всего моратория на удовлетворение требования кредиторов и использование мирового соглашения) рассмотрим ситуацию, в которой, к сожалению, еще находятся многие отечественные предприятия, а также основанный на Законе способ выхода из нее.
Введение
1 Экономическая сущность санации предприятий……………………….
1.Санация предприятия как понятие…………………………………….
2.Менеджмент финансовой санации предприятия……………………..
3.Классическая модель финансовой санации…………………………...
4.Выводы по разделу 1…………………………………………………...
2 Разработка плана санации. Контролинг и его роль в санации предприятий………………………………………………………………….
2.1 Разработка плана санации………………………………………………
2.2 Сущность и основные задачи финансового контролинга…………….
2.3 Выводы по разделу 2…………………………………………………….
3 Ликвидация предприятия-банкрота………………………………………
3.1 Признание должника банкротом……………………………………….
3.2 Оценка и продажа имущества банкрота………………………………..
3.3 Очередность удовлетворения требований кредиторов………………..
3.4 Обязанности и отчет ликвидатора. Ликвидационная масса…………..
3.5 Выводы по разделу 3…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Расчетная часть………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Рис.
1.1 Экономическое содержание понятия
«санация»
Особое
место в процессе санации занимают
мероприятия финансово-
и внешних финансовых источников оздоровления
предприятий. Источниками финансирования
санации могут быть средства, полученные
на условиях займа или собственности;
на возвратной или безвозвратной основе.
Целью
финансовой санации является покрытие
текущих убытков
и устранение причин их возникновения,
восстановление или сбережение ликвидности
и платежеспособности предприятий, сокращение
всех видов задолженности, улучшение структуры
оборотного капитала и формирование фондов
финансовых ресурсов, необходимых для
проведения санационных мероприятий производственного
характера.
Санационные
мероприятия организационно-
санация
со сбережением существующего
санация
с изменением организационно-правовой
формы
и юридического статуса санированного
предприятия (реорганизация).
Производственно-
с уменьшением простоев и повышением ритмичности
производства, сокращением технологического
времени, улучшением качества продукции
и снижением себестоимости, усовершенствованием
ассортимента выпускаемой продукции,
поиском и мобилизацией санационных резервов
в сфере производства.
Поскольку санация предприятия связана, как правило, с сокращением лишнего персонала, большое значение имеют санационные мероприятия социального характера. Особенно это касается финансового оздоровления предприятий-гигантов. В таком случае увольнение работников может привести к социальной нестабильности в регионе. Поэтому следует вести обдуманную политику увольнения во взаимосвязи с реализацией социального плана проекта санации. Тут могут быть предусмотрены такие мероприятия, как создание и финансирование системы переподготовки кадров, поиск и предложение альтернативных рабочих мест, дополнительные выплаты по безработице, предоставление уволенным работникам ссуд.
На
практике достаточно часто с санацией
идентифицируется понятие «реструктуризации».
Реструктуризация субъекта хозяйствования
–
это проведение организационно-экономических
мероприятий, направленных на изменение
его структуры, системы управления, форм
собственности, организационно-правовых
форм, которые способны восстановить прибыльность,
конкурентоспособность и эффективность
производства.
Можно
утверждать, что «санация» является
более широким понятием, чем «реструктуризация».
Реструктуризацию целесообразно начинать
на ранних стадиях кризиса. Она направлена
преимущественно
на преодоление причин стратегического
кризиса и кризиса прибыльности.
А санация включает в себя как реструктуризацию
(мероприятия
по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности),
так
и мероприятия финансового характера
(направленные на восстановление ликвидности
и платежеспособности).
В экономической литературе часто упоминается концепция быстрого выявления финансового кризиса и радикальных санационных действий («Primat des Handelns»). Приверженцы этого направления (в основном экономисты-практики) не учитывают, что в случае его выбора не остается времени для тщательного исследования причин кризиса и разработки оптимальной санационной стратегии. В противоречие этим взглядам теоретики придерживаются того, что цейтнот в подготовке санационных мероприятий – основной фактор будущих неудач, поскольку нет шанса для разработки импровизированных и гибких действий.
На методы и формы проведения санации повлияли развитие экономической теории; эволюция роли государства как регулятора рыночной экономики; макроэкономические изменения в странах бывшего социалистического блока; новые подходы к приватизации (реприватизации) предприятий.
Предметом
дискуссий ведущих ученых Германии,
США, Великобритании являются вопросы,
связанные с методами прогнозирования
банкротства предприятий, классификацией
финансовых источников санации и
последовательностью их мобилизации;
содержанием контролинга
1.2
Менеджмент финансовой санации предприятия
Процесс организации финансовой санации предприятий можно разделить на три основных функциональных блока:
разработка санационной концепции и плана санации;
проведение санационного аудита;
менеджмент санации.
Как правило, план санации разрабатывают по поручению собственников или руководства предприятия консалтинговые или аудиторские фирмы в тесной взаимосвязи с внутренними службами контролинга (если такие существуют на предприятии). В случае, если санация осуществляется в ходе ведения дела о банкротстве, то разрабатывать план должен назначенный хозяйственным судом руководящий санацией.
