Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:28, реферат
С момента вступления в силу Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»
от 14 мая 1992 года № 2343-Х11 (далее – Закон) прошло уже достаточно времени, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что предложенные им инструменты действительно работают. В качестве иллюстрации практического применения некоторых его норм (касающихся прежде всего моратория на удовлетворение требования кредиторов и использование мирового соглашения) рассмотрим ситуацию, в которой, к сожалению, еще находятся многие отечественные предприятия, а также основанный на Законе способ выхода из нее.
Введение
1 Экономическая сущность санации предприятий……………………….
1.Санация предприятия как понятие…………………………………….
2.Менеджмент финансовой санации предприятия……………………..
3.Классическая модель финансовой санации…………………………...
4.Выводы по разделу 1…………………………………………………...
2 Разработка плана санации. Контролинг и его роль в санации предприятий………………………………………………………………….
2.1 Разработка плана санации………………………………………………
2.2 Сущность и основные задачи финансового контролинга…………….
2.3 Выводы по разделу 2…………………………………………………….
3 Ликвидация предприятия-банкрота………………………………………
3.1 Признание должника банкротом……………………………………….
3.2 Оценка и продажа имущества банкрота………………………………..
3.3 Очередность удовлетворения требований кредиторов………………..
3.4 Обязанности и отчет ликвидатора. Ликвидационная масса…………..
3.5 Выводы по разделу 3…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Расчетная часть………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Перечисленные
расходы возмещаются
не предусмотрено Законом.
Далее удовлетворяются требования:
возникшие по обязательствам банкрота перед работниками предприятия-банкрота (за исключением возврата взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия);
возникшие
по обязательствам вследствие причинения
ущерба жизни
и здоровью граждан, путем капитализации
соответствующих платежей согласно Порядку
капитализации платежей для удовлетворения
требований, возникших по обязательствам
предприятия-банкрота перед гражданами
вследствие причинения ущерба их жизни
и здоровью, утвержденному постановлением
КМУ от 06.05.2000 г. № 765;
граждан-доверителей (вкладчиков) доверительных обществ или других субъектов предпринимательской деятельности, которые привлекали имущество (средства) доверителей (вкладчиков);
Далее – требования по уплате налогов и сборов (обязательных платежей).
Далее – требования кредиторов, не обеспеченные залогом, в том числе и требования кредиторов, возникшие по обязательствам в процедуре распоряжения имуществом должника или в процедуре санации должника.
Далее – удовлетворяются требования по возврату взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия; прочие требования.
Требования
каждой следующей очереди
Если
кредитор отказывается от удовлетворения
признанного
в установленном порядке требования, ликвидационная
комиссия
не учитывает сумму денежных требований
этого кредитора.
Погашенными считаются требования: заявленные после окончания срока, установленного для их предъявления; не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества.
Имущество,
оставшееся после удовлетворения требований
кредиторов, передается по акту приема-передачи
собственнику или уполномоченному
им органу (имущество государственных
предприятий – соответствующему органу
приватизации для последующей продажи,
средства от которой будут направляться
в Государственный бюджет Украины) только
после вынесения хозяйственным судом
постановления о ликвидации предприятия-банкрота.
3.3
Обязанности и отчет
Как уже было отмечено, ликвидатор назначается хозяйственным судом в постановлении о признании должника банкротом. Кандидатура ликвидатора согласовывается комитетом кредиторов. Ликвидатором может быть не только лицо, исполнявшее полномочия распорядителя имущества или управляющего санацией, но и руководитель предприятия, если на это имеется согласие комитета кредиторов.
По
ходатайству ликвидатора, согласованному
с комитетом кредиторов, хозяйственный
суд назначает членов ликвидационной
комиссии. В случае ликвидации государственного
предприятия или предприятия, в уставном
фонде которого государственная доля
составляет более чем 25%, хозяйственный
суд назначает членами ликвидационной
комиссии представителя государственного
органа по вопросам банкротства и при
необходимости – представителя органа
местного самоуправления. Ликвидатор
(ликвидационная комиссия) исполняет свои
полномочия
до завершения ликвидационной процедуры.
Ликвидатор со дня своего назначения осуществляет следующие полномочия:
принимает
в свое ведение имущество должника,
принимает меры
по обеспечению его сохранности;
исполняет функции по управлению и распоряжению имуществом банкрота;
осуществляет инвентаризацию и оценку имущества банкрота согласно законодательству;
анализирует финансовое состояние банкрота;
исполняет полномочия руководителя (органов управления) банкрота;
возглавляет ликвидационную комиссию и формирует ликвидационную массу;
предъявляет к третьим лицам требования о возврате дебиторской задолженности банкроту;
имеет право получать кредит для выплаты выходного пособия работникам, увольняемым вследствие ликвидации банкрота, который возмещается, в первую очередь, в соответствии со статьей 31 Закона за счет средств, полученных от продажи имущества банкрота;
со дня признания должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры сообщает работникам банкрота об увольнении и осуществляет его в соответствии с Кодексом законов о труде. Выплата выходного пособия уволенным работникам банкрота осуществляется ликвидатором в первую очередь за счет средств, полученных от продажи имущества банкрота, или полученного для этой цели кредита;
заявляет
в установленном порядке
к должнику требованиям кредиторов;
заявляет об отказе от выполнения договоров банкрота в порядке, установленном Законом;
принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества банкрота, находящегося у третьих лиц;
передает в установленном порядке на хранение документы банкрота, которые в соответствии с нормативно-правовыми документами подлежат обязательному хранению;
реализует имущество банкрота для удовлетворения требований, включенных в реестр требований кредиторов, в порядке, предусмотренном Законом;
сообщает о своем назначении государственному органу по вопросам банкротства в 10-дневный срок со дня принятия решения хозяйственным судом и предоставляет государственному органу по вопросам банкротства информацию для ведения единой базы данных о предприятиях-банкротах;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные Законом.
