Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:28, реферат
С момента вступления в силу Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»
от 14 мая 1992 года № 2343-Х11 (далее – Закон) прошло уже достаточно времени, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что предложенные им инструменты действительно работают. В качестве иллюстрации практического применения некоторых его норм (касающихся прежде всего моратория на удовлетворение требования кредиторов и использование мирового соглашения) рассмотрим ситуацию, в которой, к сожалению, еще находятся многие отечественные предприятия, а также основанный на Законе способ выхода из нее.
Введение
1 Экономическая сущность санации предприятий……………………….
1.Санация предприятия как понятие…………………………………….
2.Менеджмент финансовой санации предприятия……………………..
3.Классическая модель финансовой санации…………………………...
4.Выводы по разделу 1…………………………………………………...
2 Разработка плана санации. Контролинг и его роль в санации предприятий………………………………………………………………….
2.1 Разработка плана санации………………………………………………
2.2 Сущность и основные задачи финансового контролинга…………….
2.3 Выводы по разделу 2…………………………………………………….
3 Ликвидация предприятия-банкрота………………………………………
3.1 Признание должника банкротом……………………………………….
3.2 Оценка и продажа имущества банкрота………………………………..
3.3 Очередность удовлетворения требований кредиторов………………..
3.4 Обязанности и отчет ликвидатора. Ликвидационная масса…………..
3.5 Выводы по разделу 3…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Расчетная часть………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Процесс организации финансовой санации предприятий можно разделить на три основных функциональных блока: разработка санационной концепции и плана санации; проведение санационного аудита; менеджмент санации.
Проведение
процедуры санации и подписание
мирового соглашения позволят в значительной
мере учесть интересы кредиторов, которые
получат в данном случае удовлетворение
своих требований в большем объеме, хотя
и на протяжении более длительного времени
(в случае реструктуризации задолженности).
Государство также заинтересовано даже
в полном списании всей налоговой задолженности
по условиям мирового соглашения для сохранения
предприятия, которое в дальнейшем будет
осуществлять текущие налоговые платежи.
РАЗДЕЛ 2
КОНТРОЛИНГ
И ЕГО РОЛЬ В САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1
Разработка плана санации
План
финансового оздоровления разрабатывают,
как правило, финансовые и контролинговые
службы предприятия, которое пребывает
в финансовом кризисе, представители потенциального
санатора, независимые аудиторские и консалтинговые
фирмы. Необходимость привлечения внешних
консультантов во время разработки плана
обусловлена тремя основными причинами:
затратами рабочего времени, необходимого для разработки плана;
потребностью в соответствующих знаниях и опыте;
потребностью в объективности.
Для
разработки плана санации используют
весь методический
и функциональный арсенал контролинга.
При этом следует руководствоваться следующими
принципами:
завершенность
– учет всех наиболее важных обстоятельств
дела
(все позиции плана должны базироваться
на целиком проверенных данных);
содержательность – рассмотрение только тех обстоятельств, которые относятся к процессу санации;
правильность
– правдивое освещение
с отображением всех предпосылок и беспрерывной
логической цепочки аргументов;
ясность
– правдивое и однозначное
освещение и отображение
объективность – четкая граница между фактическими данными, собственным взглядом контролера и выводами.
На основе
изучения зарубежного опыта и
его синтеза с отечественной практикой
были разработаны методические рекомендации
по составлению ориентировочного плана
санации. Планирование охватывает финансовые,
производственные и трудовые ресурсы
предприятия, процессы хозяйственной
деятельности. Общая структурно-логическая
схема плана санации представлена на рис.
2.1. План санации может состоять из введения
и четырех разделов.
Рис. 2.1 Структурно-логическая схема плана санации
Введение содержит общую характеристику объекта планирования. Здесь приводятся сведения о правовой форме организации бизнеса, форме собственности, организационной структуре, сфере деятельности, а также краткая историческая справка о развитии предприятия. Кроме того определяется цель составления плана, его заказчик и методы разработки.
Первый
раздел отображает исходную ситуацию
на предприятии. Оценка внешних условий,
в которых функционирует
Анализ финансово-хозяйственного положения охватывает два аспекта: производственно-хозяйственную деятельность и финансовое положение. Приводятся данные о фактическом финансовом и имущественном положении предприятия (фактический объем реализации, величина прибыли или убытка, уровень задолженности, коэффициенты платежеспособности, ликвидности, финансового левериджа).
Анализ
причин финансового кризиса и
слабых сторон заключается
в систематизации и оценке определенных
факторов и их влиянии
на финансово-хозяйственную деятельность
предприятия. Цель такого анализа – локализировать
и устранить указанные факторы. Симптомы
кризиса выявляются в результате анализа
слабых сторон предприятия, которые могут
проявляться в таких сферах как привлечение
капитала, рынок, персонал, законодательство.
Существующий
потенциал. Здесь характеризуются
сильные стороны предприятия, его
возможные шансы на существующий
потенциал
в кадровой, производственной, технологической,
маркетинговой и других сферах. Потенциал
развития предприятия характеризуется
следующими главными факторами:
финансовое
обеспечение и возможности
существование квалифицированного персонала;
существование
надежных и дешевых источников поставки
сырья
и материалов;
существование рынков сбыта продукции;
производственный потенциал;
эффективная организационная структура;
высокое качество менеджмента.
