Роль финансов в макроэкономическом регулировнии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы явилось сравнительное изучение основных направлений управления финансами в Казахстане,а также изучить этот аспект в целом, для поиска основных перспектив развития этой системы в Казахстане.
В процессе написания курсовой работы были решены следующие задачи:
1)изучены теоретические аспекты работы по управлению финансами на макроэкономическом уровне.
2)дана оценка состояния макроэкономическому регулированию в Казахстане в период 2007-2011 гг.
3) рассмотрено влияние новых реформ,актов,поправок и программ на развитие макроэномической политики РК в 2010-2011 гг.
4)выявлены проблем развития отдельных сегментов макроэкономической политики и пути их решения в Казахстане.

Содержание

Введение 3
1. Государственное финансовое регулирование экономики 6
1.1 Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики 6
1.2 Макроэкономическое равновесие и финансы 8
2. Анализ финансов в макроэкономическом регулировании РК 15
2.1 Состояние общегосударственных финансов РК за 2011 гг. 15
2.2 Фискальная политика РК как инструмент макроэкономического регулирования 20
2.3 Проблемы и направления совершенствования макроэкономического регулирования финансовых отношений 23
Заключение 26
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 309.49 Кб (Скачать)

     Координация денежно-кредитной и фискальной политик должна осуществляться по нескольким направлениям.

     Во-первых, основным условием при реализации данных политик является следование единой долгосрочной цели или ориентиру. Данной целью может служить вхождение  Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира. Для достижения данной цели должны реализовываться отдельные  задачи, например, сохранения высокого и устойчивого роста ВВП, снижение уровня инфляции, повышение благосостояния населения, уменьшение дефицита бюджета  и т.д. путем проведения соответствующей  государственной политики.

     Во-вторых, для тесной координации фискальной и денежно-кредитной политик необходимо согласование ключевых предположений  и допущений, которые лежат в  основе прогнозов основных макроэкономических показателей, а также в основе корректировки этих прогнозов.

     Зачастую  расхождения именно в предположениях и допущениях по тенденциям показателей  приводят к существенным различиям  в прогнозах и, в конечном итоге, расхождениям в направлении принимаемых  мер. Так, в последние несколько  лет проводится, с одной стороны, экспансионистская бюджетная политика, направленная на значительный рост расходов бюджета, и, с другой стороны, ограничительная денежно-кредитная политика, характеризуемая мерами по ее ужесточению. Разнонаправленность мер данных политик не позволяет обеспечить снижение уровня инфляции [9].

     Тем не менее, координация денежно-кредитной  и фискальной политик не предполагает их подчинение друг другу. Независимость  Национального Банка от органов  представительной и исполнительной власти закреплена Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан».

     Концепция развития финансового сектора предусматривает  упрощение регулирования и надзора  за кредитными товариществами в силу ограниченного круга осуществляемых ими финансовых операций. Необходима корректировка пруденциального  регулирования, в частности норматива  риска на одного участника, который  не может превышать показателя, равного 0,5. Ввиду особенностей образования  и деятельности кредитных товариществ, в частности узкого круга операций, ограниченного числа участников, данный коэффициент не оказывает  влияния на системные риски. Решение  о кредитовании того или иного  участника принимается участниками  или кредитным комитетом товарищества коллегиально, на основе тщательной оценки заявок и рентабельности проекта, что  снижает риск нецелевого использования  кредитных ресурсов.

     Важнейшим документом в области совершенствования  финансовой системы Республики Казахстан  является Концепция развития финансового  сектора Республики Казахстан, которая  разработана на 2008–2011 годы и определяет основные приоритеты развития финансового  сектора, а также направления  и подходы к государственному регулированию отдельных его  секторов. 

     2.3 Проблемы и направления совершенствования макроэкономического регулирования финансовых отношений 

     При реализации политики обеспечения сбалансированного  и качественного экономического роста возможно наступление определенных  внешних и внутренних макроэкономических рисков, которые, в зависимости от степени изменения ситуации, требуют  различные механизмы реагирования.

     Ухудшение экономической ситуации, вследствие более длительного восстановления мировой экономики, очередного падения  мировых цен на сырьевые ресурсы, закрытости внешних рынков для заимствования, приведет к снижению поступлений  и расходов государственного бюджета, сокращению притока иностранной  валюты в страну, оказывающему давление на тенге в сторону девальвации, снижению деловой и потребительской  активности и последующему замедлению темпов роста экономики.

     В целях дополнительного стимулирования инвестиционной, деловой и потребительской  активности будут предприниматься  меры по дополнительному поддержанию  ликвидности секторов экономики  через:

     привлечение дополнительных ресурсов для поддержки  кредитозависимых отраслей, в том  числе за счет привлечения ресурсов государственных компаний и институтов развития;

     поддержания ликвидности банков второго уровня, в том числе через пересмотр  нормативов минимальных резервных  требований.

