Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:56, курсовая работа
Преобразования экономики Казахстана, переход к рыночным отношениям не возможен без создания и развития финансового рынка, всех его составляющих – рынка ссудного капитала, рынка наличности и рынка ценных бумаг, которые представляют собой важнейшие источники её роста.
Рынок ценных бумаг в Республике Казахстан является регулятором многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. Это относится, прежде всего, к процессу инвестирования капитала, когда миграция капитала осуществляется в виде прилива его к местам необходимого приложения и оттока из тех отраслей производс
Роль финансового сектора
в реализации Стратегии индустриально-
В своём выступлении на IV Конгрессе финансистов Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выделил семь задач, стоящих перед Правительством, Национальным банком РК, Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и всеми финансистами страны на 2005 год, касающихся перспективного развития финансового сектора экономики. Самым важным из решений, о которых сказал Нурсултан Назарбаев, является активизация фондового рынка и его соответствие современным требованиям /38, с.1-2/.
В связи со сказанным и
с предстоящим вступлением
а) обеспечение устойчивости финансовой системы и совершенствование системы управления рисками, включая подготовительные меры по поэтапному переходу к новому Соглашению по капиталу (Базель II);
б) повышение требований
к дальнейшей капитализации
в) развитие рынка ценных бумаг и, прежде всего, рынка акций, путем продажи части пакетов национальных компаний (голубые фишки);
г) внедрение новых финансовых инструментов, позволяющих эффективно привлекать средства участников финансового рынка и, прежде всего, накопительных пенсионных фондов, включая ценные бумаги, выпускаемые для финансирования проектов в рамках индустриальной политики страны (проектные облигации), а также производных финансовых инструментов для хеджирования рисков;
д) ускорение перехода реального сектора на Международные стандарты финансовой отчетности /1, с.28-30/.
Для Ассоциации финансистов Казахстана и Агентства, как уполномоченного надзорного органа приоритетом является, прежде всего, обеспечение устойчивости финансового сектора, путём регулирования, основанного на общепризнанных стандартах.
К 2007 году предполагается пересмотреть основные процедуры регулирования финансовых организаций через призму директив Европейского Союза. Первое, что должны сделать финансисты в этом направлении, — это обеспечить соответствие фондового рынка современным требованиям. Второе – это должны быть приняты меры по совершенствованию корпоративного управления и повышению прозрачности деятельности компаний /36, с.4-6/.
В Республике Казахстан рынок акций сильно отстаёт от долгового рынка. Причина кроется даже не в том, что нет финансовых инструментов для инвестирования, а в том, что как эмитенты, так и инвесторы просто не верят в этот сегмент рынка на данном этапе развития.
Инвесторам этот рынок непривлекателен в виду неопределённой дивидендной политики и нежелания эмитентов раскрывать необходимую информацию. Эмитенты пока не осознают, что привлечение инвесторов в капитал и повышение прозрачности бизнеса могут в целом существенно стабилизировать бизнес и снизить стоимость фондовой базы /39, с.7/. Часть казахстанских акционеров не зациклена на дивидендах, в основном надеясь на доходы в будущем. В меньшей степени это касается акционеров-физических лиц. Но мировая практика свидетельствует, что инвесторы стремятся покупать либо акции с высоким уровнем ликвидности при устойчивом росте цен, либо низколиквидные корпоративные ценные бумаги, по которым прогнозируются значительные объёмы дивидендных выплат.
Дивидендная политика призвана привлекать инвесторов, и в этом один из главных козырей компаний. Общие размеры выплачиваемых дивидендов для американских корпораций колеблются в диапазоне 40- 50%. Это означает, что дивидендные выплаты не могут превышать, к примеру, более половины чистого дохода компании. Эти данные чётко прописаны в документах, регулирующих дивидендные политики компаний.