В случае продолжительного финансового кризиса факторы, которые определяют потенциал предприятия, постепенно утрачивают силу, то есть позиции предприятия ослабляются. Эффективную санацию можно обеспечить благодаря планомерному развитию и использованию существующего у предприятия потенциала, а также ослаблению факторов, которые ограничивают возможности санации. На основании анализа исходной ситуации приходят к выводу о целесообразности и возможности санации предприятия или о необходимости его ликвидации.
Второй
раздел должен характеризовать стратегические
цели санации предприятия, целевые ориентиры
и разработку стратегии. Здесь приводится
также оперативная (Crach-) программа, которая
отражает мероприятия, направленные на
покрытие текущих убытков, восстановление
платежеспособности и ликвидности предприятия.
Только при условии удачного выполнения
этой программы предприятие будет способно
реализовать план санации, то есть реализовать
мероприятия
по восстановлению прибыльности и достижению
стратегических конкурентных преимуществ.
В каталог санационных мероприятий согласно
Crach-программы могут входить:
рефинансирование дебиторской задолженности (форфейтинг, факторинг, обращение в хозяйственный суд);
мобилизация скрытых резервов благодаря продаже отдельных позиций активов;
увеличение и уменьшение уставного капитала;
реструктуризация кредиторской задолженности;
замораживание инвестиционных вложений;
возвратный лизинг;
распродажа по сниженным ценам товаров, спрос на которые низкий.
Третий
раздел включает в себя конкретный
план мероприятий
по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности
предприятия
в долгосрочном периоде: план маркетинга
и оценка рынков сбыта; план производства
и капиталовложений; организационный
план; финансовый план.
В
плане маркетинга и оценки рынков
сбыта продукции определяются: рыночные
факторы, которые влияют на сбыт продукции
и вместимость рынка; мотивацию потребителей;
степень эластичности спроса на уровень
платежеспособности спроса на продукцию
предприятия; условия сбыта; отраслевые
риски; ситуацию на смежных товарных рынках.
Количественная оценка части рынка, принадлежащей
предприятию, осуществляется
по основным потребителям готовой продукции
со ссылкой на текущие объемы реализации
и перспективы ее увеличения. Приводится
список возможных конкурентов, выясняются
их преимущества и недостатки; приводится
схема реализации продукции; рассматриваются
методы стимулирования реализации и предложения
с целью достижения оптимального соотношения
реализационной цены и себестоимости.
Определяются возможности и пути расширения
рынков сбыта. Оценивается деятельность
предприятия с точки зрения антимонопольного
законодательства.
В
плане производства и капиталовложений
приводятся сведения
об использовании оборудования, его износ,
затраты, связанные
с обновлением (приобретение нового оборудования,
ремонт
и реконструкция), возможности аренды
или лизинга. Дается характеристика производственного
процесса, определяются его «узкие» места,
коммерческие связи с поставщиками сырья.
Конкретные мероприятия по расширению
ассортимента продукции и повышению ее
качества с целью достижения конкурентных
преимуществ. Указывается, какое именно
оборудование, техническую документацию,
технологию, «ноу-хау» у кого и на каких
условиях, в какой срок и на какую сумму
необходимо приобрести. На этом основании
оценивается потребность в инвестициях.
План производства
и соответствующих капиталовложений составляется
в форме бюджета.
В
организационном плане дается характеристика
организационной структуры
и кадровый состав, приводится фактическое
количество работающих
и вносятся предложения по его уменьшению,
намечаются мероприятия
по усилению мотивации работников и усовершенствованию
организации менеджмента. В случае необходимости
выясняются возможности слияния, присоединения
или разукрупнения с учетом требований
антимонопольного законодательства.
Финансовый план должен содержать в себе:
прогноз объемов выпуска и реализации продукции;
баланс денежных поступлений и расходов;
сводный баланс активов и пассивов (до начала санации, в отдельные периоды, во время санации и после ее проведения);
анализ путей достижения безубыточности предприятия;
формы
и источники мобилизации
графики
освоения, окупаемости и возврата
финансовых ресурсов
(если они были привлечены на возвратной
основе).
В
финансовом плане приводится также
сумма расходов на разработку плана
санации и, возможно, проведение санационного
аудита. На основании финансового плана
определяется общая потребность предприятия
в финансовых ресурсах из внешних источников.
Объем внешнего финансирования равен
разнице между общей потребностью предприятия
в финансовых ресурсах (инвестиции в основные
и оборотные средства)
и прогнозированной выручкой от реализации
отдельных объектов, входящих в активы,
продажа которых осуществляется в рамках
санации. Полученное значение корректируется
на положительный или отрицательный Cash-Flow,
который ожидается в период проведения
санации.
Четвертый раздел содержит расчет эффективности санации, а также список мероприятий по организации реализации плана и контроля за его выполнением. Детализируются ожидаемые результаты выполнения проекта, а также прогнозируются возможные риски и убытки.
Основные
критерии оценки эффективности санации
следующие: ликвидность и
Результаты
санации (кроме преодоления
и восстановления конкурентоспособности)
можно оценить, зная дополнительную прибыль
предприятия, то есть разницу между суммой
прибылей после санации и размером прибылей
(убытков) до ее проведения. Для более объективной
оценки эффективности прогнозируемый
объем прибыли приводится к настоящей
стоимости. Вложения в проведение санации
рассматриваются как инвестиции санатора
в предприятие, находящееся в финансовом
кризисе, с целью получения прибыли
(в абсолютной или относительной форме).