Со
дня назначения ликвидатора к нему
переходят права руководителя (органов
управления) юридического лица-банкрота,
в связи с чем в течение трех дней с
этого дня органы управления банкрота
должны передать бухгалтерскую и другую
документацию банкрота, печати и штампы,
материальные и другие ценности банкрота
ликвидатору. В случае уклонения от исполнения
указанных обязанностей органы управления
банкрота, в том числе руководитель банкрота,
несут ответственность в соответствии
с законодательством. Ликвидатор (арбитражный
управляющий) имеет право заказать изготовление
дубликата печати и штампов в случае их
потери.
В
состав ликвидационной комиссии включаются
представители кредиторов, финансовых
органов, а в случае необходимости
– также представители
Действия ликвидатора (ликвидационной комиссии) могут быть обжалованы в хозяйственном суде:
собственником имущества (органом, уполномоченным управлять имуществом) банкрота;
лицом, отвечающим по обязательствам банкрота;
каждым кредитором отдельно или комитетом кредиторов;
лицом,
которое, ссылаясь на свои права собственника
или другое основание, предусмотренное
законодательством или договором, оспаривает
правомерность отнесения имущественных
активов или средств
к ликвидационной массе.
При
осуществлении своих полномочий
ликвидатор имеет право заявить требования
к третьим лицам, которые в соответствии
с законодательством несут субсидиарную
ответственность по обязательствам должника
в связи с доведением его до банкротства.
Размер указанных требований определяется
исходя из разницы между суммой требований
кредиторов и ликвидационной массой. Взысканные
суммы включаются
в ликвидационную массу и могут быть использованы
только для удовлетворения требований
кредиторов в порядке очередности, установленном
статьей 31 Закона.
В
состав ликвидационной массы включаются
все виды имущественных активов (имущество
и имущественные права) банкрота, принадлежащие
ему на праве собственности или полного
хозяйственного ведения на дату открытия
ликвидационной процедуры и обнаруженные
в ходе ликвидационной процедуры,
за исключением объектов государственного
жилого фонда, в том числе общежитий, детских
дошкольных заведений
и объектов коммунальной инфраструктуры,
которые в случае банкротства предприятия
передаются в порядке, установленном законодательством,
в коммунальную собственность соответствующих
территориальных общин без дополнительных
условий и финансируются в установленном
порядке. Кроме того, в состав ликвидационной
массы включаются: вещи, определенные
родовыми признаками, принадлежащие банкроту
на праве владения или пользования; имущество
банкрота, являющееся предметом залога
(используется исключительно для первоочередного
удовлетворения требований залогодержателя).
Не
могут быть включены в состав ликвидационной
массы индивидуально
При наличии в составе имущества банкрота имущества, исключенного из оборота, ликвидатор обязан передать его другим лицам в установленном порядке. Ликвидатор, обнаружив долю, принадлежащую банкроту в общем имуществе, с целью удовлетворения требований кредиторов в установленном порядке поднимает вопрос о выделении этой доли.
Ликвидатор должен обеспечивать надлежащее оформление и хранение всех финансово-хозяйственных документов банкрота в течение ликвидационной процедуры, а после утверждения отчета ликвидатора – передать в архивные организации для дальнейшего хранения.
После
завершения всех расчетов с кредиторами
ликвидатор представляет в хозяйственный
суд отчет и ликвидационный баланс,
к которому прилагаются:
показатели
обнаруженной ликвидационной массы (данные
ее инвентаризации);
сведения
о реализации объектов ликвидационной
массы со ссылкой
на заключенные договоры купли-продажи;
копии договоров купли-продажи и акты приема-передачи имущества;
реестр требований кредиторов с данными о размерах погашенных требований кредиторов;
документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Хозяйственный суд после заслушивания отчета ликвидатора и мнения членов комитета кредиторов или отдельных кредиторов выносит постановление об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса.
Ликвидатор сообщает государственному органу по вопросам банкротства о завершении ликвидационной процедуры.
Если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований кредиторов имущества банкрота не осталось, хозяйственный суд выносит постановление о ликвидации предприятия-банкрота. Копии постановления о ликвидации предприятия-банкрота направляются:
органу, осуществившему государственную регистрацию такого предприятия;
органам
государственной статистики для
исключения предприятия
из ЕГРПОУ;
собственнику (органу, уполномоченному управлять имуществом);
органам ГНС по местонахождению банкрота.
Если
имущества банкрота хватило для удовлетворения
всех требований кредиторов, он считается
не имеющим долгов и может продолжать
свою предпринимательскую деятельность.
Хозяйственный суд может вынести постановление
о ликвидации такого предприятия только
если у него осталось имущественных активов
меньше, чем требуется для его функционирования
в соответствии с законодательством.