     В случае улучшения ситуации – значительного  роста мировых цен на сырьевые ресурсы, открытия доступа к внешним  займам, произойдет увеличение притока  иностранной валюты в страну, поступлений  и расходов бюджета, что, в свою очередь, может привести к повторному «перегреву экономики», повышению уровня инфляции, а также будет оказывать давление на обменный курс тенге в сторону  укрепления и способствовать снижению конкурентоспособности несырьевого  экспорта.

     В данном случае необходимо принятие следующих  мер:

     стерилизация  избыточной ликвидности и денежной эмиссии;

     увеличение  накоплений в Национальном фонде;

     ужесточение фискальной политики (сдерживание роста  расходов бюджета до уровня ниже номинальных  темпов роста ВВП);

     ужесточение денежно-кредитной политики (через  механизм минимальных резервных  требований и регулирующие ставки);

     увеличение  международных резервов Национального  Банка;

     ограничение рисков банковского сектора, связанных  с внешними заимствованиями.

     Проведение  указанной политики позволило создать  резервы для проведения антикризисной  политики, в рамках которой в 2008 – 2009 годах из Национального фонда  Республики Казахстан в виде целевого трансферта в республиканский бюджет было выделено 955,4 млрд. тенге. 

     Рисунок  5.

 

     В 2008 году эти средства целевого трансферта в сумме 607,5 млрд. тенге были направлены на увеличение уставного капитала акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для реализации мер по обеспечению конкурентноспособности и устойчивого развития национальной экономики Республики Казахстан, указанные  средства освоены полностью.

     В реализацию послания Главы государства  «Новое десятилетие – новый экономический  подъем – новые возможности Казахстана»  от 29 января 2010 года разработана новая  Концепция формирования и использования  средств Национального фонда  Республики Казахстан.[10]

Заключение

     фискальный  финансовый регулирование политика

     Проделанная работа позволяет сказать о целях  финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в Казахстане.

     Таким образом, рассмотренные характерные  черты финансов или их признаки позволяют  выделить данную экономическую категорию  из ряда других и отражают специфику, особенность финансов. Если первые два признака – денежный характер финансовых отношений и распределительный  характер лишь ограничивают круг этих отношений, то свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости  в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

     На  основании вышеизложенного можно  сформулировать краткое определение  финансов в следующем виде: финансы  представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих  в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды  у участников воспроизводства для  удовлетворения их разнообразных потребностей.

     На  основании вышеизложенного можно  сформулировать краткое определение  финансов в следующем виде: финансы  представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих  в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды  у участников воспроизводства для  удовлетворения их разнообразных потребностей.

     Большое внимание при разработке финансов и  финансовой политики уделяется определению  рациональных форм изъятия доходов  предприятий в пользу государства, а также доли участия населения  в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению  эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения  между сферами общественного  производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

     Рассматривая  функции финансов, следует признать, что отдельные сферы финансовых отношений неоднозначны по содержанию операций, объектам действия, целям. Например, в сфере государственных финансов характер финансовых процессов отличен  от такового в сфере материального  производства. Более того, даже в  государственных финансах, в отдельных  их взаимосвязанных звеньях –  налогах, государственном бюджете, государственном кредите – характер функционирования неодинаков. Это позволяет  сделать вывод о наличии у  отдельных сфер и звеньев финансов относительно самостоятельных подфункций, тяготеющих в большей или меньшей  степени к одной из концепций  – распределительной или воспроизводственной.

     В условиях Казахстана наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком  сложным и резким был переход  от системы планирования к так  называемой рыночной экономике.

     Итак, активизация роли государства в  управлении финансами в условиях современного Казахстана приобретает  ключевое значение. От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, судьба социально–экономических реформ, перспективы создания экономической  системы, обеспечивающей динамический и эффективный рост экономики  и достойный уровень благосостояния народа. Важно принять во внимание как общие тенденции мирового развития, связанные с существенными  изменениями роли и функций государства, так и специфические особенности  нашей страны, ее традиции и нынешние исходные условия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

 
  1. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., ИВЭСЭП, 2003.
  2. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.
  3. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  4. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. – Алматы, 2002 г.
  5. Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 2000
  6. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» февраль 2008 г.
  7. Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008–2011 годы
  8. Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007–2011 годы
  9. Сайт журнала «Эксперт-Казахстан» (www.expert.ru/ printissues/ kazakhstan)
  10. Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан  на 2011 – 2015 годы.

Информация о работе Роль финансов в макроэкономическом регулировнии