Решающее значение для успешного проведения финансового оздоровления предприятия имеет организация эффективного менеджмента санации, сущность которого можно рассматривать в двух аспектах: институциональном и функциональном.
С
институциональной стороны к
менеджменту санации можно
на период его оздоровления. Очень часто
к черте банкротства предприятие приводит
именно неумелое или умышленно неправильное
управление. Руководство предприятия,
которое привело его к финансовому кризису,
как правило, не может эффективно управлять
санацией. Отсюда возникает необходимость
замены руководства предприятия или передачи
полномочий на проведение санации третьим
лицам. В Великобритании, например, ежегодно
из 60 тысяч возбужденных дел о банкротстве
около 90% завершаются сменой руководства.
В общем к лицам, которые могут быть носителями менеджмента санации, следует отнести контролирующие органы, консультантов, аудиторов, управляющих санацией, которые назначаются согласно решения хозяйственного суда, представителей банковских учреждений или других кредиторов, опытных менеджеров, а также бывшее руководство предприятия. Решение вопроса о назначении менеджмента санации принадлежит к числу первоочередных мероприятий в рамках финансового оздоровления.
Из
функционального блока
постановка целей;
формирование и анализ проблемы (главная проблема – финансовый кризис);
поиск
альтернатив, прогнозирование и
оценка их реализации (подбор
и оценка необходимого каталога санационных
мероприятий);
принятие решения;
реализация (проведение конкретных санационных мероприятий);
контроль;
анализ отклонений.
Важной
составляющей организации действующего
менеджмента санации является создание
эффективной системы
Решение о проведении санации может приниматься в следующих основных случаях.
Во-первых,
по инициативе субъекта хозяйствования,
который пребывает в кризисе
– если существует угроза неплатежеспособности
и признания его банкротом в недалеком
будущем. Решение о санации принимается
до обращения кредиторов в суд с заявлением
о признании банкротом данного предприятия
(досудебная санация).
Во-вторых, после того как должник по собственной инициативе обратился в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о своем банкротстве (если предприятие стало финансово неспособным или существует реальная угроза такой неспособности). Одновременно с подачей заявления должник обязан предоставить в хозяйственный суд план санации или проект мирового соглашения. Понятно, что решение о санации принимается только в случае, если предприятие докажет кредиторам, что оно является способным к санации.
В-третьих,
по окончании месячного срока
с момента опубликования
в официальном печатном органе Верховного
Совета или Кабинета Министров Украины
объявления о возбуждении дела о банкротстве
данного предприятия – если поступили
предложения от физических или юридических
лиц, которые хотят удовлетворить требования
кредиторов к должнику
и подали акцептованные комитетом кредиторов
и хозяйственным судом предложения о санации
(реорганизации) неплатежеспособного
предприятия. В случае согласия кредиторов
с условиями и механизмом удовлетворения
их претензий хозяйственный суд принимает
решение о приостановлении дела
о банкротстве и об осуществлении финансовой
санации юридического лица.
В-четвертых,
по инициативе финансово-кредитного учреждения.
Согласно Закона Украины «О банках и банковской
деятельности» учреждение банка имеет
право относительно клиента, объявленного
неплатежеспособным, применить комплекс
мероприятий по его санации,
в том числе: передать оперативное управление
данным предприятием администрации, сформированной
при участии банка; реорганизовать должника;
изменить порядок платежей; направить
на погашение кредиторской задолженности
выручку от реализации продукции.
В-пятых, по инициативе залогодержателя целостного имущественного комплекса предприятия. В случае неисполнения обязательств, обеспеченных ипотекой целостного имущественного комплекса предприятия, залогодержатель имеет право осуществить предусмотренные договором мероприятия по оздоровлению финансового положения должника, включая назначение своих представителей в руководящие органы предприятия, ограничение в праве распоряжаться выпущенной продукцией и другим имуществом соответствующего субъекта хозяйствования. Если санационные мероприятия не привели к восстановлению платежеспособности предприятия, то залогодержатель имеет право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о взыскании имущества, которое находится в ипотеке.
В-шестых, по инициативе Государственного органа по вопросам банкротства, если речь о государственных предприятиях.
В-седьмых,
по инициативе НБУ – если речь идет
о финансовом оздоровлении коммерческого
банка. Режим санации является привентивным
методом влияния НБУ на коммерческий
банк перед применением санкций,
предусмотренных Законом Украины «О
банках и банковской деятельности».
1.3
Классическая модель
Экономически
развитые страны по-разному решают
проблемы санации и банкротства
предприятий. Отличия объясняются
особенностями экономического и
социального развития, принципами построения
национальных финансовых систем и их составляющих
– финансов предприятий. Целостный взгляд
на этапы проведения финансового оздоровления
отдельного предприятия представляет
собой так называемая «классическая модель
санации», которая широко используется
как основа для разработки механизма финансовой
санации субъектов хозяйствования
в странах с развитой рыночной экономикой.
Согласно
классической модели санации, функциональная
система которой изображена на рис.
1.2, процесс финансового оздоровления
предприятия начинается с выявления (идентификации)
финансового кризиса.