Невысокие дивидендные выплаты характерны практически для всех компаний пространства СНГ. Их доля от чистой прибыли, как правило, не превышает 10% и привлекает на рынок преимущественно спекулятивно настроенных игроков, стремящихся получить прибыль на росте цен или падении курсовой стоимости акций компании. Причем данные по прибыли в разные годы отличаются друг от друга, как и соответственно выплаты в расчете на одну акцию.
Одним из основных принципов
Положения о дивидендной
В связи с этим, для
повышения привлекательности
Кодексы корпоративного управления
в акционерных обществах
Рынки ценных бумаг этих стран, с одной стороны, являются самыми свободными с точки зрения инноваций, а с другой стороны – самыми регулируемыми рынками мира. Именно на них наиболее вероятно появление новых разновидностей ценных бумаг, чего так недостаёт отечественному рынку ценных бумаг.
В связи с дальнейшим совершенствованием законодательства о рынке ценных бумаг, предполагается установить требования по обязательному наличию во всех акционерных обществах систем корпоративного управления, в целях обеспечения соответствия всех акционерных обществ общепризнанным международным стандартам.
Для выхода из нынешней ситуации
недостатка финансовых инструментов необходим
поиск новых направлений
Президент Республики Казахстан
Нурсултан Назарбаев поставил задачу
перед правительством о выделении
крупных государственных
Одним из условий развития вторичного рынка ценных бумаг является увеличение ликвидности государственных ценных бумаг. Проблемы недостатка государственных ценных бумаг и недостаточной эффективности политики их размещения требуют оперативного решения. В силу ряда причин доходность по государственным ценным бумагам имела постоянную тенденцию к снижению на протяжении последних трёх лет. Одним из основных факторов, влияющим на эту ситуацию является то, что все эти ценные бумаги выпускаются с фиксированной ставкой дохода.
Как правило, на практике государственные ценные бумаги выпускаются государством для обслуживания внутреннего долга страны и в случае профицита бюджета их выпуск становится нецелесообразным. Такая ситуация приемлема в странах с устоявшейся экономической историей и стабильно работающим фондовым рынком. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Казахстан, необходимо эмитирование государством своих ценных бумаг, даже при отсутствии дефицита бюджета. В этом случае инвестированные средства институциональных и индивидуальных инвесторов в государственные ценные бумаги можно использовать для развития реального сектора экономики страны. При этом государство через институты развития будет выступать генеральным заёмщиком и гарантом, финансируя не только государственные, но и частные проекты.
Таким образом, этот вид ценных бумаг будет соответствовать ряду требований – высокая надёжность, срочность и доходность, индексированная на инфляцию.
Проектом Программы развития рынка ценных бумаг и Планом мероприятий по её реализации предусмотрено осуществление Министерством финансов начиная с I квартала 2005 года долгосрочных, на 10 и более лет, выпусков ценных бумаг с плавающей ставкой вознаграждения, базой для исчисления которой является индекс инфляции. При этом, выпуски государственных ценных бумаг должны соответствовать общим нормам на рынке – то есть обладать предсказуемостью и осуществляться в соответствии с определённым графиком выпуска, который должен охватывать продолжительный период времени, являться доступным для всех участников организованного рынка ценных бумаг и неукоснительно соблюдаться эмитентом. Долгосрочное погашение этих ценных бумаг должно допускаться только в исключительных случаях на вторичном рынке ценных бумаг с соблюдением обязательной процедуры предварительного уведомления собственников, а также программы их конвертации в другие ценные бумаги /40, с.93-97/.
Планируемые выпуски государственных
ценных бумаг направлены на расширение
финансовых инструментов казахстанского
фондового рынка и будут
На современном этапе
развития финансовой системы наблюдается
её недостаточная эффективность
в плане финансирования инновационных
проектов и то, что банки пока
не готовы к работе в условиях избытка
денег у нефтяного и
Проектом Плана мероприятий по реализации Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы, предусматривается создание условий для выпуска проектных облигаций для финансирования инвестиционных проектов.